Лавровский Петр Алексеевич
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.
Лавровский, Петр Алексеевич - славист (1827 - 1886). Окончил курс в главном педагогическом петербургском институте. В первых своих исследованиях развивал мнение Срезневского о языковом единстве русских до XIV века. Магистерская диссертация Лавровского ""О языке северорусских летописей"" (СПб., 1852), подтверждая это мнение, указала на существование крупных диалектических отличий в пределах древней Новгородской области и раньше XIII века. Занимая кафедру русской словесности в Харьковском университете, Лавровский заинтересовал Потебню славянским языкознанием. После поездки в Прагу и южнославянские земли Лавровский перешел в Варшавский университет, был его ректором, свои ""славянофильские"" убеждения выказывал резко и должен был выйти в отставку (1872); затем недолго состоял попечителем Оренбургского учебного округа. Главные его труды: ""Исследование о летописи Якимовской"" (""Ученые Записки II отделения Академии Наук"", II, 1855; докторская диссертация); ""Кирилл и Мефодий"" (Харьков, 1863); ""Коренное значение в названиях родства у славян"" (СПб., 1867), сербско-русский и русско-сербский словари (СПб., 1870 и 1880), издание Жития сербского князя Лазаря (""Чтения Общества истории и древностей российских"", 1862), ""Стихотворение хорватского поэта П. Витезевича о Петре Великом"" (там же, 1868, II), ""Старорусское тайнописание"" (""Труды Московского Археологического Общества"", III, 1870). - См. письма Лавровского к Бодянскому (""Чтения Общества истории и древностей российских"", 1887, I); А. Бычков ""П. Лавровский"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1886, IV); А. Кочубинский ""Памяти П. Лавровского"" (""Записки Одесского общества истории и древностей"", XV, 1889).
Источник: Биографический словарь. 2008
— член совета министра народного просвещения, род. 13 марта 1827 г. в с. Выдропуске, тверской губ., ум. в Петербурге 28 февраля 1886 г. Сын сельского священника. Первоначальное образование получил в духовном училище; в 1842 г. принят в петербургский Педагогический институт; в 1851 г. окончил в нем курс с золотою медалью. Еще на студенческой скамье обратил на себя внимание своими работами, из которых одна — "О Реймском евангелии" — напечатана была в "Опытах историко-филологических трудов студентов Главного педагогического института" (СПб. 1852 г.) и заслужила лестный отзыв Востокова. 17 августа 1851 г. П. А. Лавровский назначен был в Харьковский университет исправляющим должность адъюнкта по кафедре славянских наречий; 14 декабря 1852 г. защитил в Петербургском университете на степень магистра рассуждение "О языке северных русских летописей"; в 1854 г. защитил в Харькове на степень доктора "Исследование о летописи Якимовской"; в этой работе он доказал, что Иоакимовская летопись не подлог, не сочинена Татищевым, и в значительной своей части содержит извлечения из какой-то древнейшей, недошедшей до нас рукописи. В 1855 г. возведен в звание экстраординарного профессора, в 1857 г. — ординарного. С весны 1859 г. по январь 1861 г. провел в заграничной командировке. Через Сербию, Банат, Далмацию, Черногорию он проехал в Вену, затем в Прагу; в этом путешествии он завел знакомство с выдающимися славянскими учеными и много работал как над изучением живых славянских языков, так и древних письменных памятников. По возвращении из-за границы он продолжал чтения в Харьковском университете; лекции его и ранее были богаты содержанием, знакомили слушателей со всем новым и замечательным в науке; теперь они приобрели еще более содержательности, были посвящаемы все новым и новым отраслям славяноведения. П. А. Лавровский создал в Харьковском университете заметную школу филологов-славистов, и в числе его слушателей были такие известные ученые, как Колосов и Потебня. В 1863 г. вышел обширный труд Лавровского "Кирилл и Мефодий" — сочинение, занимающее и до сих пор одно из важнейших мест в литературе предмета, как по богатству собранных материалов, так и по строгости и научности методов исследования. Служба Лавровского в Харьковском университете продолжалась до 1869 г.; это было временем наиболее плодотворных работ его на поприще науки. Кроме названных уже исследований он написал за это время: замечательное "Описание семи рукописей Имп. Публ. Библиотеки" ("Чтения москов. общ. ист. и древн.", 1858, IV); "О русском полногласии" ("Известия II отд. Акад. Наук", . VII, 1858); "Исследование о мифических верованиях у славян в облако и дождь" (СПб. 1862), "Падение Чехии в XVII в.", (М. 1868), несколько обстоятельных критических статей и около 10 статей в журналах и газетах по разным современным вопросам славяноведения.
11 августа 1869 г. П. А. Лавровский был назначен ректором Варшавского университета, который должен был открыться и заменить существовавшую тогда в Варшаве главную школу. 12 октября состоялось открытие университета; на акте ректор сказал замечательную речь, в которой проводил мысль, что отличительный признак университета, главная сущность его — это полная свобода в научном движении, но что эта же свобода "требует и со стороны ее возделывателей такой же чистоты в помыслах и побуждениях, какою отличается всякая научная истина; они должны строго и неизменно держаться пределов своей научной области... Малейшее уклонение от этих пределов, самое, по-видимому, слабое вмешательство в основы житейского порядка нарушает прямое назначение ученого". На ректорском посту Лавровский скоро заслужил уважение варшавского общества и как ученый, и как в высшей степени справедливый человек; университет под его руководительством и благодаря его энергии начал становиться вполне русским. 30 декабря 1872 г. Лавровский оставил должность ректора и службу в Варшавском университете; в 1874 г. вышел под его редакциею "Свод мнений по пересмотру университетского устава" 1 января 1875 г. он был назначен попечителем только что образованного тогда оренбургского учебного округа. Здесь он оставался до 31 марта 1880 г., когда был переведен на должность попечителя одесского округа. В Оренбурге он деятельно занимался делами управления, основал много новых училищ и значительно улучшил существовавшие; не оставлял он и ученых работ, плодом которых был "Русско-сербский словарь", появившийся в 1880 г., как продолжение изданного им же в 1870 г. "Сербско-русского словаря". В Одессе Лавровский с увлечением занялся делами университета и упорядочением средних учебных заведений округа, в которых оказались большие беспорядки. Он имел удовольствие и здесь видеть успех своих трудов и общее сочувствие и уважение; но климат Одессы оказался для него вреден; он постоянно хворал и 18 марта 1885 г. вышел в отставку. Отдохнув несколько месяцев в деревне, он приехал в Петербург, и назначенный членом совета министра, начал на свободе продолжать свои работы по изучению Кирилло-Мефодиевского вопроса. Скончался внезапно 28 февраля 1886 г.
Как ученый деятель Лавровский оставил не только несколько отличных трудов, но создал целую школу филологов славистов. Как администратора А. Ф. Бычков характеризует его такими словами: "Его характер приобрел ему много искренних друзей, но и немало врагов, из коих иные, при ближайшем с ним знакомстве, впоследствии становились его поклонниками. Безграничная любовь к родине, строгое охранение государственных интересов, стойкость при проведении полезных мер, твердость убеждений, справедливая оценка лиц и событий, неустанность в работе, требовательность от других точного исполнения возложенных на них обязанностей, готовность ходатайствовать за достойных и искусство находить и оценять полезных деятелей составляли отличительные черты характера П. А. Лавровского". Он был членом-корреспондентом Императорской Академии Наук, югославянской академии в Загребе и членом многих ученых обществ.
Некролог, написанный А. Ф. Бычковым, в "Журнале Мин. народного просвещения", 1886 г., апрель, 54—71, тут и список трудов Лавровского.
{Половцов}
Лавровский, Петр Алексеевич
— славист (1827—1886), брат Лавровского Н. А. (см.); воспитывался в тверской семинарии и главном педагогическом институте; получил золотую медаль за исследование "О Римском евангелии", напечатанное в "Опытах историко-филологических трудов студентов гл. пед. ин." (СПб. 1851, т. I). С 1851 г. занял кафедру славянских наречий в харьковском университете. Получил степень магистра за диссертацию: "О языке северных русских летописей" (СПб. 1862; кроме ближайшего изучения новгородского наречия здесь дан полный исторический очерк великорусского языка), степень доктора — за "Исследование о летописи Иоакимовской" (СПб. 1855). За этим последовал ряд лингвистических статей: "Описание семи рукописей И. П. Библ." (М. 1858), "Обзор замечательных особенностей наречия малорусского сравнительно с великорусским и другими славян. наречиями" (СПб. 1859) и др. После путешествия по славянским землям в 1859—61 г. Л. напечатал "Житие царя Лазаря по списку XVII в." (М. 1860); "В воспоминание о Ганке и Шафарике" (Харьк. 1861); "Известие о состоянии униатской церкви у русских в Галиции" (Хар. 1862); "Падение Чехии в XVII в." ("Ж. М. Н. Пр." ч. CXVIII, кн. 5); "О трудах Ломоносова по русскому яз. и рус. истории" (Хар. 1865 г.); "Коренное значение в названиях родства у славян" (СПб. 1667). Был последовательно ректором варшавского унив., попечителем учебн. округов оренбургского и одесского, членом совета министра народного просв. Последние труды Л.: "Сербско-pyccкий словарь" (СПб. 1870); "Черногория и Черногорцы" ("Беседа", 1871 г., кн. I); "Русско-сербский словарь" (СПб. 1880 г.). После смерти его напечат. "Итальянская легенда о жизни св. Кирилла и открытии им мощей св. Климента" ("Жур. М. Н. Пр.", 1886 г., кн. 7 и 8).
В. Р—ов.
{Брокгауз}
Лавровский, Петр Алексеевич
т. с.; бывший профессор и ректор Варш. унив. и попечитель Оренбургского и Одесского учебного округа, писатель, исследователь славянства, р. 1827 г. 13 марта, † 1886 г. 28 февраля.
{Половцов}
Как и старший брат Николай, после окончания Тверской духовной семинарии поступил в Главный педагогический институт в Петербурге (1842—1851). Он сразу избрал своей специальностью славянскую филологию и быстро стал лучшим и любимейшим учеником профессора И. И. Срезневского. В студенческие годы написал ряд работ по темам, близким к научным интересам учителя; среди них выделяется исследование о Реймском евангелии (1851), отмеченное золотой медалью. Автор провел филологический анализ памятника, сравнив его с Остромировым евангелием и Ватиканским списком. Маститый филолог А. X. Востоков отметил, что это — «труд тщательный и добросовестный, показывающий в молодом авторе необыкновенное прилежание и большую способность к филологическим упражнениям».
По лестной и горячей рекомендации Срезневского и 1851 г. П. А. Лавровский принят адъюнктом на кафедру славянской филологии Харьковского университета. Благодаря Срезневскому молодой ученый познакомился с М. П. Погодиным, чьи советы существенно помогли ему в выборе тем для научных исследований. В 1852 г. в Петербургском университете он защищает магистерскую диссертацию «О языке северных русских летописей», а еще через два года в Харькове — докторскую («Исследование о летописи Иоакимовской», опубликована в 1855). В это же время получает звание профессора и избирается членом-коррсспондентом Академии наук по отделению русского языка и словесности.
В работе «О языке северных русских летописей» П. Лавровский, по словам одного из его биографов и знакомых, К. Я. Грота, приходит к подтверждению взгляда, высказанному Срезневским о том, что «в древнюю эпоху, до XIII—XIV вв., т. е. до исторического поворота государственной жизни с юга на север (после татарского нашествия), не было существенного различия в строе русского языка на севере и юге и что, следовательно, малорусский язык с его типическими особенностями развился и распространился на нашем юге уже после XIII в. В этом он вполне сошелся с М. П. Погодиным, отстаивавшим этот взгляд путем историческим в своей пресловутой полемике с Максимовичем, защитником стародавности малорусского языка в Южной Руси». Петр Алексеевич даже вмешался в спор между учеными, на что Максимович в частном письме к Погодину попрекнул того: «Охота же была тебе напускать на меня этого гуся!»
Проблема образования и развития украинского народа и его языка, определение исходных черт украинского языка, исторического взаимодействия украинского языка с родственными славянскими языками интересовала П. Лавровского и позже. В таких работах, как «Обзор замечательных особенностей наречия малорусского сравнительно с великорусским и другими славянскими наречиями» (1859), «По вопросу о южнорусском языке» (1861), «О русских в Галиции» (1861), он продолжил обосновывать идеи своей магистерской диссертации, вслед за Срезневским считая, что характерные черты украинского языка стали обнаруживать себя в письменных памятниках примерно с XIII—XIV вв. и, следовательно, с этого периода начинается формирование самостоятельного украинского языка на древнерусской основе, но уже в новых культурно-исторических условиях. Эта точка зрения принимается и современными учеными.
В докторской диссертации П. Лавровский занялся изучением историко-литературного происхождения древнего текста — Иоакимовской летописи, описывающей события до прихода Рюрика и времени обращения новгородцев в христианство. Лавровский, в частности, рассеял имевшиеся подозрения в подлинности рукописи, найденной историком Татищевым.
Вообще харьковский период оказался наиболее плодотворным с точки зрения «научного поприща» как для Петра, так и для Николая Лавровских. Это «лучшая, счастливейшая пора их жизни», — писал К. Я. Грот. Для П. А. Лавровского он продлился восемнадцать лет, до 1869 г.
В 1850-е гг. П. Лавровский пишет ряд статей по истории языка и лингвистики, среди которых наиболее значимы «Значение слов в древнем русском языке» (1853), «Описание семи рукописей Санкт-Петербургской публичной библиотеки» (1858), созданное во время научной командировки в Петербург для ближайшего ознакомления с письменностью древнеславянской, преимущественно русской редакции, «О русском полногласии» (1859—1860) — первый важный труд об этом явлении, «Замечания об особенностях старопольского языка» (18**) — одна из первых не только в русском, но и в польском языкознании, и др.
Однако, по мнению К. Я. Грота, эта сторона научной деятельности П. Лавровского «лишь боком примыкала» к работе на кафедре славяноведения по составлению и чтению самых разнообразных курсов — по славянским древностям, общему филологическому и этнографическому обозрению славян, истории литературы славянских наречий, грамматике старославянского языка.
В 1859 г. П. Лавровскому не без труда удалось «выбить» себе научную командировку за границу, «в славянские земли», где он планировал пополнить запас знаний и познакомиться с европейскими деятелями науки и культуры. За полтора года он побывал в Австрии, Сербии, Далмации, Черногории, Хорватии (Загреб), в Любляне и Триесте общался со словинцами, длительное время пробыл в Чехии. Из Праги в конце 1859 г. он писал Срезневскому: «Едва ли когда-нибудь в остальной жизни моей придется, в столь непродолжительный срок, так много увидеть нового, приобрести такое множество знакомых... собрать ту массу сведений, от которых до сей минуты не может еще вполне успокоиться голова моя. Другой, конечно, избрал бы одну страну, один какой-то народ и сделал бы, быть может, более, не растрачивая внимания своего на множество народов и земель. Но я не раскаиваюсь быть может, ценность наскоро собранных в столь многих концах сведений не многим уступит, а легко может случиться, что и вовсе не уступит ценности специалиэма». Путевые заметки, которые публиковал Лавровский, внесли, по мнению К. Я. Грота, «в нашу литературу и общественное сознание много нового и были проникнуты горячим сочувствием судьбе славянства и резкими обличениями врагов его».
В 60-е гг. научный авторитет П. Лавровского еще более укрепился. Он читает курсы истории литератур и народов славянских, ведет научные разыскания в области славянского языковедения, мифологии, этнографии. Впрочем, «славянский уклон» в мировоззрении Лавровского неоднозначно воспринимался его университетскими коллегами. Так, профессор международного права и светило юридического факультета проф. Д. И. Каченовский, крайний «западник», в частном письме отмечал: «Филологический факультет потерял прежний характер. История и литература в нем уступили место славянщине и разным специальностям архаического свойства. Эта односторонность видна и в студентах». Мировоззренческий конфликт удалось погасить во многом благодаря гораздо более миролюбивому характеру брата, Николая, который в это время уже был деканом историко-филологического факультета.
В эти годы выходят в свет такие работы П. А. Лавровского, как «Исследования о мифических верованиях у славян в «облако» и «дождь»...», «Коренное значение в названиях родства у славян», «О трудах Ломоносова по русскому языку и русской истории». Наиболее крупное исследование этого периода — «Кирилл и Мефодий как православные проповедники у западных славян, в связи с современной им историей церковных несогласий между Востоком и Западом» (1863), опубликованное в журнале «Духовный вестник». Это сочинение, отмеченное Унаровской премией Академии наук, как отмечал в некрологе П. Лавровскому А. Бычков, «пролило много света на деятельность славянских первоучителей и пустило в оборот несколько новых предположений, блистательно оправдавшихся позднейшими открытиями документов. В обширной литературе о Кирилле и Мефодии оно занимает весьма выдающееся место как по богатству собранных материалов, так и по строгому историко-критическому методу, употребленному им при разборе мнений других ученых». К деятельности «славянских первоучителей» П. Лавровский обращался неоднократно; последнее сочинение — «Итальянская легенда. Критический разбор исследований и мнений о ней, значение ее для истории жизни и деятельности славянских первоучителей» — было опубликовано уже после смерти ученого.
В 1869 г. по приглашению министра народного просвещения графа Д. А. Толстого П. А. Лавровский становится первым ректором Варшавского университета, преобразованного из польской Главной школы. Эта должность имела большое политическое значение. «Путем науки и знания, — писал А. Бычков, — правительство полагало положить начало сближению поляков с русскими. Петр Алексеевич оправдал выбор и возложенные на него надежды. Под его просвещенным руководством университет начал становиться мало-помалу русским, и в варшавском обществе уже появилось сочувствие и к рассаднику высшего образования в крае, и к русским профессорам, и к нему самому как человеку в высшей степени справедливому и просвещенному». Помимо организации научного процесса, приглашения ведущих профессоров, большой заслугой Лавровского на посту ректора является исключительно широкая постановка деятельности кафедры славистики. Однако русификация, которую проводил Лавровский не только как исключительно добросовестный и законопослушный администратор, но и в силу собственных убеждений, спровоцировала серьезный конфликт между ним и высокопоставленными чиновниками «западной ориентации» — попечителем Варшавского учебного округа Витте и наместником графом Бергом. В 1872 г. он подал прошение об отставке по собственному желанию и уехал в Петербург, где начал работать в Министерстве народного просвещения.
Несмотря на активную административную деятельность, П. Лавровский старался находить время для науки. Еще во время заграничного путешествия возникла мысль об издании словарей главных славянских языков. В 1870 г. он выпустил «Сербско-русский словарь», а через десять лет его продолжение — «Русско-сербский словарь». Он сожалел, что административная работа отвлекает от науки, но, «раз попав в колею учебно-административную, Петр Алексеевич был в нее втянут», — констатирует К. Я. Грот.
Последние годы жизни П. Лавровского связаны исключительно с административной деятельностью. Вторую половину 1870-х гг. он служит попечителем вновь образованного Оренбургского учебного округа, с весны 1880 г. — попечителем Новороссийского учебного округа (в Одессе). Тяжелая нервирующая обстановка содействовала ухудшению здоровья еше не старого человека; после череды болезней весной 1885 г. он вышел в отставку и удалился на покой в деревню.
Прощаясь с Одессой, П. Лавровский выступил с речью, где, в частности, определил свое кредо: «Сохранить неприкосновенность закона и распоряжений высшей власти и никогда не уклоняться от долга справедливости. С молодых лет глубоко был проникнут я убеждением, что эти два условия, законность и справедливость, лежат в основе благосостояния каждого общества».
Однако через некоторое время потребность в средствах к существованию заставила его вернуться в Петербург; в министерстве просвещения ему нашли должность, которая, как писал А. Бычков, «не требовала ничего срочного и давала возможность посвятить свои досуги исследованию жизни Кирилла и Мефодия». В этих трудах и завершился жизненный путь одного из братьев Лавровских, которые «своей талантливой ученой и учительской работой, нравственным влиянием и примером» поставили на трудовой путь не одно поколение российских славистов.
ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ ТРУДОВ П. А. ЛАВРОВСКОГО
Исследование о летописи Якимонской. СПб.: Тип. Имп. Акад. паук. 1855.84 с.
Исследования о мифических верованиях у славян в «облако» и «дождь» в связи с другими подобными же верованиями у древних родственных народов. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1862. 2, 42 с.
Кирилл и Мефодий как православные проповедники у западных славян в связи с современной им историей церковных разногласий между Востоком и Западом. Харьков: Унив. тип., 1863. VII, 588 с.
Коренное значение в названиях родства у славян. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1867. 2, 118 с.
О русском полногласии. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1859. 71 с.
О языке северных русских летописей. СПб.: Тин. Имп. Акад. наук, 1852. 160 с.
Русско-сербский словарь. СПб.: С.-Петерб. Славянское благотворительное об-во, 1880. 2 с., 578 стб.
Сербско-русский словарь. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1870. 2, VI с., 806 стб.
ЛИТЕРАТУРА 0 ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ П. А. ЛАВРОВСКОГО Бычков А. Ф. П. А. Лавровский. М., 1886. 20 с.
Грот К. Я. Братья П. А. и Н. А. Лавровские как деятели науки и просвещения (к столетним годовщинам их рождения). Л.: Изд-во Акад. наук, 1927. 43 с.
СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ Булахов; Славяноведение.
Источник: Русские филологи XIX века. Биобиблиографический словарь-справочник.