Лавров, Николай Владимирович - русский певец-баритон (1802 - около 1850); пел в московской оперной труппе. Обладая обширным и прекрасным по звучности голосом, Лавров был очень хорош в операх ""Роберт"", ""Цампа"", ""Аскольдова могила"".
Лавров Николай Владимирович
— актер-певец; сын мещанина, род. в 1802 г. в Ветлуге, ум. в 1840 г. Первоначально торговал лесом. В 1824 году поступил на сцену московского театра; он обладал сильным баритоном, обнаружил большие сценические способности и отличался не только как превосходный певец, но и как выдающийся актер; с большим успехом исполнял первые роли в трагедиях и драмах, играя "Эдипа", "Дон-Жуана", "Велизария". Дочь Лаврова — Екатерина Николаевна Лаврова-Васильева, известная актриса.
И. Б—ов.
{Половцов}
Лавров, Николай Владимирович
— русский певец-баритон (1802—1840), пел в московской оперной труппе. Обладая обширным и прекрасным по звучности голосом, Л. был очень хорош в операх "Роберт", "Цампа", "Аскольдова могила".
Н. С.
{Брокгауз}
Лавров, Николай Владимирович
— известный баритон Моск. Имп. оперы; род. 1802 в Ветлуге, умер около 1850 в Москве. В юности, живя в Н.-Новгороде, Л. пристрастился к театру и, когда в 20-х годах попал в Москву, добился поступления в московский театр, в котором в то время драматическая и оперная труппы не были еще разделены. Принятый Кокошкиным в состав труппы, Л. дебютировал в январе 1825, при открытии Большего (Петровского) театра, в прологе "Торжество муз" Дмитриева, муз. Верстовского, в роли Аполлона. Л. сначала выступал главным образом в трагедиях, но превосходный голос заставил его впоследствии перейти главным образом на оперное амплуа. Л. был самоучкой и только после свадьбы на известной в свое время певице Д. Я. Сабуровой, принялся за серьезное изучение пения (у Антонолини), продолжавшееся, впрочем, недолго. Он одинаково выдавался как в серьезных партиях (Дон-Жуан, Вампир, Иосиф, Велизарий, Роберт-Дьявол, Аскольдова могила), так и в комических (Баядерка Обера, Цампа и др.). Л. скончался от нервной горячки.
(Ф.).
{Риман}
Лавров, Николай Владимирович
(Лавров — сцен. псевд.; наст. фам. Чиркин) [9.5.1805 (в нек-рых источ. 1802), г. Ветлуга Костром, губ., ныне Горьков. обл. — 25.5(6.6).1840, Москва] — арт. оперы (бас-баритон) и драмы. Муж Д. Лавровой-Сабуровой, отец драм. арт. Е. Васильевой. В юности жил в Н. Новгороде, где увлекался т-ром. По окончании моск. Коммерческого уч-ща торговал лесом. Одновременно в 1822—24 пел в хоре моск. Новоспасского монастыря. Его голос обратил на себя внимание директора Моск. имп. т-ра Ф. Кокошкина, и в 1824 Л. был принят в труппу моск. имп. т-ра; дебютировал как певец в партии Аполлона в прологе "Торжество муз" М. Дмитриева, муз. А. Верстовского и А. Алябьева на открытии Большого (Петровского) т-ра 6 янв. 1825. В первые годы участвовал в операх, водевилях, дивертисментах и драм. спектаклях (гл. обр. в трагедиях; с успехом исп. роли Эдипа — "Царь Эдип" Софокла и Филиппа II — "Дон Карлос" Ф. Шиллера); 1-й исп. роли Мельника ("Русалка" А. Пушкина, 20 апр. 1838). В 1839 гастролировал в Петербурге.
Л. певец-самоучка (недолго брал уроки пения у Ф. Антонолмни). Обладал редким по силе голосом необычайно мягкого "бархатного" тембра и широкого диапазона (две с половиной октавы — от нижнего соль до верхнего тенорного до). В нач. сцен. деят-сти критики писали о недостатках в его вокальном и актер. искусстве. "Один из замечательных голосов в России, может быть, в целой Европе, один из тех редких голосов, которыми не могли налюбоваться итальянские артисты, бывшие в Москве, остался почти как самоцветный камень в руде своей, без грани и без политуры" (Ф. Кони)*. Позднее в критике отмечалось: "Лавров владеет обширным, густым голосом, баритоном, которым управляет с искусством и душою. Особливо приятно его пение, когда он переходит в теноровые партии: это сладость, нега, серебристая струя звуков, которая льется прямо в душу. Там, где нужно развернуть всю силу голоса, Лавров величествен и увлекательно хорош. С этими средствами Лавров соединяет талант опытного и искусного актера. При весьма приятной наружности, величественном росте, игра его всегда благородна, обдуманная и одушевлена" ("Северная пчела", 1839. № 112).
Разнообразный репертуар (комедийный, героич. и мелодраматич.) включал в себя басовые, баритоновые и даже теноровые партии (Торопка). В расчете на голосовые возможности певца А. Верстовский написал партии Неизвестного ("Аскольдова могила"), Пустынника ("Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев"), Твардовского ("Пан Твардовский") и Завольского.
1-й исп. партии: Грюднера ("Три десятки, или Новое двухдневное приключение"), 2-го певца ("Певцы во стане русских воинов"), Старца ("Выкуп Барда, или Сила песнопения"), Супруга Алины ("Праздник в Подмосковной, или Сюрпризы в новом роде"), Просперо ("Буря"), Твардовского ("Пан Твардовский"), Омара ("Несколько часов царствования Нурмагалы"), Доброва ("Сюрприз"), Казака ("Девкалионов потоп, или Меркурий-предъявитель"), Ахридея ("Иван-царевич"): Гассана ("Отчаянные Лазы, или Торжество героев Эриванских"), Блюменталя ("Старый гусар, или Пажи Фридриха II"), Графа де Бельома ("Братья-матросы, или Отец поневоле"), Пустынника ("Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев"), Франца ("Кеттли, или Возвращение в Швейцарию"), Зафара ("Падение Мекки"), Антона Мироновича Власова ("Русский ямщик, или Сокол с места, а ворон на место"), Неизвестного ("Аскольдова могила"), Завольского ("Тоска по родине"); в моск. Большом т-ре — Сусанина ("Иван Сусанин" К. Кавоса), Буривого ("Князь-невидимка, или Личарда-волшебник"), Савельича ("Рославлев"), Сигискара ("Алина, королева Голкондская" Ф. Буальдье), Симского ("Старинные святки"), Торальди ("Чертов мост, или Наказанное злодеяние Торальди"), Дурлинского ("Лодоиска, или Благодетельный татарин"), Остана ("Леста, днепровская русалка" С. Давыдова), Велизария ("Велизарий"), Магомета ("Осада Коринфа"), Алхимиста ("Волшебная лампадка, или Кашемирские пирожники"), Лорда Кокбурга ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Гамильтона ("Женни"), Фернандо ("Сорока-воровка, или Опасность судить по наружности"), Дон Жуана ("Дон Жуан"), Макса ("Швейцарская хижина" А. Адана), Герцога Аргиля ("Эдинбургская темница"), Графа Бакерони ("Элиза и Клавдио"), Графа Родольфа ("Сомнамбула"), Оровезо ("Норма"), Бабекяна ("Три брата горбуны"), Ришарда ("Орлиное гнездо в Богемских горах"), Герцога ("Снег, или Новый Егингард"); на рус. сцене — Рутвена ("Вампир, или Мертвец-кровопийца"), Жана Севера ("Черный латник, или Сын проклятия"), Гавестона ("Белая дама"), Строуна ("Две ночи"), Барона Сальдорфа ("Невеста"), Графа ("Сильваиа"), Цампы ("Цампа, морской разбойник, или Мраморная невеста"), Людовика ("Людовик, или Ненависть и любовь"), Коменжа ("Тайный брак, или Поединок в Пре-о-Клерк"), Рабледа ("Эмма, или Безрассудное обещание"), Самбройла ("Мельница в горах, или Союзные войска во Франции 1814 года"), Филиппа ("Леокадия"); Капитана Жана ("Клятва, или Делатели фальшивой монеты"), Леонато ("Монтано и Стефания"), Эрнесто ("Пират"), Эдварда ("Сара, шотландская сирота"), Маркиза ("Принц-маляр, или Козимо"), Лорда Эльфорта ("Черное домино, или Таинственная маска"), Ганса Гейлинга ("Царь земных духов"), Маркиза де Кореи ("Почтальон из Лонжюмо"), Герцога ("Мария, или Безнадежная любовь"), Табли ("Престонский пивовар"), Велизария ("Велизарий"). Лучшие партии: Неизвестный ("Аскольдова могила"), Иаков ("Иосиф в Египте"), Уберто, Цампа, Велизарий. Др. партии: Бертрам ("Роберт-Дьявол"), Сенешаль ("Жан Парижский"), Бертран ("Целый роман"), Пустынник ("Красная Шапочка"), Рауль Синяя Борода, Миккеле, Монтальд, Сандер, Куно, Батист, Лейчестер, Граф Пальзо, Партнеры: А. Бантышев, Петр А. Булахов, Д. Лаврова, Н. Репина, В. Рязанцев, А. Сабурова, М. Щепкин. Пел п/у И. Фельцмана, Ф. Шольца.
В дивертисментах исп. рус. нар. песни и романсы А. Алябьева, А. Верстовского, И. Геништы. 16 марта 1828 в дуэте с А. Бантышевым исп. "Прощание с соловьем" А. Алябьева в сопровождении хора и симф. орк. В связи с кончиной певца А. Алябьев написал "Песнь на смерть Лаврова". Талант певца высоко ценил С. Аксаков. Лит.: Певец московской сцены в Петербурге // Сев. пчела. 1839. 23 мая. № 112; Кони Ф.* Николай Владимирович Лавров, русский певец и актер // Пантеон русского и всех европейских театров. 1840. № 6. С. 73—81; Очевидец. Из моих воспоминаний // Театр. мирок. 1884. № 29. С. 4; Pодиславский В. И. Московские театры доброго старого времени // Ежегодник имп. театров. Сезон 1900—1901. Прилож. 2; Глумов А. Музыка в русском драматическом театре: Исторические очерки. — М., 1955; Штейнпресс Б. Страницы из жизни A. А. Алябьева. — М., 1956. С. 143—145, 258, 315; Аксаков С. Т. Собр. соч. в 4 тт. Литературные и театральные воспоминания. — М., 1956. Т. 3. С. 448; Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки. Очерк. — Л., 1959. С. 693—699; Земенков Б. С. Памятные места Москвы. — М., 1959. С. 241.
Лавров, Николай Владимирович
актер москов. театра, любимый публикою, певец и драмат. артист, р. 9 мая 1805 г., † 1840 г. 26 мая.
{Половцов}
Лавров, Николай Владимирович
(17.XII.1911 —19.IV.1981)
Сов. химик, акад. АН УзССР (с 1960). Окончил Московский химико-технол. ин-т (1934). В 1935— 1936 работал на газогенераторной станции в Новомосковске на Украине, с 1936 — в Энергетическом ин-те АН СССР. Один из организаторов (1949) ВНИИподземгаза, преобразованного позднее во ВНИИпромгаз. В 1953—1960 в Ин-те горючих ископаемых АН СССР. В 1961 организовал в Ташкенте Ин-т использования топлива и был его первым директором (1961 — 1964). С 1964 во ВНИИпромгазе. Одновременно с 1945 преподавал в Московском энергетическом ин-те. В 1960—1964 акад.-секретарь Отд. техн. наук АН УзССР.
Осн. работы посвящены химии и технологии тв. топлива. Выполнил эксперим. и теоретические исследования процесса подземной газификации углей; установил кинетические закономерности и механизм горения оксида углерода, цепной характер р-ции горения углерода, хим. строение образующихся при сгорании угля продуктов и механизм образования бензпирена. С 1970 исследовал вредные выбросы на предприятиях хим. переработки горючих ископаемых.