, Франц фон (Lenbach, Franz von) 1836, Шробенхаузейн, Верхняя Бавария — 1904, Мюнхен. Немецкий живописец. В 1857—1859 занимался у Пилоти в мюнхенской Академии художеств. В 1858 вместе с Пилоти посетил Италию. Изучал произведения старых мастеров в галереях Мюнхена и Италии. В 1859 был в Париже. В 1860—1861 преподавал в Художественной школе в Веймаре. Был в Риме (1864), Флоренции (1865), Мадриде (1867) как стипендиат А. Ф. фон Шака. С 1868 по 1874 работал в Мюнхене, Вене, Берлине. С 1872 имел собственные мастерские в Вене и Мюнхене. В 1875—1876 путешествовал в Египет, в 1881 — в Лондон, в 1883 — в Рим. В 1887—1890 занимался проектом создания Дома-музея Ленбаха в Мюнхене (ныне там расположена Гор. галерея Ленбаххауз). Работал преимущественно как портретист. Во время посещения вместе с К. Пилоти Италии начал писать пейзажи в манере живописи цветовым пятном (Арка Тита в Риме, Мюнхен, Гор. галерея Ленбаххауз). Пленэрные опыты Ленбаха 1850—1860-х близки поискам многих мастеров сер. XIX в. и характеризовали доимпрессоинистическую стадию европейской пленэрной живописи. В окрестностях Шробенхаузена были созданы картины Жатва в Шробенхаузене (1855, Винтертур, частное собрание), Красный зонтик (1860, Гамбург, Кунстхалле), Итальянские дети (1859, Веймар, Гос. художественные собрания). Пятнами ярких цветов зеленого, белого, желтого, красного передает художник распределение света и тени в пейзажах, пластическую определенность фигур в пленэре. В подобной манере исполнены и серии пейзажей во время путешествий по Испании (Альгамбра в Гранаде, 1868, Мюнхен, Новая пинакотека) и Египту (Интерьер дворца в Каире, 1876, Мюнхен, Гор. галерея Ленбаххауз). Однако в историю искусства Ленбах вошел как портретист. Ранние произведения (Мать художника Элизабет фон Ленбах, 1850; Слепой старик с ребенком, 1854; оба — Мюнхен, Гор. галерея в Доме Ленбаха) искренни в раскрытии внутреннего мира человека, безыскусны в композиционном решении. В Автопортрете в шляпе и очках (1866, Мюнхен, Новая пинакотека) присутствует элемент некоторого эпатажа. В строго фронтальном расположении фигуры, пристальном прямом взгляде, обращенном к зрителю, костюме сквозит желание показать жизнь и ремесло художника без прикрас. В совершенно иной манере решены портреты Людвиг I Баварский (1866, Мюнхен, Новая пинакотека), А. Ф. фон Шак (1870, Мюнхен, галерея Шака), Р. Вагнер (1872, Мюнхен, фонд Вагнера), В. Буш (1870-е, Дрезден, Картинная галерея; Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Склонный к свободной импровизации, художник привносит в них некоторую внешнюю театральность, но в основе создаваемых им образов всегда лежит глубокое реалистическое постижение внутреннего мира человека. Среди женских образов в галерее портретов Ленбаха главным образом изображения близких людей — Жена художника Лоло фон Ленбах (1902), Дочь Марион Ленбах (обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Габриэла Ленбах (1898, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Автопортрет с фрау Ленбах и дочерьми (1903, Мюнхен, Гор. галерея Ленбаххауз). Портреты исполнены в характерной манере художника — широким спокойным мазком, плавно и свободно моделирующим форму. С искренней теплотой в них раскрыты нюансы человеческих характеров, тонко подмеченных настроений. Более академичны поздние портреты Ленбаха Лев XIII (1866, Венеция, галерея современного искусства Ка’Пезаро), Ф. Лист (1884, Гамбург, Кунстхалле), О. фон Бисмарк (1890, Вена, Музей истории искусства), Вильгельм I (Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Но по глубине психологического раскрытия образа они явились самыми значительными работами художника. Пленэрные достижения Ленбаха оказали влияние на мастеров веймарской (Т. Хаген, К. Бухгольц) и мюнхенской школ (Л. Эйзен, В. Трюбнер, Ф. Шилер) и др.
Лит.: Mehk S. Franz von Lenbach (1836—1904). Leben und Werk. Munchen, 1972; Baranov S. von. Franz von Lenbach. Leben und Werk. Koln, 1986; Franz von Lenbach, 1836—1904. 14. Dez. 1986 — 3. Mai 1987, Lenbachhaus, Munchen: Ausstellung. Katalog. Munchen, 1987.
Е. Федотова