Лавров, Петр Лаврович - известный писатель и политический деятель (1823 - 1900). Окончил курс в артиллерийском училище; был профессором математики, помощником редактора ""Артиллерийского Журнала"", в 1861 - 1864 годах редактором выходившего тогда ""Энциклопедического Словаря"", негласным редактором ""Заграничного Вестника"". К этому периоду относятся его труды: ""Очерки вопросов практической философии"" (СПб., 1860); ""Три беседы о современном значении философии"" (ib., 1861); ""Очерк истории физико-математических наук"" (выпуск I, ib., 1866; в ""Морском Сборнике"" 1865 - 1866 годов напечатано гораздо больше, чем в отдельном издании). В 1866 г. Лавров был арестован и предан военному суду. Непричастность его к Каракозовскому делу не подлежала ни малейшему сомнению; суд признал его виновным только в сочинении нескольких революционных стихотворений, в близости к людям преступного направления (Чернышевскому , Михайлову и другим) и в проведении вредных идей путем легальной печати. Лавров был приговорен к увольнению от службы (в чине полковника) и ссылке в Кадников, Вологодской губернии. Оттуда он сотрудничал в ""Отечественных Записках"" и ""Неделе""; в последней им были напечатаны в 1868 - 1869 годах его знаменитые ""Исторические Письма"", подписанные псевдонимом: Миртов (отдельное издание, СПб., 1870; полное издание, СПб., 1905). В феврале 1870 г. Герман Лопатин организовал побег Лаврова из Кадникова. Лавров поселился в Париже, где пережил осаду и коммуну; во время последней он сблизился со многими коммунарами, в особенности с Варленом. Из Парижа Лавров отправился в Лондон, где познакомился с Марксом и Энгельсом. Тогда же он вступил в международное общество рабочих. С 1873 по 1875 г. он издавал в Цюрихе три тома непериодического издания ""Вперед"" (XI, 810), а в 1875 - 1877 годах издавал двухнедельную газету под тем же названием. Программа журнала ""Вперед"" была построена на признании двух родов борьбы: ""борьбы реального миросозерцания против миросозерцания богословского, науки против религии"", и ""борьбы труда против праздного пользования благами жизни, борьбы равноправности против монополии во всех ее формах и проявлениях, борьбы рабочего против классов, его эксплуатирующих, борьбы свободной ассоциации против обязательной государственности, короче говоря - борьбы за реализацию справедливейшего строя общества"". Главным классом, на который рассчитывал ""Вперед"", был, тем не менее, не класс рабочий, а класс крестьянский; социализм журнала ""Вперед"" был вполне окрашен в крестьянский оттенок. Журнал, редактированный Лавровым (кроме последнего, 5-го тома), был органом революционного народничества, выразившегося в 1870 годах в так называемом ""хождении в народ"". Арест почти всех деятелей народнической фазы революционного движения в России (1874 - 1875 годы), за которым последовал ряд политических процессов (так называемые процессы 50-ти и 193-х, 1877 - 1878), нанес сильный удар народническому направлению, особенно в практической его деятельности. Под влиянием событий в России произошло изменение и в политическом миросозерцании Лаврова. В конце 1870 годов Лавров сделался не безусловным, несколько колеблющимся сторонником нового революционного направления, известного под именем народовольчества. В 1882 г. Лавров был одним из основателей в Париже ""Красного Креста Народной Воли"", за что был выслан из Франции; в 1883 г. получил возможность вернуться в Париж, где и жил до самой смерти. С 1883 по 1866 годы он был одним из редакторов непериодического издания: ""Вестник Народной Воли"". В 1892 - 1896 годы Лавров принимал участие в издании ""Материалов для истории русского социально-революционного движения"", в которых поместил две статьи: ""История социализма и русское движение"" и ""Народники 1873 - 1878 годов"". Вообще Лавров писал очень много как в легальных, так и в нелегальных изданиях. Его псевдонимы в легальной литературе: Миртов, Щукин, П. Кедров, П. Угрюмов, П. Крюков, С. Кошкин, П-ский и многие другие. Начиная с конца 1890-х годов, стали появляться в России частью старые, частью новые работы Лаврова, выходившие под разными псевдонимами. Так появились: С.С. Арнольди ""Задачи понимания истории. Проект введения в изучение эволюции человеческой мысли"", издание М. Ковалевского (М., 1898); Арнольди ""Современные учения о нравственности и ее история"" (СПб., 1904); Арнольди ""I. Кому принадлежит будущее. II. Из рукописей 1890 годов"" (СПб., 1905); Доленга ""Важнейшие моменты в истории мысли"" (М., 1903; несколько сокращенная по цензурным причинам перепечатка самого замечательного из философских сочинений Лаврова, изданного в ""Женеве"" [1894 - 1898] и оставшегося неоконченным: ""Опыт истории мысли нового времени""); ""Исторические письма"" (см. выше); ""Народники-пропагандисты 1873 - 1878 годов"" (1907) и др. Лавров писал и на иностранных языках, преимущественно статьи о России. В первом томе ""Jahrbuch fur Sozialwissenschaft und Sozialpolitik"" (Людвига Рихтера, Цюрих, 1879) ему принадлежит обозрение истории революционного движения в России. В ""Neue Zeit"" 1880 г. он напечатал биографию и характеристику своего друга Германа Лопатина. Лавров называет свое учение антропологизмом и видит элементы его у Протагора, древних скептиков, сенсуалистов, Конта и особенно у Фейербаха. Философская мысль есть специально мысль объединяющая, теоретически творческая. Она черпает весь свой материал из знания, верования и практических побуждений, но вносит во все эти элементы требование единства и последовательности. Всякое мышление и действие предполагает, с одной стороны, мир, как он есть, с законом причинности, связывающим явления, с другой - возможность постановки нами целей и выбора средств по критериям приятнейшего, полезнейшего, должного. Но как то, так и другое существует не само по себе, а для нас; следовательно, исходной точкой философского построения является человек, проверяющий себя теоретически и практически и развивающийся в общежитии. Антропологизм допускает три здоровые области зрелого теоретического мышления: знание, свободное сознательное творчество искусства, критически-объединяющее творчество философское. Нравственность не прирожденна человеку: далеко не все вырабатывают себе нравственные побуждения, точно так же, как далеко не все доходят до научного мышления. Прирожденно человеку лишь стремление к наслаждению; развитой человек вырабатывает наслаждение нравственной жизнью и ставит его на высшую ступень в иерархии наслаждений. Большинство останавливается на способности расчета пользы. Нравственная жизнь начинается в элементарной форме выработкой представления о личном достоинстве и стремлением воплотить его в жизни; она получает прочную основу, когда человек сознает, что процессу этой жизни присуще развитие, вырабатывает в себе способность наслаждения собственным развитием и потребность развиваться. По самой сущности этого процесса с ним нераздельна критика. Дальнейшим признаком нравственного убеждения является требование нравственности общественной, заключающейся в укреплении и расширении общественной солидарности. Отсюда признание за другими личностями человеческого достоинства и требование поступать с ними сообразно их достоинству. Вся этика исчерпывается основными понятиями достоинства, развития, критического убеждения и справедливости. Для развитого человека они так же определенны и обязательны, как понятия геометрии. Социология исследует формы проявления, стремления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями и потому охватывает, с одной стороны, все животные общества, в которых особи выработали в себе некоторую степень индивидуального сознания, с другой - не только существующие уже формы человеческого общежития, но и те общественные идеалы, в которых человек надеется осуществить более солидарное, а вместе и более справедливое общежитие, и те практические задачи, которые вытекают из стремления осуществить эти идеалы. Прогрессом Лавров считает одновременное усиление сознательных процессов в особи и солидарности в обществе. Прогрессивное движение прочно лишь тогда, когда интересы большинства совпадают с убеждениями наиболее развитого меньшинства. История, как процесс, есть процесс развития, обусловленный положительным или отрицательным проявлением прогресса. История, как наука, есть отыскивание закона последовательности в развитии индивидуального сознания и в фазисах солидарности между личностями. Главная ее задача - отделение для каждой эпохи, в области сознания и солидарности, характеристических черт от переживаний старого и от зародышевых состояний нового. - См. П.Н. Милюков ""П.Л. Лавров"" (некролог, ""Мир Божий"", 1900, № 3); С. Ан-ский ""П.Л. Лавров"" (""Русское Богатство"", 1905, № 8); ""Воспоминания педагога"", В.Г. фон Бооля (""Русская Старина"", 1904, № 9); ""Страничка из воспоминаний"", Лесевича , в сборнике ""На Славном Посту""; Засодимский ""Страничка из литературных воспоминаний"" (""Исторический Вестник"", 1904, № 5); ""Семидесятилетие П.Л. Лаврова"" (издание группы старых народовольцев, Женева, 1893); Кареев ""Теория личности П.Л. Лаврова"" (""Историческое Обозрение"", 1901; перепечатано во II т. ""Собрания сочинений"" и отдельно); М. Негрескуль (дочь Лаврова) ""Отрывки из воспоминаний"" (о бегстве П.Л. Лаврова из Кадникова, ""Сын Отечества"", 1905, № 245); Русанов ""Социалисты Запада и России"" (1908); его же ""П.Л. Лавров"" (""Былое"", 1907); Раппопорт ""Социальная философия Лаврова"" (1905); ""К процессу П.Л. Лаврова"" (""Былое"", 1906); П.Л. Лавров ""О себе самом"" (""Вестник Европы"", сентябрь и октябрь, 1910); Tcheskis ""La philosophie sociale de L."" (Петроград., 1913).