, Эдвин (Landseer, Edwin) 1802, Лондон — 1873, Лондон. Английский живописец, известен, главным образом, как художник-анималист. Работал также в жанре пейзажа и портрета, занимался скульптурой. Родился в семье гравера Дж. Лендсира. Первые уроки мастерства получил у отца, позже учился у Б. Хейдона. Художественные способности проявил очень рано, уже в 11 лет получил награду Королевского общества искусств за анималистические рисунки, а в 15 лет впервые выставился в Королевской академии художеств. Обладал врожденным даром наблюдения за животными, умением схватить и верно передать через позы и движения их характеры. Подобно Дж. Стаббсу много времени уделял изучению анатомии животных. Творчество мастера неоднородно. До 1840-х его живопись носила романтический характер. Он был большим поклонником искусства Э. Делакруа. Важную роль в формировании романтического видения природы сыграло совершенное Лендсиром в 1824 путешествие в Шотландию. Там он встретился с В. Скоттом и гостил у него в Эбботсфорте. Дикая природа Шотландского нагорья произвела на художника неизгладимое впечатление. Сделал большое число набросков, которые впоследствии легли в основу многих его произведений. Широко известна серия картин с изображением могучих и величавых оленей и других диких животных. Будучи страстным охотником, мастерски писал охотничьи погони, подчеркивая, как художник-романтик, идею противостояния человека и природы. Не случайно Т. Жерико выделял его картины среди современных английских живописцев. К этому же периоду относятся замечательные пейзажи, запечатлевшие великолепие суровых скал, снежных вершин и чистых горных озер. Часто вводил в пейзаж элемент драматизма, любил писать бурную погоду, строя композицию на контрастах света и тени. Именно в такого рода произведениях наиболее ярко проявились его дар рисовальщика и живописная свобода. В эти годы писал маслом на досках по гипсовому грунту, но позже перешел к традиционной технике с использованием холста. Однако современники ценили Лендсира за произведения совершенно иного характера. Желая все больше нравиться широкой публике и своим аристократическим заказчикам, он начинает эксплуатировать известную любовь своих соотечественников к животным, в особенности к собакам, образы которых приобретают в его произведениях черты человеческого характера. Он наделяет их свойственными людям качествами морального порядка, стремясь внести в картины нравоучительный подтекст, чаще всего сентиментальный, доходящий порой до слащавости. Постепенно искусство художника эволюционировало в сторону салонных вкусов. Растиражированные в многочисленных офортах картины сделали Лендсира одним из наиболее известных мастеров викторианской Англии. Обладая привлекательной внешностью, хорошими манерами и характером, он легко был принят высшим обществом. Королева Виктория числила его среди своих друзей и собрала большую коллекцию картин и рисунков мастера. Он писал портреты самой королевы, ее семьи и близкого окружения. В 1850 был удостоен рыцарского звания. В 1831 стал членом Королевской академии художеств, а в 1865 был избран ее президентом, но сразу же отказался от этой должности. Лендсир пробовал себя и в скульптуре. Самое известное его произведение — львы, украшающие базу колонны Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне, выполненные в 1867. К моменту смерти слава мастера была настолько велика, что он был с почестями похоронен в соборе Св. Павла. В настоящее время его наследие занимает гораздо более скромное место в истории английского искусства. Основные произведения: Собака и тень (1822, Лондон, Музей Виктории и Альберта), Охотничья погоня (1826, Бирмингем, Гор. музей и художественная галерея), Высший свет и дворня (1829), Достоинство и наглость (1839), Пейзаж с озером, штормовой эффект (1836, все — Лондон, галерея Тейт), Главный оплакиватель старого пастуха (1837, Лондон, Музей Виктории и Альберта), Человек предполагает, а Бог располагает (1864, Игэм, Ройал Холлоуэй-Колледж).
Лит.: Paintings and Drawings by Sir Edwin Landseer: Exhibition Catalogue. London, 1961.
Т. Воронина