ЛАЗАРЕВ Михаил Петрович

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛАЗАРЕВ Михаил Петрович
(1788— 1851) — мореплаватель, адмирал. В 1760- 64 участвовал в открытии о-в Алеутской цепи. Соратник А.В. Суворова.
Ист. Краткая географии, энциклопедия. М., 1966.Т. V.C. 398,473.

Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.

ЛАЗАРЕВ Михаил Петрович
1788-1851), флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843). В 1813-25 совершил 3 кругосветных плавания, в том числе в 1819-21 в составе открывшей Антарктику экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена. В Наваринском сражении 1827 командовал линейным кораблем "Азов". С 1833 главный командир Черноморского флота и портов Черного моря.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Лазарев Михаил Петрович

Лазарев, Михаил Петрович - адмирал русского флота (1788 - 1851). По окончании курса в морском корпусе служил в Англии волонтером. С 1813 по 1816 г. жил в Ситхе; более 2 лет (1819 - 1821) пробыл в ученой экспедиции Беллинсгаузена , во время которой составил прекрасное собрание моделей всех виденных им судов. В 1822 г., назначенный командиром ""Крейсера"", отправился в кругосветное путешествие, продолжавшееся три года. В 1827 - 1829 годах участвовал в нескольких морских битвах, в звании начальника штаба русской эскадры на Средиземном море. Управление его черноморским флотом (1832 - 1845) ознаменовано множеством улучшений, устройством адмиралтейства в Николаеве и др. Черноморский флот в значительной степени обязан ему теми высокими боевыми качествами, которые он обнаружил во время войны 1853 - 1856 годов. Ему поставлен памятник в Севастополе. - См. ""Портретная Галерея"" Мюнстера ; ""Морской Сборник"" (1851, № 7 и 8); ""Журнал для чтения воспитанников военно-учебных заведений"" (1854, № 426).

Источник: Биографический словарь. 2008

ЛАЗАРЕВ Михаил Петрович
3.11.1788 - 11.04.1851), флотоводец и мореплаватель, адмирал (с 1843). Из дворянской семьи.
В 1800 Лазарев поступил в Петербургский морской кадетский корпус, в 1803 в числе 30 лучших гардемаринов был командирован для дальнейшего обучения на английский флот, где находился до 1808. В 1808-13 Лазарев служил в Балтийском флоте, участник Русско-шведской 1808-09 и Отечественной 1812 войн.
Лазарев совершил три кругосветных плавания: в 1813-16 на корвете "Суворов", в 1819-21 на шлюпе "Мирный" (в составе экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена к Антарктиде) и в 1822-25 на фрегате "Крейсер".
С 1826 Лазарев - командир линейного крейсера "Азов", на котором участвовал в разгроме турецко-египетского флота при Наварине (1827). В Русско-турецкую войну 1828-29 Лазарев руководил блокадой Дарданелл. С 1830 командовал отрядом кораблей Балтийского флота, с 1832 - начальник штаба Черноморского флота. В 1833 Лазарев командовал эскадрой, направленной в Босфор для оказания помощи турецкому султану в борьбе против восставшего вассала египетского паши Мухаммеда-али. С 1833 Лазарев командовал Черноморским флотом и одновременно был военным губернатором Севастополя и Николаева. При нем было проведено коренное переустройство портов, крепости оснащены новейшими системами артиллерии. Лазарев положил начало созданию парового флота. Скончался в Вене, погребен в Севастополе.
В.Л. Федоров

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ЛАЗАРЕВ Михаил Петрович
(1788—1851) — российский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), ученый, первооткрыватель Антарктиды и исследователь Антарктики. На военной службе с 1803 г., был командирован на английский флот, на котором пять лет находился в непрерывном плавании. В 1808—1813 гг. служил на Балтийском флоте, участвовал в Русско-шведской войне 1808—1809 гг. и Отечественной войны 1812 г. В 1813—1816 гг. участвовал в кругосветной экспедиции на корабле «Суворов», был помощником Ф. Ф. Беллинсгаузена и командиром шлюпа «Мирный» в кругосветной экспедиции 1819—1821 гг., открывшей Антарктиду и многочисленные острова в Антарктике. В 1822—1825 гг. совершил третье кругосветное плавание, в котором были проведены научные исследования по метеорологии, этнографии и др. С 1826 г. командир линкора «Азов» и одновременно начальник штаба эскадры, совершившей поход в Средиземное море и участвовавшей в Наваринском сражении 1827 г. В ходе Русско-турецкой войны 1828—1829 гг. руководил блокадой Дарданелл. В 1830—1832 гг. командовал отрядом кораблей Балтийского флота. С 1832 г. — начальник штаба Черноморского флота, в 1833— 1851 гг. — главный командир Черноморского флота и портов Черного моря, а также военный губернатор Севастополя и Николаева. Организовал охрану Кавказского побережья Черного моря от попыток английских и турецких кораблей проникнуть в этот район. В феврале — июне 1833 г. возглавлял Босфорскую экспедицию русского флота, в результате которой был подписан Ункяр-Искелесийский договор 1833 г. Воспитал плеяду талантливых флотоводцев (Я. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин и др.).

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ЛАЗАРЕВ Михаил Петрович
[3(14).11.1788, Владимир — 11(23).4.1851, Вена, Австрия], флотоводец и мореплаватель, ученый, первооткрыватель и исследователь Антарктиды, адмирал (1843). В 1803 окончил Морской кадетский корпус. Участник русско-шведской (1808-1809) и Отечественной (1812) войн. В 1819-1821 как командир шлюпа «Мирный» и помощник начальника русской антарктической экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена участвовал в открытии Антарктиды и многочисленных островов; в 1822— 1825, будучи командиром фрегата «Крейсер», провел широкие научные исследования по метеорологии и этнографии в Атлантическом и Тихом океанах. С 1826 командир линкора «Азов», одновременно начальник штаба эскадры адмирала Л. П. Гейдена, совершил поход в Средиземное море, командуя «Азовом», участвовал в Наваринском сражении 1827. «Азов» был удостоен высшей награды — Георгиевского флага. Во время русско-турецкой войны 1828-1829 руководил блокадой пролива Дарданеллы. В 1830-1831 командовал отрядом кораблей Балтийского флота. С 1832 начальник штаба Черноморского флота. В 1833-1851 главный командир Черноморского флота и портов Черного моря, а также военный губернатор Севастополя и Николаева. Внес существенный вклад в теорию и практику военно-морского искусства, в строительство Черноморского флота: построены 16 линейных и более 15 других кораблей и судов; впервые спущены на воду корабли с железными корпусами и введены в строй пароходы-фрегаты; часть кораблей была вооружена бомбическими пушками. В Севастополе учреждено Адмиралтейство. Воспитал плеяду талантливых флотоводцев и командиров, среди них П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин, Г. И. Бутаков и другие. Географические экспедиции Лазарева, особенно открытие с Беллинсгаузеном Антарктиды, внесли вклад в мировую науку. Награжден орденами Св. Андрея Первозванного, Св. Владимира 1, 2, 3 и 4 степени, Св. Александра Невского, Св. Георгия 4 степени и иностранными орденами. Был похоронен в адмиральской усыпальнице Владимирского собора в Севастополе, в 1992 перезахоронен в Адмиралтейском соборе (Севастополь). Именем Лазарева названы атолл в группе островов Россиян в Тихом океане, остров в Аральском море, бухта и порт в Японском море и др.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ ЛАЗАРЕВ
Несколько десятилетий существовала негласная «лазаревская школа» моряков, воспитавшая героев Синопа, обороны Севастополя и первых создателей парового флота. Благодаря усилиям М.П. Лазарева, отмеченного славой кругосветных плаваний, открытий и боевых действий, парусный Черноморский флот к началу Крымской войны достиг своего высшего развития. Михаил Лазарев родился 3 ноября 1788 года в городе Владимире. Его отец, сенатор, тайный советник Петр Гаврилович Лазарев, был правителем Владимирского наместничества. После смерти отца императорским указом от 25 января 1800 года будущий флотоводец и его братья Алексей и Андрей были приняты в Морской кадетский корпус. Нелегкие занятия в классах сочетались с походами по Финскому заливу. Уже за первое плавание Андрей и Михаил Лазаревы получили лестную оценку. Вскоре заметили способности и рвение Михаила в изучении морского дела. После экзаменов 19 мая 1803 года гардемарин Михаил Лазарев оказался в числе первых. После нескольких месяцев крейсерства по Балтийскому морю его в числе лучших гардемарин направили волонтером в Англию для прохождения морской практики. 5 лет молодой моряк ходил в Атлантическом и Индийском океанах, Северном и Средиземном морях, занимался самообразованием, изучал историю, этнографию. По возвращении в 1808 году его произвели в мичманы. Молодой офицер участвовал в русско-шведской войне, затем, плавая на легких судах, не раз проявлял лихость и расторопность. В 1811 году Лазарев — лейтенант. В 1812 году он служил на бриге «Феникс» и за доблесть в Отечественной войне получил серебряную медаль. Блестящие аттестации позволили поручить моряку ответственное дело. 9 октября 1813 года из Кронштадтского порта под коммерческим флагом вышел корабль «Суворов», которому следовало доставить грузы на Дальний Восток. Лазарев успешно выполнил поручение, открыл необитаемые острова Суворова на Тихом океане. Он закупил в Перу партию хинина и других местных товаров. Кроме того, на борт приняли животных, которых в России не было. Обогнув мыс Горн, корабль 15 июля 1816 года вернулся в Кронштадт. В ходе кругосветного плавания моряки «Суворова» уточнили координаты и провели съемку участков побережий Австралии, Бразилии, Северной Америки. 4 июля 1819 года шлюпы «Восток» и «Мирный» (последним командовал Лазарев) вышли из Кронштадта для поиска земель у Южного полюса. Зайдя в Англию и на остров Тенерифе, суда через Атлантику прибыли в Рио-де-Жанейро. От берегов Бразилии направились к югу и в декабре достигли острова Новая Георгия, открытого Куком. В том же районе моряки нашли и описали несколько островов, выяснили, что земля Сандвича, названная так Куком, является в действительности архипелагом Южных Сандвичевых островов. Россияне приблизились к тогда неизвестной Антарктиде. Множество айсбергов свидетельствовало о соседстве обширной земли. 4 января 1820 года экспедиция продвинулась на полградуса далее Кука. Несмотря на льды и туман, 15 января суда пересекли впервые Южный полярный круг, на следующий день достигли широты 69 градусов 25 минут. Несколько раз моряки пытались пройти южнее, но везде встречали сплошной лед. Позднее было установлено, что 5 и 6 февраля экспедиция не дошла всего три-четыре километра до Берега Принцессы Астрид Антарктического материка. Но пока об этом не было известно. О соседстве берега свидетельствовали, кроме айсбергов, появлявшиеся птицы. После наступления южной зимы экспедиция направилась к северу. Моряки открыли несколько неизвестных островов в архипелаге Туамоту. В ноябре суда вновь пошли к югу. Несмотря на разницу в скорости, они не разлучались, кроме тех случаев, когда командиры намеревались обследовать более широкую полосу моря. Серьезная буря в середине декабря не прервала исследований. Трижды суда пересекали полярный круг, 10 января 1821 года продвинулись до 69 градусов 53 минут южной широты, но встретили сплошные льды. Ф.Ф. Беллинсгаузен повернул на восток, и вскоре моряки открыли остров Петра I, а 17 января при ясной погоде усмотрели на юге землю, которую назвали Землей Александра I. Позднее установили, что это была часть Антарктиды, соединенная с материком шельфовым ледником Георга VI. Несмотря на то что не удалось подойти к земле ближе 40 миль, хорошо была видна высочайшая гора Святого Георгия Победоносца. Затем моряки, пройдя вокруг Южных Шетлендских островов, установили, что англичане ошибочно полагали эту открытую в 1819 году капитаном Смитом землю частью материка. Так как «Восток» требовал ремонта, экспедиция, исследовавшая приполярную область со всех сторон, отправилась в обратный путь и 24 июля 1821 года прибыла в Кронштадт. За время плавания было открыто 29 островов, на карту Антарктики нанесены 28 объектов с русскими названиями. Стало ясно, что вокруг Южного полюса существует обширная земля, порождающая массу айсбергов. В честь кругосветного плавания отчеканили медаль, участников наградили. За заслуги М.П. Лазарева через чин произвели в капитаны 2-го ранга. 17 августа 1822 года Лазарев с фрегатом «Крейсер» и шлюпом «Ладога» выступил из Кронштадта и доставил грузы в тихоокеанские порты России. 5 августа 1824 года Лазарев на фрегате вернулся в Кронштадт, завершив третье кругосветное плавание. За успешный поход его произвели в капитаны 1-го ранга, наградили орденом Святого Владимира 3-й степени. 27 февраля 1826 года моряка назначили командовать 12-м флотским экипажем и кораблем «Азов». Он со своими помощниками достраивал корабль в Архангельске, вникая во все мелочи и внося усовершенствования в конструкцию. Корабль этот долгое время был образцом для корабелов. 5 октября Лазарев привел в Кронштадт корабли «Азов», «Иезекииль» и шлюп «Смирный». С 21 мая по 8 августа 1827 года «Азов» состоял в эскадре адмирала Д.Н. Сенявина, перешедшей в Портсмут. Затем была отделена и направлена на Средиземное море эскадра Л.Ф. Гейдена. Командир флагманского корабля «Азов» был также начальником штаба эскадры. В Наваринском сражении 8 октября 1827 года «Азов» сыграл решающее значение, сражаясь со значительной частью турецкого флота в одиночку до подхода отставших кораблей и уничтожив несколько египетских судов, в том числе флагманские. За героизм, проявленный в сражении, Лазарева произвели в контр-адмиралы и наградили орденами от имени английского, французского и греческого королей. «Азов» первым получил кормовой Георгиевский флаг. В ходе русско-турецкой войны 1828–1829 годов Лазарев командовал эскадрой, блокируя Дарданеллы. Император был им доволен. 17 февраля 1832 года он назначил контр-адмирала начальником штаба Черноморского флота. Первой пробой сил для начальника штаба стала организация экспедиции в Босфор. Египетский правитель паша Мехмет-Али в 1831 году выступил против султана и двинул армию на Константинополь. Не имея помощи от западных стран, Порта обратилась к России. 14 января 1833 года Лазарев получил высочайшее повеление идти с эскадрой к Константинополю. Снарядив за три недели уже разоруженную эскадру, 8 февраля контр-адмирал привел к Буюк-Дере 4 корабля, 3 фрегата, корвет и бриг. Испуганный султан пытался заставить Лазарева удалиться, но тот удерживал позицию в проливе под разными предлогами, пока не прибыли еще две эскадры с войсками. За время полугодовой стоянки русские моряки собрали сведения о Константинополе и проливах. Угроза египетского паши была ликвидирована, русские эскадры вернулись в базы. Россия и Турция подписали Ункияр-Искелесийский союзный договор, установивший благоприятный для России режим плавания в проливах. Решительность и дипломатическая деятельность Лазарева были оценены: 2 апреля 1833 года его произвели в вице-адмиралы, 1 июля флагман стал генерал-адъютантом императора, 2 августа был назначен исполняющим должность главного командира Черноморского флота и портов, а 31 декабря 1834 года — утвержден в этой должности. Принимая флот, Лазарев отмечал его недостатки. Тем не менее А.С. Грейг создал ту основу, на которой можно было развивать флот далее. Новый главный командир, как человек энергичный и хороший моряк, за 17 лет на этой базе создал парусный флот, по подготовке экипажей и качеству кораблей не уступающий ведущим флотам мира. Еще в 1834 году Лазарев выработал план отражения возможного вторжения англичан на Черное море, включавший высадку десанта на Босфоре, а при прорыве врага через проливы — уничтожение противника в море или у Севастополя. Для этого требовались боеспособные корабли. В сотрудничестве с начальником штаба В.А. Корниловым Лазарев работал над требованиями к устройству и вооружению военных кораблей. Флот укомплектовали современными судами. Были усовершенствованы адмиралтейства в Николаеве, Новороссийске, построено адмиралтейство в Севастополе, законченное после смерти адмирала и названное Лазаревским. Расширялось строительство Севастополя. Усиленное гидрографическое депо подготовило карты и атласы Черного и Азовского морей. За годы управления Лазарева было построено свыше 110 боевых и вспомогательных кораблей, в том числе 17 линейных и 8 пароходов. Артиллерия, которая вместо ядер использовала бомбы, широко была принята на вооружение Черноморского флота, ранее чем за границей. Моряк предложил использовать отечественный уголь будущего Донбасса и установил его преимущество перед импортным. В 1838–1840 годах Лазарев с эскадрой организовывал высадки десантов на берега Кавказа при Туапсе, Псезуапе, Субаши, Шапсухо. Проходили они по четко разработанному плану, в котором сочетались действия корабельной артиллерии, высадочных средств и войск. Перед высадкой под руководством Лазарева штаб готовил становившийся обычным набор документов (диспозиция кораблей и фрегатов, приказ на высадку, расписание войск по гребным судам, диспозиция гребных судов, приказ о действиях гребных судов). Впервые были разработаны планы непрерывной огневой поддержки высаживаемых войск. Моряков и войска предварительно тренировали. Тщательная подготовка позволяла добиваться успеха при небольших потерях. Была налажена тесная связь между моряками и командованием сухопутных войск. Практика взаимодействия флота с армией сохранялась и позднее, сыграв свою роль в обороне Севастополя. Высаженные войска создавали Кавказскую береговую линию, которая при поддержке крейсирующих в море отрядов прерывала контрабандную доставку оружия горцам и способствовала прекращению войны в горах. Одно из укреплений линии было названо Лазаревским. Название сохранилось на карте поныне. Все Кавказское побережье было разделено на участки и закреплено за крейсирующими отрядами. Благодаря круглогодичному патрулированию без заходов в базы моряки получали великолепную практику, каковой не имели на Балтике с ее замерзающими портами. За успехи в развитии флота М.П. Лазарева наградили высшими орденами, 10 октября 1843 года произвели в адмиралы. Помощниками адмирала стали те моряки, коих флагман проверил в боях и дальних походах. Становясь адмиралами, лазаревцы (Нахимов, Корнилов и другие) знания, умение и непоколебимый морской дух распространили на все суда своих эскадр. Они вносили улучшения в конструкцию кораблей, в уставы и наставления. На счету передовых офицеров — Севастопольская морская библиотека и парусный флот, моряки которого продемонстрировали свою подготовку в долгих крейсерствах у Кавказских берегов, в боях с турками и обороне Севастополя. Скончался М.П. Лазарев 11 апреля 1851 года от рака желудка. Похоронили адмирала во Владимирском соборе Севастополя. После него остался Черноморский флот, по подготовке один из лучших в мире. На долгие годы лазаревская морская школа легла в основу воспитания моряков, и знаменитое «В море — дома» С.О. Макарова проистекает отсюда же.

Источник: 100 великих адмиралов. 2009

Лазарев, Михаил Петрович

Лазарев Михаил Петрович


— адмирал, генерал-адъютант; род. 3 ноября 1788 г., ум. 11 апреля 1851 г. Сын правителя Владимирского наместничества, П. Гавр. Лазарева (ум. в 1800 г.), брат вице-адмирала А. П. Лазарева. Образование получил в Морском кадетском корпусе; 23 мая 1803 г. произведен в гардемарины и 27 мая того же года отправлен, вместе с несколькими другими воспитанниками корпуса, волонтером в английский флот. На судах его Лазарев плавал почти 5 лет, посетил Вест-Индию и приобрел весьма основательные познания и в практике и в теории морского дела. В Россию возвратился 27 мая 1808 г., произведенный в мичманы 27 декабря 1807 г. В том же 1808 г. принял участие в войне с Англией и Швецией и, вызвавшись идти на помощь русскому кораблю "Всеволод", атакованному близ Балтийского порта двумя английскими кораблями, был взят в плен, когда "Всеволоду" после мужественной обороны пришлось сдаться; впрочем, плен его был очень кратковременным. В течение 1809—1813 г. ежегодно плавал в Балтийском море; в 1811 г. произведен был в лейтенанты. В 1813 г. приглашен был на службу в Российско-американскую компанию и 8 октября 1813 г. вышел из Кронштадта, командуя судном "Суворов". Это было первым самостоятельным далеким плаванием Лазарева. Обогнув Южную Америку, он 14 ноября 1814 г. достиг селения Новоархангельского. Но весною же 1815 г. у Лазарева вышли пререкания с Барановым, уполномоченным компании; привыкнув распоряжаться полновластно, Баранов предложил Лазареву исполнить совершенно не те поручения, какие принимал на себя Лазарев, вступая на службу компании; Баранов требовал, чтобы Лазарев на своем судне перевез в Камчатку некоторые товары, а когда Лазарев отказался — Баранов потребовал, чтобы Лазарев со своим невооруженным судном стал под выстрелами береговых укреплений. Тогда Лазарев в одну ночь снарядил судно к плаванию и на другой день утром вышел из Гавани Ситхи в море; Баранов был вне себя от поступка Лазарева и послал ему в догонку несколько пушечных выстрелов, которые, однако, не заставили Лазарева возвратиться. Он направился в Европу и 15 июля 1816 г. прибыл в Кронштадт, совершив благополучно длинный переход, к которому изготовился так поспешно; в этом случае ярко выступили и энергия Лазарева, и отличное знание им морского дела, и уменье обращаться с подчиненными, заслуживая их безусловное доверие. По возвращении Лазареву пришлось представить компании свой отчет и, несмотря на все влияние Баранова, было признано, что Лазарев вполне прав, а Баранов, за превышение своих полномочий, был удален от должности. Лазарев вновь вступил во флот и в 1817 г. плавал в Балтийском море. В 1819 г. снаряжена была, под начальством капитана Беллингсгаузена, экспедиция для исследования вод Южного Ледовитого океана; в состав ее вошли шлюпы "Восток", под командою Беллингсгаузена, и "Мирный", под командою Лазарева; "Мирный" был построен собственно как транспортное судно и назывался первоначально "Ладога"; теперь, когда решено было употребить его в дальнее плавание, Лазареву было поручено сделать на нем приспособления, которые бы дали судну возможность сколько-нибудь сравняться в быстроте хода с "Востоком" и вынести дальнее плавание; и Лазарев вполне успешно выполнил эту задачу. Экспедиция вышла из Кронштадта 21 июля 1819 г. и благополучно возвратилась 24 июля 1821 г., совершив всего свыше 86000 верст. Экспедиция Беллингсгаузена посетила воды, еще никем не посещенные, и довольно долго после нее ни одно судно не проникало ближе к южному полюсу, чем русские шлюпы "Восток" и "Мирный"; было открыто несколько островов и один из них, между прочим, назван именем Лазарева; в течение целого месяца, от 4 марта до 3 апреля 1820 г., Лазарев плавал один, потому что суда разъединились во время бури; экспедиция закончилась вполне благополучно. По возвращении Лазарев был произведен в капитаны 2 ранга и кроме того, ему сохранено по смерть добавочное жалованье по чину лейтенанта, в каком был он в плавании.


В следующем году Лазарев, назначенный командиром фрегата "Крейсер", отправлен в третье кругосветное плавание, из которого благополучно возвратился 24 августа 1825 г. Это было первое дальнее плавание военного русского судна. Лазарев сумел во все путешествие поддерживать на фрегате замечательный порядок, и блестящий вид, в каком судно возвратилось, вызвал общее удивление. И в этом плавании проявилось редкое уменье Лазарева влиять на своих сотрудников; впоследствии, в черноморском флоте все порядки были заведены по образцу тех, какие соблюдал Лазарев на "Крейсере". Лазарев по возвращении произведен был в чин капитана 1 ранга, получил орден Владимира 3 ст. и за ним сохранено, в прибавку к жалованью, жалованье по чину капитана 2-го ранга в каком он совершил плавание.


27 февраля 1826 г. Лазарев был назначен командиром 12 флотского экипажа и по его непосредственным указаниям закончен и снаряжен в Архангельске корабль "Азов". Корабль этот долгое время служил образцом, по которому сооружались другие русские корабли. 5 октября 1827 г. Лазарев пришел в Кронштадт с кораблями "Азов", "Иезекииль" и шлюпом "Смирный"; с 21 мая по 8 авг. 1827 г. был на "Азове" в эскадре адмирала. Сенявина, в Средиземном море, а 8 авг. поступил под команду вице-адмирала Л. Ф. Гейдена и сделан начальником его штаба, оставаясь вместе с тем командиром "Азова". В сражении при Наварине, 8 октября 1827 г., Лазарев принял выдающееся участие; гр. Гейден свидетельствовал в реляции, что он действовал "с хладнокровием, искусством и мужеством примерным". Корабль "Азов" занимал центральное место в битве и подвергался особенно сильному огню; "Азов" действовал превосходно и, несмотря на необходимость отражать нападение неприятеля, значительно превосходившего количеством судов и артиллерии, подал существенную помощь одному из судов союзной эскадры, оказавшемуся в критическом положении. За участие в этой битве Лазарев произведен в контр-адмиралы и получил ордена от королей английского, французского и греческого. В 1828 и 1829 г. находился в Средиземноморской эскадре и принимал участие в блокаде Дарданелл. В декабре 1829 г. Лазареву дано было Высочайшее повеление: возвратиться с эскадрою из 4 кораблей, 3 фрегатов, 1 корвета и двух бригов, в Кронштадт непременно к 1 мая 1830 г., по возможности менее заходя в иностранные порты. Лазарев не заходил ни в один иностранный порт после Мальты и опоздал всего на 12 дней, между прочим потому, что у входа в Финский залив был несколько дней задержан льдом. Государь Николай Павлович был очень доволен действиями Лазарева и 17 февраля 1832 г. назначил его начальником штаба Черноморского флота и пожаловал ему аренду в 1000 руб. серебром на 12 лет, 14 января 1833 г. Лазаревым было получено Высочайшее повеление идти в Константинополь для оказания поддержки султану турецкому против взбунтовавшегося против него египетского паши. Необыкновенно быстро, в течение менее трех недель, Лазарев снарядил суда уже окончившие кампанию, 2 февраля вышел из гавани и 8 февраля уже кинул якорь в виду Буюк-Дере; он привел с собою 4 линейных корабля, 3 фрегата, 1 корвет, 1 бриг. Появление этой эскадры произвело большое впечатление, а когда вслед за тем прибыли еще два отряда и десант, то желания России были принимаемы в уважение гораздо внимательнее, чем прежде. Лазарев отлично воспользовался своею почти полугодовою стоянкою в виду турецкой столицы и В. А. Корнилов — впоследствии знаменитый адмирал, которого уже тогда Лазарев отличал, — собрал весьма важные сведения о проливах и о береговых укреплениях. Во время пребывания под Константинополем Лазарев, 2 апреля 1833 г., был произведен в вице-адмиралы, а 1 июля назначен генерал-адъютантом; султан пожаловал ему золотую медаль, выбитую в память пребывания русского флота на Босфоре, и свой портрет, осыпанный бриллиантами, для ношения в петлице. По возвращении с эскадрою в русские порты, Лазарев, 2 августа 1833 г., назначен исправляющим должность главного командира черноморского флота и портов, 31 декабря 1834 г. утвержден в этой должности, которую и занимал до самой кончины. Семнадцатилетнее управление Лазарева черноморским нашим флотом было весьма важно по своим результатам. Лазарев искренно любил морское дело, превосходно его знал и приложил все усилия к тому, чтобы поставить наш черноморский флот в уровень с лучшими европейскими флотами. В сотрудничестве с Корниловым, занявшим пост начальника главного штаба черноморского флота, Лазарев выработал к 1846 г. подробные штаты устройства и вооружения военных кораблей, штаты, которые по единогласному признанию современников были замечательно хорошо составлены. Лазарев успел создать полный, по штату, комплект судов, причем все суда были построены по наилучшим чертежам, отлично вооружены и снабжены хорошо обученными командами; устроено в Николаеве большое адмиралтейство, небольшое в Новороссийске и составлен проект адмиралтейства в Севастополе; оконченное уже много лет спустя после смерти Лазарева оно названо "Лазаревским". Гидрографическое черноморское депо, до того времени влачившее жалкое существование, улучшено, усилено и скоро появились отличные атласы и лоции Черного и Азовского морей. Все эти крупные заслуги дополняются еще одною, важнейшею: обладая удивительным даром выбирать людей, Лазарев выдвинул целый ряд выдающихся деятелей русского флота. Корнилов, приехавший в Черноморский флот молодым, легкомысленным офицером, был сразу оценен Лазаревым и, можно сказать, им воспитан; Нахимов был долгое время флаг-офицером Лазарева, затем эту должность занимал Шестаков, впоследствии морской министр; из школы Лазарева вышел Истомин и еще многие другие.


В 1838, 1839 и 1840 гг. Лазарев ходил с эскадрой к берегам Кавказа, перевозя десантный отряд ген. Раевского, и отличною своею распорядительностью много способствовал успешности высадок около Туапсе, Псезуапсе, Субаши и Шапсухо; по повелению Императора Николая Павловича одно из береговых укреплений наименовано "Лазаревским".


Государь вообще высоко ценил и щедро награждал Лазарева: в 1834 г. он награжден орденом св. Владимира 2 ст., в 1837—орденом Александра Невского, а в 1842 г. бриллиантовыми его знаками; 10 октября 1843 г. произведен в адмиралы, в 1845 г. получил орден Св. Владимира 1 ст., а в 1850—Андрея Первозванного; все эти пожалования сопровождались милостивыми, крайне лестными, рескриптами; денежная аренда, пожалованная Лазареву, была постепенно продолжена и увеличена до 2000 руб. сер. в год.


В 1843 г. Лазарев почувствовал первые признаки серьезной болезни, но не обратил на них никакого внимания. Болезнь стала быстро усиливаться, а Лазарев все не хотел покидать любезного ему дела. Наконец, к началу 1851 г. рак желудка, которым страдал Лазарев, развился до такой степени, что адмирал почти не мог принимать никакой пищи. Тогда близкие его довели об этом до сведения самого Императора и Государь написал Лазареву рескрипт, в котором выражал "как участие свое, так и желание, чтобы он поспешил прибегнуть к врачебным пособиям для восстановления сил. Если только с желанием Вашим согласно, писал Государь, временное отдохновение от занятий и путешествие на воды или куда-либо по совету врачей, то Я, озабочиваясь сохранением ценимой Мною деятельной и полезной жизни вашей, не только дозволяю вам, но даже прошу последовать указаниям медиков, не стесняясь нисколько лежащими на вас обязанностями". Только после этого Лазарев сдал управление флотом и уехал в Вену, где и умер 11 апреля 1851 г., ни разу не обнаружив никаким знаком своих ужасных страданий.


Прах его привезен был в Россию и предан земле в Севастополе; 8 сентября 1867 г. в этом городе, тогда еще лежавшем в развалинах, состоялось торжественное открытие памятника Лазареву; на открытии этом Свиты Его Величества контр-адмирал И. А. Шестаков сказал блестящую речь, в которой живо очертил заслуги знаменитого адмирала по созданию русского флота и высоких качеств русских моряков. — Лазарев был почетным членом Императорского Русского Географического Общества, Казанского университета и Одесского общества истории и древностей.


"Справочный Энциклопедический лексикон" Крайя, т. VII; "Энциклопедия военных и морских наук" Леера; "Журн. для чтения воспитанников военно-учебных заведений", 1855, т. 107, и "Морской Сборник", 1851, № 7 — в этих журналах помещена одна и та же биография; Муравьев, "Русские на Босфоре"; Тихменев, "История русско-американской компании"; Богданович Е., "Наварин".


Б. Г—в.


{Половцов}





Лазарев, Михаил Петрович


— известный адмирал русского флота (1788—1851). По окончании курса в морском корпусе, отправился в Англию, где служил волонтером до 1808 г. С 1813 по 1816 г., командуя "Суворовым", жил в Ситхе; более 2 лет (1819—1821) пробыл в ученой экспедиции Беллинсгаузена (см.), во время которой составил прекрасное собрание моделей всех виденных им судов. В 1822 г., назначенный командиром "Крейсера", отправился в кругосветное путешествие, продолжавшееся три года; в 1827—29 гг. участвовал в нескольких морских битвах, в звании начальника штаба русской эскадры на Средиземном море. Управление его черноморским флотом (1832—1845) ознаменовано множеством улучшений, устройством адмиралтейства в Николаеве и др. Черноморский флот в значительной степени обязан ему теми высокими боевыми качествами, которые он обнаружил во время войны 1853—56 г. Память Л. почтена сооружением ему памятника в Севастополе в 1867 г., а в Петербурге — спуском броненосца "Адмирал Лазарев". См. "Портретная Галерея" Мюнстера; "Морской Сборник" (1851 г., № 7 и 8); "Журнал для чтения воспитанников военно-учебн. завед." (1854 г., № 426).


{Брокгауз}





Лазарев, Михаил Петрович


— генерал-адъютант, адм-л, происходил из дворян Владимир. губ., род. в 1788 г., умер в 1851 г., погребен в склепе заложенного им Владимир. собора в Севастополе. В 1803 г., по окончании Мор. корпуса, Л. в числе 30 лучших гардемарин был отправлен в Англию для службы волонтером на судах англ. флота. Проведя 5 лет в непрерыв. плаваниях в Атлантич. океане и Средизем. море, а на судах О.-Индск. К. и в Тих. океане, Л. вернулся в Россию опытным офицером. Служба в англ. флоте оставила неизгладимый след в характере "юноши острого ума и благородного поведения", как его аттестовали англ. кап-ны. Здесь именно Л. проникся тем чувством долга к службе, любовью к морю, духом спорта, стремлением достигнуть в каждом деле и работе наилучш. рез-та, которые выделили его сразу в дальнейш. службе. Получив боев. крещение в сраж-х с франц. приватирами, побывав в плену и испытав на себе и тяж. стороны мор. службы, Л. с первых шагов ее проникся глуб. убеждением, ставшим затем нравств. законом его жизни, что "всякое положение человека прежде всего возлагает на него обяз-ти" и что "с точным, безукоризн. их выполнением связана не только служебная, но и личная честь". Этот принцип и был основой созданного им впоследствии Лазаревского Черномор. флота, давшего России ряд блестящих деятелей — Нахимова, Корнилова, Истомина, Путятина, Унков-ского и др. Характеристика, данная им П. Ст. Нахимову — "чист душой и любит море", — лучший показатель собств. идеалов Л. По отзывам его учеников (Д. Афанасьев. "Р. Арх.", 1902), "честность, безукориз-ть в исполнении долга и фанатич. заботливость о казен. интересе в хозяйстве составляли необходимые условия таких избранных в кружок, близкий Л.". Головой возвышаясь над окружавшей его средой офицерства, Л. скоро был оценен нач-вом и когда в 1813 г. Российско-Американская Компания обратилась к мор. мин-ру с просьбой назначить офицера для командования новым компанейск. кораблем "Суворов" в предстоявшем ему кругосвет. плавании, был выбран Л. Молодой командир оправдал доверие, утвердив за собой репутацию решит-го, самостоят., не боящегося ответст-сти при исполнении долга офицера с тверд. сознанием своих прав и обязаностей. По возвращении с Востока в 1819 г. Л. был назначен командиром шлюпа "Мирный", в экспедицию для исслед-ния Южн. Антарктич. океана под начальством кап. 2 ранга Беллинсгаузена. За эту эксп-цию Л. был произведен через чин в кап. 2 ранга и назн. командиром фрег. "Крейсер", через неск. мес-в отправленного в кругосвет. плавание; в этом плавании Л. довел порученный ему фрегат до образц. состояния; намечая свои приемы воспитания личн. состава, он создал здесь первую ячейку новой школы (орд. св. Владимира 3 ст.). Назначенный командиром лин. корабля "Азов", Л. в 1827 г., в долж-сти начальника штаба отряда гр. Гейдена, перешел в Средизем. море, где 8 окт. в Наваринском сражении увековечил блестящ. подвигом имя командуемого им корабля. Произведенный в контр-адмиралы, Л. еще 2 г. оставался в той же долж-сти в Архипелаге, участвовал в блокаде Дарданелл и лет. 1830 г., командуя эск-рой из 10 суд., вернулся в Кронштадт без захода в иностр. порты. В 1831—1832 гг. Л. принял ближайш. участие в работах комитета образования флота по испр-нию штатов вооружения и запасов воен. судов и по выработке нов. положения об управлении Черномор. флотом, и был назначен начальником штаба Черномор. флота и портов. Вскоре после этого, в декабр. того же года, по Выс. повелению Л. был назначен командующим эскадрой, отправленной с 10-тыс. корпусом войск в Босфор на помощь Турции, а лет. 1833 г., по заключении Ункиар-Искелессийского договора, — генерал-адъютантом и и. д. гл. командира Черномор. флота. Дальнейшая эпоха истории этого флота, включая Севастопол. кампанию, по справедливости называется лазаревской. Неутомимый работник, настойчивый в достижении поставленной цели, беззаветно преданный мор. делу, Л. и в своих подчиненных умел вызвать те же чувства и стремления. Сам в душе спортсмен, идеально управлявшийся под парусами, М. П. особое внимание обратил на развитие в личн. составе здоров. духа соревнований в работе, учениях и особенно в управлении судами. Пользуясь кажд. выходом флота в море на эволюции, Л. обык-но заканчивал их общей гонкой судов, невзирая на ранги; эта система пост. состязаний способствовала развитию во всех чинах флота любви и гордости своей частью. И в этом отношении Л. достигает удивит. резул-тов. Руководствуясь мыслью, что лучшей школой для воспитания молод. офицеров является командование, Л. не жалел средств для увеличения числа малых судов, хотя и не имевших реал. боев. значения, но зато широко использованных им для крейсер. и блокад. службы у Кавказ. берегов. В суровой обстановке этой службы создалась целая плеяда Лазарев. питомцев — блестящих офицеров и адм-лов. Постепен. занятие берег. линии дало Черномор. флоту богатый опыт в произв-ве совместн. действий с армией. В эксп-циях для занятия берег. пунктов Кавказа проверялись боев. гот-ть флота, посадка войск на суда, орг-зация высадки, резул-том чего и явился Лазарев. план десант. эксп-ции в Босфор в декабр. 1852 г., уже после смерти М. П., принятый Гос-рем за основание плана воен. действий против Турции. Насколько подготовленным к десант. операциям был в это время Черномор. флот, наглядно показала перевозка 13-й пех. дивизии осенью 1853 г. Умер Л. 11 апр. 1851 г. в Вене, от рака желудка, не дожив до Синопской победы, которой Россия, несомненно, в значит. степени была обязана деятельности Л., но зато и не видав и разрушения своего детища, Черномор флота. В период команд-ния Л. Черномор. флот, как в технике судостроения, так и в орг-зации службы, шел впереди Балт. флота, лишенного единства власти. Все штаты, положения, судов. расписания, всякое новое слово в подготовке и обучении флота шло из Севастополя. Внимат-но следя за развитием флотов глав. мор. держав, особенно Англии, Л. постоянно увеличивал тоннаж и арт. вооружение лин. корабля; предвидя неизбежный переход к паров. двигателю, он прилагал все усилия к созданию в Севастополе адмиралтейства для перевооружения флота. Но постоян. сокращения просимых кредитов замедляли выполнение этой задачи. Наим-ние севастопольского адмиралтейства Лазаревским увековечило заботы Л. по обеспечению независ-ти флота от загранич. заводов. В этом взгляде вперед, проникновенном определении глав. прот-ков, планомер. подготовке к борьбе с ними и верн. понимание задач Черномор. флота сказались госуд. способ-ти Л.: в его лице во главе флота стоял не чин-к в мор. мундире или кабинет. ученый, а боев. адм-л, действ-но осуществлявший свои права командующего всеми мор. силами Черн. моря. И в этом шир. понимании своих обяз-тей была глав. заслуга Л.


{Воен. энц.}





Лазарев, Михаил Петрович


адмир., гл. командир Черноморского флота, член ученых обществ, род. 3 ноября 1788 г., † 11 апреля 1851 г.


{Половцов}





Лазарев, Михаил Петрович


(3 ноября 1788 — 11 апр. 1851) — рус. флотоводец, адмирал, исследователь Антарктики. Член Русского географического общества. В 1800 был зачислен в Морской кадетский корпус и после его окончания произведен в гардемарины. В 1803 направлен в Англию для ознакомления с организацией службы на кораблях. В 1808 в чине мичмана переведен на службу в Балтийский флот. Во время Отечественной войны 1812, когда войска Наполеона угрожали Риге, Л. на бриге "Феникс" участвовал в демонстративной высадке десанта в районе Данцига с целью оттянуть от Риги силы французов. В 1813—16 на судне "Суворов" Л. совершил свое первое кругосветное плавание из Кронштадта к берегам Аляски и обратно. В 1819 получил в командование шлюп "Мирный", на к-ром в 1819—21 участвовал в кругосветной экспедиции под руководством Ф. Ф. Беллинсгаузена (см.), открывшей Антарктиду. В 1822 командовал фрегатом "Крейсер", на к-ром осуществил свое третье кругосветное плавание (1822—24). В 1826 получил в командование строившийся под его руководством в Архангельске новый линейный корабль "Азов", на к-ром в 1827 в составе рус. эскадры совершил переход из Кронштадта в Средиземное м. Будучи командиром "Азова" и начальником штаба эскадры, отличился в Наваринском сражении 1827. За боевые заслуги был произведен в контр-адмиралы. Во время русско-турецкой войн в 1828—29 Л. участвовал в блокаде Дарданелл, а после заключения Адрианопольского мирного договора командовал эскадрой из 10 кораблей, к-рая, совершив переход вокруг Европы, вернулась в Кронштадт весной 1830. В 1832 был назначен начальником штаба Черноморского флота. В 1833, командуя эскадрой Черноморского флота, блестяще провел экспедицию в Босфор, в результате к-рой был заключен Ункиар-Искелесский договор 1833. В том же году был произведен в вице-адмиралы и назначен гл. командиром Черноморского флота и портов Черного м., а также военным губернатором Севастополя и Николаева. Являлся одним из организаторов Севастопольской морской библиотеки.


Лит.: М. П. Лазарев, Документы, т. 1—2, М., 1952—55; Мордвинов Р. Н., Флотоводец Михаил Петрович Лазарев, в кн.: Русское военно-морское искусство, [сб. статей], М., 1951 (стр. 168—74); Лебедев А. И., Флот в царствование императора Николая I, в кн.: История русской армии и флота, [вып. 10], М., [1913] (стр. 119—117); Соколов А. В. и Кушнарев Е. Г., Три кругосветных плавания М. П. Лазарева, М., 1951; Новые документы [о М. П. Лазареве], "Исторический архив", 1955, № 1, стр. 253; Узин С. В., Юсов Б. В., М. П. Лазарев, М., 1952: Hикульченков К. И., Адмирал Лазарев, 1788—1851, М., 1956.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008