Лазарев, Иосиф (Осип) Лазаревич

Найдено 1 определение
Лазарев, Иосиф (Осип) Лазаревич

(1810, Симбирск — 31.10(11.11). 1880, Москва) — арт. оперы (генеральный баритон) и драмы. Отец драм. актрисы О. Садовской. С 1838 выступал в разных моск. т-рах (в т. ч. Большом и Малом т-рах). Участвовал в дивертисментах, драм. спектаклях (в основном в пьесах А. Островского), в к-рых исп. рус. нар. песни, пел также в операх. Обладал от природы хорошим голосом широкого диапазона, позволявшим выступать в теноровых, баритоновых и даже басовых партиях (Сусанин, — "Жизнь за царя", Неизвестный — "Аскольдова могила", в к-рых чередовался с Д. Куровым). Однако вскоре голос певца утратил прежние вокальные качества. Пользовался успехом не столько благодаря красоте звучания голоса, сколько в силу проникновенной манеры исполнения.


1-й исп. партии: Лешего ("Сон наяву, или Чурова долина"), Отшельника ("Громобой", партия написана А. Верстовским специально для певца); в Большом т-ре — Рудольфа ("Вильгельм Телль"); на рус. сцене — Альфонса ("Фаворитка"). Лучшие партии: Отшельник (роль получила высокую оценку М. Щепкина), Торопка (исп. с 1854). А. Верстовский писал директору имп. т-ров А. Гедеонову: "Роль Торопки играл Лазарев, с которым я хотя и довольно потрудился, но зато он меня вполне утешил, и публика сверх всякого уже ожидания его принимала отлично. Многие находили его не только не слабее Бантышева, но в русском пении еще лучше. Я старался воспользоваться прекрасными его средствами в характере русского пения. Эта попытка вполне увенчалась успехом" (ЦГИА, ф. 497, оп. 2, 1854, дело 14974, л. 138).


Др. партии: Оттокар ("Вольный стрелок"), Каспар ("Дина-цыганка"), Генрих Астон. Партнеры: А. Бантышев, К. Божановский, М. Владиславлев, Д. Куров, М. К. Леонова, Е. Семенова, В. Стрельский. Пел п/у И. Иоганниса, С. Штуцмана.


В конц. репертуаре гл. место занимали рус. нар. песни. Особенным мастерством исп. отличалась песня "Не одна во поле дороженька", а также сочиненные самим певцом на стихи А. Кольцова "Хуторок", "Сяду ль я за стол" и "Тройка", принесшая ему всенародный успех.


Искусством Л. восхищался лит. критик и поэт Ап. Григорьев.


Лит.: Заметки о московском театре сороковых годов // Театр. афиши и антракт. 1865. № 209. С. 3; Очевидец. Из моих воспоминаний // Театр. мирок. 1884. № 29. С. 4; Языков Д. О. О. Садовская. — М., 1905. С. 17—19; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1836—1856. — Л., 1969. С. 251—253; Садовский М. "...В моей жизни" // Театр. жизнь. 1976. № 7. С. 32.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008