Ленд-лиз
Источник: Глоссарий исторических терминов
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005
Источник: Исторический словарь
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Источник: Термины и понятия по истории России, проект RusHistory
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998
За годы Великой Отечественной войны 1941–1945 общий объем поставок в СССР по ленд‑лизу составил 11 миллиардов 260 миллионов 344 тысячи долларов, в том числе 9,8 миллиарда долларов из США. Четверть всех грузов составляло продовольствие. Это примерно 4 процента промышленного производства в СССР в 1941–1945 гг.
При этом ленд‑лизовская техника по отдельным видам вооружений составляла значительный процент. Согласно данным Госплана СССР, в 1941–1945 гг. наша военная промышленность произвела самолетов почти 142,8 тысячи, танков и самоходно‑артиллерийских установок (САУ) 110,3 тысячи, орудий 523,5 тысячи. СССР по ленд‑лизу из Великобритании получил 7,4 тысячи самолетов, около 4,2 тысячи танков, 5 тысяч противотанковых орудий. По ленд‑лизу из США–14,8 тысячи самолетов, около 7,5 тысячи танков, 8 тысяч зенитных орудий. Что касается автомобилей, то здесь поставки по ленд‑лизу составили около 70 процентов.
Самыми незначительными поставки союзников были в 1941–1942, то есть в наиболее тяжелый период Великой Отечественной войны. К тому же качество американской боевой техники не всегда могло противостоять немецкой технике. На это обстоятельство И. В. Сталин не раз обращал внимание президента Рузвельта. Так, И.В. Сталин писал: «…следует иметь в виду, что самолеты «Киттихок» не выдерживают борьбы с нынешними немецкими истребителями»; «…считаю долгом предупредить, что, как утверждают наши специалисты на фронте, американские танки очень легко горят от патронов противотанковых ружей, попадающих сзади или сбоку. Происходит это от того, что высокосортный бензин, употребляемый американскими танками, образует в танке большой слой бензиновых паров, создающих благоприятные условия для загорания. Немецкие танки работают на бензине, но бензин у них низкосортный, не дающий большого количества паров, ввиду чего они гораздо меньше подвержены загоранию. Наиболее подходящим мотором для танков наши специалисты считают дизель».
Так же откровенно И.В. Сталин указывал и на недостатки военной техники, поступающей по ленд‑лизу из Великобритании.
Теперь же приходится встречаться с работами политологов и историков, в которых переоценивается значение поставок союзниками военной техники по ленд‑лизу, утверждается, будто эти поставки сыграли чуть ли не решающую роль.
Концепция этой программы давала президенту Соединенных Штатов власть помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его страны. Закон о ленд‑лизе (англ. «Lend Lease Act»), полное название «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов» (англ. «Ап Act to Promote the Defense of the United States»), принятый Конгрессом США 11 марта 1941, предусматривал что:
• поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырье, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (статья 5);
• переданное в рамках ленд‑лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединенными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов).
Положения ленд‑лиза предусматривали, что после войны в случае заинтересованности американской стороны неразрушенные и не утраченные техника и оборудование должны быть возвращены в США.
Всего поставки по ленд‑лизу составили около $50,1 млрд (эквивалентно примерно $610 млрд в ценах 2008), из которых $31,4 млрд было поставлено в Великобританию, $11,3 млрд – в СССР, $3,2 млрд – во Францию и $1,6 млрд – в Китай. Обратный ленд‑лиз (поставки союзников в США) составил $7,8 млрд, из которых $6,8 млрд пришелся на Великобританию и страны Содружества.
В послевоенный период высказывались различные оценки роли ленд‑лиза. В СССР чаще преуменьшалась значимость поставок, в то время как за рубежом утверждалось, что победа над Германией была определена западным оружием и что без ленд‑лиза Советский Союз не устоял бы.
В советской историографии обычно утверждалось, что размер помощи по ленд‑лизу СССР был довольно мал – всего около 4 % средств, затраченных страной на войну, а танки и авиация поставлялись в основном устаревших моделей. Сегодня отношение в странах бывшего СССР к помощи союзников несколько изменилось, и внимание стало обращаться также на то, что по ряду позиций поставки имели немаловажное значение, как в плане значимости количественных и качественных характеристик поставляемой техники, так и в плане доступа к новым образцам вооружения и промышленного оборудования.
ВВП СССР в 1942, в свою очередь, вследствие оккупации Германией значительных территорий снизился примерно на треть по сравнению с довоенным уровнем, при этом из 200 млн. человек населения около 78 млн. осталось на оккупированных территориях.
Таким образом, в 1942 СССР и Великобритания уступали Германии и ее сателлитам и по ВВП (0,9:1) и по населению (учитывая потери СССР вследствие оккупации). В этой ситуации руководству США была очевидна необходимость оказания срочной военно‑технической помощи обеим странам. Более того, США были единственной страной мира, обладавшей достаточными производственными мощностями для оказания такой поддержки в достаточно сжатые сроки, чтобы успеть оказать влияние на ход боевых действий в 1942. В течение всего 1941 США продолжили наращивать военную помощь Великобритании, а 1 октября 1941 Рузвельт одобрил подключение к ленд‑лизу СССР.
Ленд‑лиз, вкупе с нарастающей помощью Великобритании в ее битве за Атлантику, оказался критическим фактором, вовлекшим США в войну, особенно на европейском фронте. Гитлер, объявляя войну США 11 декабря 1941, упомянул оба этих фактора как ключевые в принятии решения вступить в войну с США.
Следует отметить, что посылка американской и английской военной техники СССР приводила к необходимости снабжать его сотнями тысячами тонн авиационного топлива, миллионами снарядов для орудий и патронов для ПП и пулеметов, запасными гусеницами для танков, запасными автомобильными покрышками, запчастями для танков, самолетов и автомобилей. Уже с 1943, когда руководство союзников перестало сомневаться в способности СССР к долговременной войне, в СССР стали ввозить в основном стратегические материалы (алюминий и проч.) и станки для советской промышленности.
Поставки из США в СССР можно разделить на следующие этапы:
– «преленд‑лиз» – с 22 июня 1941 по 30 сентября 1941 (оплачен золотом)
– первый протокол – с 1 октября 1941 по 30 июня 1942 (подписан 1 октября 1941)
– второй протокол – с 1 июля 1942 по 30 июня 1943 (подписан 6 октября 1942)
– третий протокол – с 1 июля 1943 по 30 июня 1944 (подписан 19 октября 1943)
– четвертый протокол – с 1 июля 1944, (подписан 17 апреля 1944), формально завершился 12 мая 1945, но поставки были продлены вплоть до окончания войны с Японией, в которую СССР обязался вступить через 90 дней после окончания войны в Европе (то есть, 8 августа 1945). Япония капитулировала 2 сентября 1945, а 20 сентября 1945 все поставки по ленд‑лизу в СССР были прекращены.
Союзные поставки очень неравномерно распределялись по годам войны. В 1941–1942 обусловленные обязательства постоянно не выполнялись, положение нормализовалось начиная лишь со второй половины 1943.
Основные маршруты и объем транспортированных грузов показаны в таблице ниже
Три маршрута – тихоокеанский, трансиранский и арктические конвои – обеспечили в сумме 93,5 % общих поставок. Ни один из этих маршрутов не являлся полностью безопасным.
Самым быстрым (и самым опасным) маршрутом были арктические конвои. В июле‑декабре 1941 40 % всех поставок шло именно этим маршрутом, и около 15 % отправленных грузов оказывалось на дне океана. Морская часть пути от восточного побережья США до Мурманска занимала около 2‑х недель.
Груз с северными конвоями шел также через Архангельск и Молотовск (ныне Северодвинск), откуда по спешно достроенной ветке железной дороги грузы шли на фронт. Моста через Северную Двину еще не существовало, и для переброски техники зимой намораживали метровый слой льда из речной воды, так как естественная толщина льда (65 см зимой 1941) не позволяла выдержать рельсы с вагонами. Далее груз направлялся по железной дороге на юг, в центральную, тыловую часть СССР.
Тихоокеанский маршрут, обеспечивший около половины поставок по ленд‑лизу, был относительно (хотя далеко не полностью) безопасным. С началом 7 декабря 1941 войны на Тихом океане перевозки здесь могли обеспечиваться лишь советскими моряками, а торгово‑транспортные суда ходили только под советским флагом. Все незамерзающие проливы контролировались Японией, и советские суда подвергались принудительному досмотру, а иногда и топились. Морская часть пути от западного побережья США до дальневосточных портов СССР занимала 18–20 суток.
Первые поставки в СССР по Трансиранскому маршруту начались в ноябре 1941, когда было отправлено 2,972 т грузов. Чтобы увеличить объемы поставок, требовалось провести масштабную модернизацию транспортной системы Ирана, в частности, портов в Персидском заливе и трансиранской железной дороги. С этой целью союзники (СССР и Великобритания) в августе 1941 оккупировали Иран. С мая 1942 поставки составляли в среднем 80–90 тыс. т в месяц, а во второй половине 1943 – до 200 000 т в месяц. Далее доставка грузов осуществлялась судами Каспийской военной флотилии, до конца 1942 подвергавшимися активным атакам немецкой авиации. Морская часть пути от восточного побережья США до берегов Ирана занимала около 75 дней. Специально для нужд ленд‑лиза в Иране было построено несколько автомобильных заводов, которые находились под управлением General Motors Overseas Corporation. Самые крупные назывались ТАР I (Truck Assembly Plant I) в Аидимешке и ТАР II в Хоррамшаре. Всего за годы войны с иранских предприятий в СССР было отправлено 184,112 автомобилей. Автомобили перегонялись по следующим маршрутам: Тегеран – Ашхабад, Тегеран – Астарабад – Баку, Джульфа – Орджоникидзе.
Следует отметить, что в годы войны существовало еще два воздушных маршрута ленд‑лиза. По одному из них самолеты «своим ходом» летали в СССР из США через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив, по другому – через Аляску, Чукотку и Сибирь. По второму маршруту, известному под названием «АлСиб» («Аляска – Сибирь»), было переброшено 7925 самолетов.
Номенклатура поставок по ленд‑лизу определялась советским правительством и была призвана заткнуть «узкие места» в снабжении нашей промышленности и армии.
Этот список показывает поставки в СССР до 30 сентября 1945.
Первую официальную историческую оценку роли ленд‑лиза дал председатель Госплана Николай Вознесенский в своей книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», опубликованной в 1948 году: «…если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с размерами производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за тот же период, то окажется, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь около 4 %».
Цифра в 4 % была опубликована без дальнейших комментариев и вызвала много вопросов. В частности, было неясно, каким образом Вознесенский и его сотрудники вычислили эти проценты. Оценить советский ВВП в денежном выражении было затруднительно из‑за отсутствия конвертируемости рубля. Если счет шел на единицы продукции, тогда непонятно, каким образом танки сравнивались с самолетами, а продовольствие – с алюминием.
Сам Вознесенский был вскоре арестован по Ленинградскому делу и расстрелян в 1950 году, соответственно комментариев дать не мог. Тем не менее цифра в 4 % в дальнейшем широко цитировалась в СССР как отражающая официальную точку зрения о значимости ленд‑лиза.
Высоко оценивал роль ленд‑лиза и А.И. Микоян, во время войны отвечавший за работу семи союзных наркоматов (торговли, заготовок, пищевой, рыбной и мясомолочной промышленности, морского транспорта и речного флота) и, в качестве наркома внешней торговли страны, с 1942 руководивший приемом союзных поставок по ленд‑лизу.
Программа ленд‑лиза была обоюдовыгодной как для СССР (и других стран‑получателей), так и для США. В частности, США выиграли необходимое время для мобилизации собственного ВПК.
Основным шасси для «Катюш» стали ленд‑лизовские «Студебеккеры» (конкретно, Studebaker US6). В то время как Штаты дали около 20 тыс. автомобилей для нашей «боевой девушки», в СССР было выпущено всего 600 грузовиков (в основном шасси ЗИС‑6). Практически все «Катюши», собранные на базе советских автомобилей, уничтожила война. На сегодняшний день во всем СНГ сохранилось только четыре реактивных миномета «Катюша», которые были созданы на базе отечественных грузовиков ЗиС‑6. Один находится в Петербургском артиллерийском музее, а второй – в Запорожье. Третий миномет на базе «полуторки» стоит, как памятник, в Кировограде. Четвертый стоит в Нижегородском кремле.
СССР получил от США и других союзников значительное число автомобилей: в автомобильном парке Красной Армии импортных автомашин в 1943 было 5,4 %, в 1944 в СА – 19 %, на 1 мая 1945 – 32,8 % (58,1 % составляли машины отечественного производства и 9,1 % – трофейные автомашины). За годы войны автопарк Красной Армии пополнился большим количеством новых автомобилей, в значительной мере за счет импорта. В армию поступило 444700 новых машин, из них 63,4 % импортных и 36,6 % – отечественных. Основное пополнение армии автомобилями отечественного производства осуществлялось за счет старых автомобилей, изьятых из народного хозяйства. 62 % всех полученных автомобилей составляли тягачи, из них 60 % «Студебекер», как лучший из всех получаемых марок тягачей, в значительной части заменивший конную тягу и тракторы для буксировки 75‑мм и 122‑мм артсистем. Хорошие эксплуатационные качества показал также автомобиль «Додж» 3/4 т, буксирующий орудия противотанковой артиллерии (до 88 мм). Большую роль сыграл легковой автомобиль «Виллис» с 2 ведущими осями, обладающий хорошей проходимостью и явившийся надежным средством разведки, связи и управления войсками. Кроме того, «Виллис» применялся в качестве тягача для противотанковой артиллерии (до 45 мм). Из автомобилей специального назначения следует отметить амфибии «Форд» (на базе машины «Виллис»), придававшиеся в составе специальных батальонов танковым армиям для проведения разведывательных операций при форсировании водных преград, и «Джиемси» (на базе грузовика той же марки), используемые, главным образом, инженерными частями при устройстве переправ.
По другим данным, СССР получил по ленд‑лизу 622,1 тыс. т железнодорожных рельсов (56,5 % от собственного производства), 1900 локомотивов, (в 2,4 раза больше, чем выпущено за годы войны в СССР) и 11075 вагонов (больше в 10,2 раза), 3 млн. 606 тыс. автопокрышек (43,1 %), 610 тыс. т сахара (41,8 %), 664,6 тыс. т мясных консервов (108 %). СССР получил 427 тыс. автомобилей и 32 тыс. армейских мотоциклов, при этом в СССР с начала войны до конца 1945 было выпущено лишь 265,6 тыс. автомобилей и 27816 мотоциклов. США поставили 2 млн. 13 тыс. т авиабензина (вместе с союзниками – 2 млн. 586 тыс. т) – почти две трети горючего, использованного за годы войны советской авиацией. В то же время в статье, откуда взяты цифры этого абзаца, в качестве источника фигурирует статья Б.В. Соколова «Роль ленд‑лиза в советских военных усилиях, 1941–1945». Однако в самой статье написано, что США и Британия поставили вместе лишь 1216,1 тыс. тонн авиабензина, а в СССР в 1941–1945 гг. было произведено 5539 тыс. т авиабензина, то есть западные поставки составили лишь 18 % от общего советского потребления времен войны. Если учесть, что таков был в советском авиапарке процент самолетов, поставленных СССР в рамках ленд‑лиза, то очевидно, что бензин импортировали именно для импортных же самолетов. Наряду с самолетами СССР получил сотни тонн авиационных запчастей, авиационные боеприпасы, специальное аэродромное оборудование и аппаратуру, в т. ч. 9351 американскую радиостанцию для установки на истребителях советского производства, навигационное авиаоборудование (радиокомпасы, автопилоты, радары, секстанты, авиагоризонты).
Сравнительные данные по роли ленд‑лиза в обеспечении советской экономики некоторыми видами материалов и продовольствия во время войны даны в таблице 1.
Сразу после войны США направили странам, получавшим помощь по ленд‑лизу, предложение вернуть уцелевшую военную технику и погасить долг для получения новых кредитов. Поскольку закон о ленд‑лизе предусматривал списание использованного военного оборудования и материалов, американцы настаивали на оплате только гражданских поставок: железнодорожного транспорта, электростанций, пароходов, грузовиков и прочего оборудования, находившегося у стран‑получателей по состоянию на 2 сентября 1945. За уничтоженную в ходе боев военную технику США возмещения не потребовали.
Объем американских поставок по ленд‑лизу составил около 11 млрд, долларов США. Для согласования итоговой суммы сразу по окончании войны начались советско‑американские переговоры. На переговорах советские представители согласились выплатить лишь незначительную сумму и встретили прогнозируемый отказ американской стороны. Переговоры тоже ни к чему не привели. Американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться $800 млн., однако советская сторона соглашалась уплатить только $300 млн. По мнению советского правительства, расчет должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента. Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые был закреплены еще в марте 1946.
Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд‑лизу было заключено лишь в 1972. По этому соглашению СССР обязался до 2001 заплатить $722 млн., включая проценты. К июлю 1973 были осуществлены три платежа на общую сумму $48 млн., после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона – Вэника). В июне 1990 в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности – 2030, и сумма – $674 млн.
После распада СССР долг за помощь был переоформлен на Россию (Ельцин, Козырев), по состоянию на 2003 г. Россия была должна примерно $100 млн. Таким образом, из общего объема американских поставок по ленд‑лизу в $ 11 млрд. СССР, а затем Россией, было оплачено $722 млн., или около 7 %.
Следует, однако, отметить что с учетом инфляционного обесценения доллара эта цифра будет существенно (в разы) меньше. Так, к 1972, когда с США была согласована сумма долга за ленд‑лиз в размере $722 млн. долларов, доллар с 1945 года успел обесцениться в 2,3 раза. Однако в 1972 году СССР было выплачено только $48 млн., а договоренность о выплате оставшихся $674 млн. была достигнута в июне 1990 года, когда покупательная способность доллара была уже в 7,7 раз ниже чем на конец 1945. При условии выплаты $674 млн. в 1990, общий объем советских выплат в ценах 1945 составил около 110 млн. долларов США, т. е. около 1 % от суммарной стоимости поставок по ленд‑лизу. Но большая часть из поставленного была либо уничтожена войной, либо, как снаряды, израсходовано на нужды войны, либо, по окончании войны, в соответствие с законом о ленд‑лизе, возвращено США.
Таблица 1
Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.