Лазарь - известный старообрядческий учитель. Священник города Романова, Лазарь входил в кружок ревнителей старины (Стефан Вонифатьев , Аввакум , Тропов и другие). Будучи прекрасным начетчиком, Лазарь, по словам Семена Денисова (""Виноград Российский""), ""начал свободным языком проповедывать древле-церковное благочестие и изобличать Никонова новшества"", за что был сослан в Тобольск. Оттуда, незадолго до приезда восточных патриархов, его вновь потребовали в Москву. Около этого времени он составил свою ""Челобитную"" царю Алексею Михайловичу , переданную в 1666 г. собору, который ее осудил, а Лазаря предал в 1667 г. анафеме, не согласившись, как он предлагал, ввергнуть его в огонь и признать, если он останется невредим, правоту старых книг. Лазарь не переставал обличать новшества и после анафемы, почему ему обрезали язык и сослали в Пустозерский острог. Здесь он написал два сочинения: ""Щит православия"" (1675) и ""Духовное дело святейшего патриарха"". Ему отсекли язык до самого основания и правую руку. Наконец, Лазарь был сожжен, вместе с Аввакумом, Федором и Епифанием, в 1681 г. Сочинения Лазаря указывают на сравнительно немалую эрудицию автора и отличаются от сочинений Аввакума и Авраамия большей сдержанностью и терпимостью. Главная их черта - мистицизм. - Ср. Александр Бровкович ""Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками"" (1874); М. Юркевич ""Поп Лазарь-расколоучитель"" (""Кишиневские Епархиальные Ведомости"", 1874, № 21); В. Дружинин ""Писания русских старообрядцев"" (СПб., 1912); Я. Барсуков ""Памятники первых лет русского старообрядчества"" (СПб., 1912); Н. Каптерев ""Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов"" (издание 2-е, Сергиев Посад, 1913); его же ""Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович"" (т. I - II).