в греческой мифологии супруга спартанского царя Тиндзрея. Зевс, плененный красотой Л., овладел ею, обратившись в лебедя. Из двух яиц, рожденных Л., вышли на свет Елена и сыновья — Диоскуры.
Леда
ЛЕДА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Леда
в мифах древних греков супруга спартанского царя Тиндарея, мать близнецов Диоскуров, Клитеместры и Елены. Леда, с которой соединился Зевс, обратившись в лебедя, родила яйцо, и из него появилась Елена.
Источник: Исторический словарь
ЛЕДА
в греч. миф. супруга спарт. царя Тиндарея. По наи-более распростр. варианту мифа, Л. — дочь царя Фестия из Этолии, к к-рому бежал изгнанный из Спарты Тиндарей. За помощь, оказанную ему в отражении воинств. соседей, Фестий отдал Тиндарею в жены Л. Детьми Л. были близнецы — Диоскуры, Клитемнестра и Елена. Последняя считалась дочерью Зевса, к-рый соед. с Л. в образе лебедя; от этого союза она родила яйцо, и из него появилась Елена.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Леда
в греческой мифологии супруга спартанского царя Тиндарея; дочь царя Фестия, к которому бежал изгнанный из Спарты Тиндарей. Детьми Леды были близнецы — Диоскуры, Клитеместра, Елена. Последняя считалась дочерью Зевса, который соединился с Ледой в образе Лебедя: от этого союза она родила яйцо, из него появилась Елена. Скорлупу яйца показывали в одном из храмов Спарты во II в. Образ Леды отражен на полотнах Леонардо да Винчи, Микеланджело, П. Рубенса, Н. Пуссена. В античную эпоху миф о Леде и Лебеде — излюбленный сюжет изобразительного искусства (мозаика, фрески, рельефы, вазопись, скульптура Тимофея).
ЛЕДА
• Leda,
????, дочь Фестия, супруга Тиндарея, от которого она родила Тимандру, Клитемнестру и Филонию. От Зевса родила Полидевка и Елену и в одно время с ними от своего мужа Кастора и Клитемнестру. По Гомеру, Полидевк и Кастор — дети Тиндарея, Елена — дочь Зевса (Il. 3, 426. Ноm. Od. 11, 298 сл.); по другим, наоборот — те дети Зевса (Eur. Hel. 254. 1680), а Елена — дочь Тиндарея (Hdt. 2, 112). По позднейшему мифу, Зевс снизошел в виде лебедя к Л., которая снесла два яйца: из одного вышла Елена, из другого Кастор и Полидевк. Ov. her. 17, 55. Hor. а. р. 147. Horat. Sat. 2, 1, 26.
????, дочь Фестия, супруга Тиндарея, от которого она родила Тимандру, Клитемнестру и Филонию. От Зевса родила Полидевка и Елену и в одно время с ними от своего мужа Кастора и Клитемнестру. По Гомеру, Полидевк и Кастор — дети Тиндарея, Елена — дочь Зевса (Il. 3, 426. Ноm. Od. 11, 298 сл.); по другим, наоборот — те дети Зевса (Eur. Hel. 254. 1680), а Елена — дочь Тиндарея (Hdt. 2, 112). По позднейшему мифу, Зевс снизошел в виде лебедя к Л., которая снесла два яйца: из одного вышла Елена, из другого Кастор и Полидевк. Ov. her. 17, 55. Hor. а. р. 147. Horat. Sat. 2, 1, 26.
Леда
в греч. мифологии дочь царя Этолии Фестия, супруга спартанского царя Тиндарея. Клитемнестра считалась дочерью Л. и Тиндарея. Зевс явился к Л. в облике лебедя, и от этого союза родилась дочь Елена и близнецы Диоскуры — Кастор и Полидевк. Согласно другому мифу, Елена и Диоскуры вылупились из двух яиц, рожд. Л., или Л. сберегла яйцо, рожд. Немесидой от брака с Зевсом. Когда из него появилась Елена, Л. воспитала ее как собств. дочь. В античную эпоху миф о Л. и лебеде — излюбл. сюжет изобразительного искусства (мозаика, фрески, рельефы, геммы, вазопись, скульптура Тимофея). Позднее этот сюжет также нашел широкое отображение в живописи (картины Леонардо да Винчи, А. Корреджо, П. Веронезе, Я. Тинторетто).
рис. Леда с лебедем. Скульптура работы Тимофея (Рим, Капитолийский музей).
рис. Леда с лебедем. Скульптура работы Тимофея (Рим, Капитолийский музей).
Источник: Словарь античности. 1989
Леда
греч. Leda)
в греческой мифологии жена спартанского царя Тиндарея; родила от Зевса, представшего перед ней лебедем, красавицу Елену, которая затем была выкрадена сыном троянского царя Приама Парисом. Это послужило предметом раздора между ахейцами и троянцами и привело к Троянской войне.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
дочь этолийского царя Фестия, сестра Алфеи, супруга спартанского царя Тиндарея, от которого имела дочь Клитемнестру и сына Кастора. По легенде, Зевс, плененный красотой Л., явился к ней в облике лебедя, когда она купалась в реке. От этого союза родились Полидевк и Елена одновременно с детьми Тиндарея Кастором и Клитемнестрой. (По другой версии, оба Диоскура - сыновья Тиндарея, и только Елена - дочь Зевса.) По более поздним мифам, Л. снесла от Зевса два яйца: из одного вылупилась Елена, а из другого - братья Диоскуры (вариант: Елена родилась от Зевса и Немесиды, которая превратилась в гусыню, спасаясь от Зевса, превратившегося в лебедя и овладевшего ею. Яйцо, из которого вылупилась Елена, было найдено пастухом и сохранено Л.).
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Дочь царя Этолии Фестия, жена спартанского царя Тиндарея, мать Клитемнестры, Елены и братьев Диоскуров - Кастора и Поллукса (Полидевка). Согласно легенде, Леда была возлюбленной Зевса, который являлся ей в виде лебедя. От Зевса Леда произвела на свет яйцо, из которого вылупились Елена и Поллукс. Кастор и Клитемнестра были детьми Тиндарея. По другой версии, которой, в частности, следует Сапфо, Елена была дочерью Немесиды, которая также родила сначала от Зевса яйцо, а затем отдала его на сохранение Леде. Гомер вовсе не упоминает историю с лебедиными яйцами - у него Леда фигурирует только как мать Диоскуров. На знаменитой вазе работы афинянина Эксекия (6 в. до н. э.), найденной при раскопках некрополя Вульки в Этрурии, Диоскуры изображены очень по-домашнему: с родителями - Ледой и Тиндареем, лошадьми и собакой.
Миф о Леде и Зевсе-лебеде был необыкновенно популярен в последующие века. Римляне особенно часто изображали его на саркофагах. Неоплатоники видели в Леде символ единения с Абсолютом через любовь (так же как в Ариадне и Психее). Для Рафаэля Леда была символом жизненной силы - художник изобразил ее как бы излучающей энергию, которая заставляет все кругом цвести и распускаться. Леду рисовали также Микеланджело и Леонардо, но эти работы, к сожалению, утеряны и известны только по копиям. На картине Корреджо Леда запечатлена купающейся со своей подругой, в то время как от стаи лебедей неподалеку отделяется один и направляется к Леде.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в греческой мифологии жена спартанского царя Тиндарея; родила от Зевса, представшего перед ней лебедем, красавицу Елену, которая затем была выкрадена сыном троянского царя Приама Парисом. Это послужило предметом раздора между ахейцами и троянцами и привело к Троянской войне.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
дочь этолийского царя Фестия, сестра Алфеи, супруга спартанского царя Тиндарея, от которого имела дочь Клитемнестру и сына Кастора. По легенде, Зевс, плененный красотой Л., явился к ней в облике лебедя, когда она купалась в реке. От этого союза родились Полидевк и Елена одновременно с детьми Тиндарея Кастором и Клитемнестрой. (По другой версии, оба Диоскура - сыновья Тиндарея, и только Елена - дочь Зевса.) По более поздним мифам, Л. снесла от Зевса два яйца: из одного вылупилась Елена, а из другого - братья Диоскуры (вариант: Елена родилась от Зевса и Немесиды, которая превратилась в гусыню, спасаясь от Зевса, превратившегося в лебедя и овладевшего ею. Яйцо, из которого вылупилась Елена, было найдено пастухом и сохранено Л.).
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Дочь царя Этолии Фестия, жена спартанского царя Тиндарея, мать Клитемнестры, Елены и братьев Диоскуров - Кастора и Поллукса (Полидевка). Согласно легенде, Леда была возлюбленной Зевса, который являлся ей в виде лебедя. От Зевса Леда произвела на свет яйцо, из которого вылупились Елена и Поллукс. Кастор и Клитемнестра были детьми Тиндарея. По другой версии, которой, в частности, следует Сапфо, Елена была дочерью Немесиды, которая также родила сначала от Зевса яйцо, а затем отдала его на сохранение Леде. Гомер вовсе не упоминает историю с лебедиными яйцами - у него Леда фигурирует только как мать Диоскуров. На знаменитой вазе работы афинянина Эксекия (6 в. до н. э.), найденной при раскопках некрополя Вульки в Этрурии, Диоскуры изображены очень по-домашнему: с родителями - Ледой и Тиндареем, лошадьми и собакой.
Миф о Леде и Зевсе-лебеде был необыкновенно популярен в последующие века. Римляне особенно часто изображали его на саркофагах. Неоплатоники видели в Леде символ единения с Абсолютом через любовь (так же как в Ариадне и Психее). Для Рафаэля Леда была символом жизненной силы - художник изобразил ее как бы излучающей энергию, которая заставляет все кругом цвести и распускаться. Леду рисовали также Микеланджело и Леонардо, но эти работы, к сожалению, утеряны и известны только по копиям. На картине Корреджо Леда запечатлена купающейся со своей подругой, в то время как от стаи лебедей неподалеку отделяется один и направляется к Леде.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)