10.08.1855—21.12.1906), шталмейстер Высочайшего Двора, генерал-майор Свиты, действительный статский советник, С.-Петербургский градоначальник, борец с революционной смутой. Родился в с. Каргашине Елатомского у. (ныне Сасовский р-н) Тамбовской (ныне Рязанской) губ. в семье генерал-лейтенанта Федора Федоровича (1811–1886) и Софии Николаевны (1829–1905) фон-дер Лауниц. Древний прибалтийский род фон-дер Лауниц известен в России с XV в. Один из основателей российской ветви был в числе сопровождавших наследницу Византийского Императорского престола принцессу Софию Палеолог будущую супругу Великого Князя Московского Ивана III, которая прибыла в Россию в 1472. Окончил Пажеский корпус (1877), выпущен корнетом в л.-гв. Гродненский гусарский полк. Принимал участие в Русско-турецкой войне 1877–1878. За участие в боевых действиях был награжден: орденами св. Анны 4-й ст., Анны и Станислава 3-й ст., Румынским железными крестом за переправу через Дунай, другими наградами (позднее стал полным кавалером орденов свв. Анны и Станислава). После окончания войны добровольно остался служить в освобожденной Болгарии. Участвовал в установлении гражданского порядка, занимая должность мидийского окружного начальника Адрианопольского санджака (1878–1880). Затем, назначенный в распоряжение начальника войск милиции Восточной Румелии, командовал Сливненской конной сотней. В 1883 вступил в брак с кнж. Марией Александровной Трубецкой (1863–1922). В 1885 вышел в отставку в чине полковника и жил в Харьковской губ., в имении своей жены (с. Алексеевка и с. Б. Рогозянка).
В 1892–1900 избирался Харьковским уездным предводителем дворянства, мировым судьей, председателем губернского земского собрания. Заботился о народном просвещении, добившись увеличения количества школ и увеличения ассигнований на 200 тыс. руб. ежегодно. Биограф Лауница свящ. К.Богоявленский писал: «Эта жизнь в деревне, на лоне природы, близость к матушке-земле и ... крестьянам-землеробам, укрепила в нем горячую веру в Бога. Будучи глубоко верующим христианином, он свято чтил Православную Веру, в течении всей своей жизни боролся за Ея величие, Ея силу, негодовал при виде того безверия, того легкомыслия, с которым относятся теперь к религиозным вопросам». Строил храмы, часовни, школы на территории Харьковской и Тамбовской епархий, заботился о сельском духовенстве, принимал активное участие в церковно-приходской жизни.«Мне особенно пленительною казалась его глубокая религиозность, — писал еп. Тамбовский и Шацкий Иннокентий (Беляев).— С благоговением вспоминаю крестные ходы в Харькове и Тамбове, в которых он с особой ревностью участвовал, сам неся святыни чудотворных икон». Святейший Синод неоднократно отмечал его усердие награждениями и представлениями к Высочайшим наградам. В янв. 1901 Лауниц был снова призван на службу — назначен на должность Архангельского вице-губернатора. С 28 авг. 1902 по 30 дек. 1905 занимал должность Тамбовского губернатора. В июле 1903 произведен в действительные статские советники, а в дек. 1903 ему было пожаловано звание шталмейстера Высочайшего Двора. В Тамбове Лауниц стал одним из инициаторов и организаторов прославления прп. Серафима Саровского.«Промысел Божий, — писал о Лаунице еп. Иннокентий, — избрал эту выдающуюся религиозность орудием Своих дел. Почившему суждено было послужить великому Саровскому Торжеству. На нас двоих легла тогда вся тяжесть и ответственность за успех этого светлого события в жизни России. Мне досталась церковная сторона торжества, ему — гражданский порядок, охрана, распорядительность. И сколько вложил он в это торжество Церкви своего труда, хлопот, забот, опасений и тревоги, — то видел и ценил Царь-Богомолец, да с высоты небес призирал Святой прославляемый Саровский Праведник».
Значимость этого события в жизни России н. ХХ в. достаточно хорошо освещена в литературе. Многие подготовительные мероприятия Лауниц, видя нехватку средств, проводил за свой счет. В годы революционных брожений н. ХХ в. Лауниц не поддался либерально-нигилистическим настроениям прозападно ориентированной части русского общества, продолжая оставаться на позициях Православной Русской государственности и видя свой долг в защите устоев Русской Церкви и Русского государства. Эта позиция, с одной стороны вызывала насмешки т.н.«прогрессивных» кругов общества, с другой — была близка взглядам Императора Николая II, что послужило их духовному сближению. Лауниц решительными и продуманными действиями сумел остановить распространение смуты на территории своей губернии. Его увещевания одураченных агитаторами крестьян в сочетании с твердыми мерами по наведению порядка стабилизировали обстановку, позволили избежать кровопролития и гибели людей. Известны даже случаи, когда виновные возвращали награбленное и приносили церковное покаяние. Тамбовская губ. менее других пострадала от революционных событий н. века и дольше всех Впоследствии сопротивлялась большевикам (Антоновское восстание). 31 дек. 1905 Лауниц был назначен градоначальником столицы Российской Империи в чине генерал-майора Свиты, он принял это назначение по личной просьбе Государя. Узы духовной дружбы и взаимной любви связывали Лауница с великим светильником Земли Русской св. прав. Иоанном Кронштадтским. Лауниц часто бывал в монастыре на Карповке, помогал в завершении строительства и благоустроении обители. Особенной заботой и покровительством Лауница пользовался Союз Русского Народа (СРН). Он поддерживал личные тесные отношения с черносотенцами: у него в градоначальстве служили Н. Н. Жеденов, Д. И. Шишмарев и др. члены СРН, в его кабинете часто бывали А. И. Дубровин, А. А. Майков, Н. М. Юскевич-Красковский и др. монархисты.
После убийства Лауница монархисты утверждали, что это злодеяние организовали окопавшиеся в градоначальстве евреи и поляки. В московской газете «Вече» была опубликована статья Л. Е. Катанского «Накануне баррикад», в которой об этом открыто писалось. Новый градоначальник генерал Драчевский начал с того, что уволил из градоначальства всех членов СРН: Жеденова, Васильева, Шишмарева. Честность и неподкупность Лауница, чистота его православной веры вызывали ненависть со стороны антирусских, антиправославных сил. В революционном списке приговоренных к смерти он стоял на третьем месте (после Императора Николая II и П. А. Столыпина). Были покушения, были угрозы. Близкие друзья советовали проситься куда-нибудь подальше от Петербурга. На это Лауниц всегда отвечал: «Останусь, пока нужен Государю».
На 21 дек. 1906 в Петербурге было назначено освящение новой клиники Института Экспериментальной медицины, что на Лопухинской улице (Петроградская сторона). Участники торжества собрались за богослужением в храме клиники. Очевидец свидетельствует, что Лауниц находился у колонны, недалеко от алтаря.«Стоя близко к нему, я видел, как во время обедни он на коленях молился Богу — смерть, очевидно, витала над ним». Когда по окончании Божественной Литургии и молебна Лауниц, в числе прочих, подойдя к кресту, двинулся к выходу, раздались выстрелы. Лауниц поднял руку для совершения крестного знамения и упал, обагрив своей кровью порог храма Божия, где только что совершалась Безкровная Жертва и с улыбкой предал свой дух Господу.«Он говорил, что лично ему смерть не страшна — все мы в руце Божией, — но ему страшно, что каждая смерть, смерть от злодейской руки убийц не подействовала бы, как ослабление веры и силы у не совсем твердых и уравновешенных. Да, в нем Россия лишилась человека с железным сознанием честно исполняемого долга, и человека с мягким, добрым отзывчивым сердцем. Они знали, кого убивали, знали и почему, а мы эту невознаградимую потерю чувствуем сейчас, и будем еще ощутительнее и с каждым днем яснее и яснее чувствовать впредь... Память о нем у всех, кто имел с ним счастье встречаться, не иссякнет», — писал преданный ему Д. И. Шишмарев. 24 дек. 1906 митр. Антонием (Вадковским) в сослужении петербургского духовенства был совершен чин отпевания. Согласно завещанию Лауница он был похоронен на родине в с. Каргашине за алтарем сельского храма. Свою жизнь и жизнь своей семьи Лауниц стремился построить в соответствии с идеалами Святой Руси, воспитав в духе Православной веры и любви к Отечеству своих шестерых детей. Владимир (р. 1884), выпускник Императорского Училища правоведения в авг. 1918 арестован ЧК в Москве по обвинению в монархической деятельности и отправлен в Ивановский концентрационный лагерь (бывший Иоанновский монастырь в Москве), где след его теряется. Мария (1886–1959), фрейлина, в 1918 обвенчалась с полковником В. М. Лермонтовым (1874–1954), внучатым племянником поэта, похоронена в Пятигорске на городском кладбище. Александр (1890–1914), выпускник Пажеского корпуса, офицер л.-гв. Семеновского полка погиб под Люблином. Емилия (1893–1966), фрейлина, во время Великой Отечественной войны с дочерьми интернирована в Германию, скончалась в Париже, похоронена на кладбище Сен-Женевьев де Буа. София (1897–1976) в 1920 выехала с частями Русской армии из Крыма вКонстантинополь, с 1930-х жила в Париже, похоронена на кладбище Сен-Женевьев де Буа. Феодор (1899–1979), выпускник Пажеского корпуса 2 февр. 1917 (последний выпуск), в 1920 выехал из Крыма в Константинополь в составе Русской армии, в сер. 50-х переехал в Бельгию, был старостой храма-памятника Царю-Мученику Николаю II в Брюсселе. Женат на М. П.Апраксиной (1913–1968) — дочери гр. П. Н. Апраксина. Скончался и похоронен в Брюсселе. После революции в начале 20-х храм в с. Каргашине и место захоронения подверглись осквернению, которое было совершено под руководством председателя Елатомского (Сасовского) уездного комитета большевиков и уездного исполкома А. Н. Янина, устанавливавшего советскую власть в Сасовском районе, куда он был направлен из революционного Петрограда. Многочисленные очевидцы свидетельствуют, что тело Владимира Феодоровича сохранилось нетленным. В 2000 материалы о его жизни, трудах и мученической кончине были переданы в Комиссию по канонизации при Св. Синоде Русской Православной Церкви.
Лит.: Артамонова Н. Сын, России преданный // Русский вестник. 2000. № 3–4; Борец-мученик за Святую Русь в смутную годину В. Ф. фон-дер-Лауниц. Сост. Свящ. Тамбовского Кафедрального собора Константин Богоявленский. Тамбов, 1912; Борец-мученик за Святую Русь. Сост. В. Н. Соколов. Ставрополь, 2000; Вагнер Г. К., Чугунов С. В. Рязанские достопамятности. М., 1989; Ведомости С.-Петербургского градоначальства. 1906. № 71; Волконский В. М. Саровские торжества // Русское возрождение. 1978. № 2; Герасимов А. В. На лезвии с террористами. Воспоминания. М., 1991; Иннокентий, архиеп. Слово, сказанное 27 дек. 1906 в церкви с. Каргашина, Елатомского у. при погребении СПб. градоначальника, генерал-майора В. Ф. фон-дер-Лауница. // Прибавление к «Церковным ведомостям». 1907. 20 янв.; Логвиненко Л. Борец-мученик за Святую Русь // Ставропольский благовест. 2000. № 8; Мосолов А. А. При дворе последнего Императора. Записки начальника канцелярии министерства Императорского Двора. СПб., 1992; Новый С.-Петербургский градоначальник // Нива. 1906. № 10; О мерах, предпринятых градоначальником СПб. В. Ф. фон-дер-Лауницем по недопущению поднятия цен на продукты питания // С.-Петербургские ведомости. 1906. № 88; Обращение к Святейшему Патриарху Алексию II и в Комиссию по канонизации при Священном Синоде Русской Православной Церкви // Русский вестник. 2000. № 27–28; Павлов Н. А. В. Ф. фон-дер-Лауниц. Таинственное убийство (из газеты «Русское знамя», № 5, 1907). СПб., 1907; Памяти СПб. градоначальника свиты Его Величества генерал-майора В. Ф. фон-дерЛауница. Собрано крепколюбившим почившего Д. И. Ш. СПб., 1907; Платонов О.А. История русского народа в ХХ в. В 2 т. М., 1997; Св. праведный Иоанн Кронштадский в воспоминаниях самовидцев. М., 1998; Сологуб В. Д. «Державной воли верный исполнитель». СанктПетербургский градоначальник Владимир Федорович фон-дер Лауниц (1855–1906) // Воинство святого Георгия: Жизнеописания русских монархистов начала XX века. / Сост. и ред. А. Д. Степанов, А. А. Иванов. СПб., 2006; Угодник Божий Серафим. Под ред. А. Н. Стрижева. М., 1993; Шаховской М. Памяти В. Ф. фон-дер-Лауница // Голос русского. 1906. № 98. А. Соколов, В.Соколов, Л.Логвиненко