ЛАВРОВ (Миртов и др.) Петр Лаврович
ЛАВРОВ (Миртов и др.) Петр Лаврович
(1823—1900) — российский общественный деятель, теоретик революционного народничества, публицист, философ и социолог, полковник (1858). В 1844—1866 гг. преподавал математику в военных учебных заведениях Петербурга. С 1852 г. публиковал статьи по вопросам военной техники и естествознанию, с конца 1850-х гг. — работы по педагогике, философии, истории физико-математических наук; написал ряд стихотворений антиправительственного характера, помещенных в газете «Колокол» А. И. Герцена. Во время студенческих волнений 1861 г. публично выступал против реакционного проекта Устава университетов и травли студентов в печати. С начала 1860-х гг. — участник революционного движения: вступил в тайную организацию «Земля и воля» (1862), негласно редактировал «Заграничный вестник» (1863—1866). В 1866 г. арестован, предан военному суду и в 1867 г. сослан в Вологодскую губернию. В феврале 1870 г. бежал из ссылки. Поселился в Париже. Осенью 1870 г. вступил в 1-й Интернационал. В мае 1871 г. выполнял поручения Парижской коммуны в Лондоне, встречался с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1873—1876 гг. — редактор журнала и газеты «Вперед!» (Цюрих, Лондон). В 1878 г. в Париже организовал русско-польский революционный кружок, установил связь с польским подпольем в Варшаве, с русскими организациями «Черный передел» и «Народная воля», участвовал в создании заграничных русских народнических организаций и издании «Вестника Народной воли» (1883—1886). В 1870—1890-х гг. под разными псевдонимами (более 60) печатался в ряде русских легальных газет и журналов. Философско-социологическую научную деятельность начал в конце 1850-х — нач. 1860-х гг. Выступал против религии и мистического идеализма, опираясь на рационалистические традиции. Считал задачей науки раскрытие законов общественных отношений и исторического процесса. Сформулировал в популярных «Исторических письмах» (1868—1869) руководство для «сознательного участия в общественной жизни» русской революционной молодежи. Выдвинул идею о том, что двигателем прогресса является интеллигенция, задача которой служить народу, выполняя перед ним свой «неоплатный долг» ради «умственного и нравственного развития», воплощения «истины и справедливости» в обществе. Эта идея стала теоретическим обоснованием деятельности целого поколения революционеров-народников, воспринявших ее как призыв к переустройству существовавшего несправедливого общества путем союза передовой интеллигенции и народа для достижения социализма — идеала исторического процесса. В работе «Государственный элемент в будущем обществе» (1876) говорилось о вынужденной необходимости временной революционной диктатуры и рассматривалась проблема постепенного отмирания государственности при социализме, который трактовался как «неизбежный результат современного процесса экономической жизни». Выступал против анархизма (М. А. Бакунина) и заговорщической тактики насильственного захвата власти (Я. Я. Ткачева), указывая, что нельзя «торопить» революцию, что необходимы пропаганда социалистического учения в массах, а также теоретическая и нравственная подготовка революционеров.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015