Лен
ЛЕН
(нем. lehn) – земельное владение, пожалованное за военную службу или исполнение какой-либо должности. Из временного пожалования превратилось в наследственное, равнозначное феоду.
Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014
ЛЕН
феод — в Зап. Европе в эпоху феодализма наследств. земельное владение (реже движимость или к.-л. источ. дохода), пожалован. сеньором своему вассалу на условиях несения последним службы (гл. обр. военной). Л. был фор-мой собственности, хар-рной для развитого феодализма.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Лен
(нем. Lehn) — в Западной Европе в эпоху феодализма, в том числе в Германии, — земельное владение (реже какой-либо другой источник дохода), которое вассал получал от сеньора при условии несения службы, главным образом военной; с XII в. в отличие от бенефиция — наследственное владение, практически то же, что и феод. Леном называлась также подать, собиравшаяся с ленного поместья.
Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015
ЛЕН
в средневековой Германии земельное владение или иной источник дохода, пожалованные какому-либо лицу при условии выполнения военной или административной службы. Первоначально термин употреблялся в том же значении, что и бенефиций (См.), то есть обозначал условное пожалование на срок. С XII в. Л. стал главным образом наследственным пожалованием, в первую очередь внутри класса феодалов, то же, что феод.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Лен
в средневековой Германии земельное владение (или иной источник дохода), пожалованное какому-либо лицу при условии выполнения им воинской или административной службы. Первоначально то же, что бенефиций, затем то же, что феод. В Германии ленная система сохранялась до конца 15 в.; в Священной Римской империи в отношениях между императором и князьями нормы ленного права действовали до ее упразднения.
Источник: Исторический словарь
лен
был известен людям издревле и им всегда особенно славился Египет (Ис 19.9). Обнаруживаемые в саркофагах полотна из льна поражают тонкостью и высоким качеством выделки. Лен был известен издавна и в Палестине (Нав 2.6). Его утрата считалась большим бедствием (Ос 2.9). Из льняного полотна делалась одежда для священников (Лев 6.10) и простого народа (Лев 13.47). Белая, чистая льняная одежда является символом святости (От 15.6; 19.8,14). (См. виссон)
Лен
(греч. linon, лат. linum), эта культура возделывалась еще в эгейский период. В дальнейшем Л. получил широкое распространение в Греции и Риме, где из тканей, выработанных из льняной пряжи, изготовляли одежду (например, хитоны), предметы военного снаряжения (например, прокладку для доспехов), постельные принадлежности, парусину, такелаж. Кроме того, льняной холст использовался в качестве материала для писания картин (заупокойные портреты). Л. возделывался главным образом в Египте, Верхней Италии, Галлии и Испании. По мере расширения масштабов мор. торговли в эпоху Империи потребность в нем значительно возросла. Изделия из Л. экспортировались даже в Индию. Из дошедших до нас образцов преобладают «коптские ткани» из Египта, однако их нельзя считать высококачеств. изделием из Л.
Источник: Словарь античности. 1989
ЛЕН
нем. Lehn, от leihen - одалживать) - в ср.-век. Германии зем. владения (или иные источники дохода), пожалованные какому-либо лицу на условии выполнения воен. или адм. службы. Первоначально термин "Л." часто употреблялся в том же значении, что и бенефиций. С 12 в. им стали обозначать гл. обр. наследств. пожалования и притом в первую очередь внутри класса феодалов (феод). В ходе ленных пожалований окончат. сложилась иерархич. система феод. землевладения в Германии. В 13 в. оформилось ленное право, зафиксированное в ряде судебников ("Саксонское зерцало", "Швабское зерцало"). В нем различались Л. церк. князей, Л. светских князей, Л. графские, министериальные, бурговые и др. Ленная система сохранялась внутри герм. княжеств до конца 15 в.; в отношениях князей с императором нормы ленного права в известной мере действовали до упразднения "Священной Рим. империи". Лит.: Mitteis H., Lehnrecht und Staatsgewalt, Weimar, 1933; Conrad H., Deutsche Rechtsgeschichte, Bd 1, Karlsruhe, 1954. Ю. Л. Бессмертный. Москва.
Лен
«Полотном» древние славяне называли только льняную материю.
Никакая ткань не могла сравниться с льняной. Зимой льняная ткань хорошо согревает, летом дает телу прохладу.
Об урожае льна гадали заранее, а самый сев, происходивший обычно во второй половине мая, сопровождался священными обрядами, призванными обеспечить добрую всхожесть и хороший рост льна. В частности, лен, как и хлеб, сеяли исключительно мужчины. Особое внимание уделялось фазам Луны: если хотели вырастить долгий, волокнистый лен, его сеяли «на молодой месяц», а если «полный в зерне» – то в полнолуние.
Чтобы хорошо рассортировать волокно и разгладить его в одном направлении для удобства прядения, лен чесали. Делали это с помощью больших и малых гребней, иногда специальных. После каждого прочесывания гребень извлекал грубые волокна, а тонкие, высокосортные – кудель – оставались.
Слово «кудель», родственное прилагательному «кудлатый», существует в том же значении во многих славянских языках. Процесс чесания льна назывался еще «мыканьем». Это слово родственно глаголам «смыкать», «размыкать» и означает в данном случае «разделение». Готовую кудель можно было прикрепить к прялке – и прясть нить.
Никакая ткань не могла сравниться с льняной. Зимой льняная ткань хорошо согревает, летом дает телу прохладу.
Об урожае льна гадали заранее, а самый сев, происходивший обычно во второй половине мая, сопровождался священными обрядами, призванными обеспечить добрую всхожесть и хороший рост льна. В частности, лен, как и хлеб, сеяли исключительно мужчины. Особое внимание уделялось фазам Луны: если хотели вырастить долгий, волокнистый лен, его сеяли «на молодой месяц», а если «полный в зерне» – то в полнолуние.
Чтобы хорошо рассортировать волокно и разгладить его в одном направлении для удобства прядения, лен чесали. Делали это с помощью больших и малых гребней, иногда специальных. После каждого прочесывания гребень извлекал грубые волокна, а тонкие, высокосортные – кудель – оставались.
Слово «кудель», родственное прилагательному «кудлатый», существует в том же значении во многих славянских языках. Процесс чесания льна назывался еще «мыканьем». Это слово родственно глаголам «смыкать», «размыкать» и означает в данном случае «разделение». Готовую кудель можно было прикрепить к прялке – и прясть нить.
Источник: Славянская энциклопедия.
Лен
С древнейших времен лен был известен людям и им пользовались для различных целей. Египет издревле славился своим льном и полотняными товарами. По словам Моисея «лен осеменился» (Исх. 9:31). Раав в Иерихоне спрятала соглядатаев в снопах льна, разложенных у нее на кровле (И. Нав. 2:6). Израильтяне носили льняную или шерстяную одежду (Лев. 13:47 и дал.). Обрабатывание льна было делом женщины (Прит. 31:13). Товары, упоминаемые в Прит. 7:16 и Иез. 27:7 «разноцветные ткани Египетские» были полотняные. Различные льняные и хлопчатые ткани, в которые были обвиты мумии, представляют пример замечательно тонкой выделки. В одном из кусков сосчитали, что на каждый квадратный дюйм приходилось на основу 132 нитки, а на уток 71, в другом — 270 двойных ниток на основу и 110 на уток. Предполагают, что лен обозначается еврейскими словами «пишта» (Суд. 15:14), «лен» (Иез. 44:17 и дал.) и «бад» (Исх. 28: 42; 2 Цар. 6:14). В некоторых случаях эти слова, вероятно, обозначают хлопок, который именуется также еврейскими словами: шеш (егип. шенш) и буц (греч. буссос). Египтянам был известен хлопок и его выделка, что видно из памятников древности и из записок Плиния, где он упоминает о растущем в Египте кусте,- от которого получается древесный лен, дающий очень нежную и мягкую ткань. Из этого тонкого материала была сделана завеса в храме и одежды священников (Срав. 26:1,31; 1 Пар. 15:27; 2 Пар. 3:14; 5:12). Иосиф был одет в виссон (Быт. 41:42). виссон ткался еврейскими женщинами (Прит. 31:22), и некоторые семейства специально занимались выделкой виссона, напр., дом Ашбеи (1 Цар. 4:21).