Le Nain), братья Антуан (1602/1610, Лан — 1648, Париж), Луи (1602/1610, Лан — 1648, Париж) и Матье (1605/1610, Лан — 1677, Париж). Французские живописцы. Почти забытые к концу XVIII столетия, братья Ленен были постепенно возвращены в историю искусства, но до сих пор с их именами и творчеством связано немало загадок. Известно, что братья родились в семье разбогатевшего винодела из Лана, в среде, близкой к крестьянской, но, несомненно, более просвещенной. Получив начальное художественное образование в кружке местных монастырских живописцев, они довольно скоро покинули родной город. Известно, что в 1630-е они уже обосновались в Париже, в предместье Сен-Жермен-де-Пре. Большая часть документированных работ этого периода (Портрет Анны Австрийской работы Матье Ленена, Распятие, 1646) не сохранилась. Признание и профессиональную репутацию трех братьев удостоверяет принятие их в 1648 в только что образованную Королевскую академию живописи и скульптуры. В этом же году скоропостижно скончались оба старших брата, Антуан и Луи, и постепенно имя Ленен стало соотноситься лишь с творчеством младшего из братьев, Матье, что дополнительно затруднило атрибуцию приписываемых Лененам картин. К настоящему моменту имеется больше 15 достоверно принадлежащих братьям Ленен картин, все они относятся к 1640-м. Часть картин — религиозного и мифологического содержания, вполне в духе мастеров парижской школы (Вакх и Ариадна, Орлеан, Музей изящных искусств; Венера в кузнице Вулкана, 1641, Реймс, Музей изящных искусств); другая часть — портреты, стилистически довольно несхожие и поэтому приписываемые порой разным мастерам в результате неправильных атрибуций (Маркиз де Тревиль, 1644, частное собрание; Портрет пожилой дамы, видимо, копия с оригинала, 1644, Авиньон, Музей Кальве). Однако главное наследие Лененов, принесшее им хоть и запоздалую, но громкую славу, — картины, рисующие сцены из крестьянской жизни, полные удивительной суровой честности и вместе с тем художественно цельные и даже строго элегантные. По-видимому, творческий и жизненный путь трех братьев — из провинциальных зажиточных крестьян в признанные столичные живописцы — обусловил то образное понимание крестьянской темы у Лененов, которому нет аналогий в европейской живописи XVII в. Сцены повседневной крестьянской жизни у Лененов (Трапеза крестьян, 1642; Крестьянская семья в интерьере, обе — Париж, Лувр; Семейство молочницы, Посещение бабушки, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) лишены караваджистской апологии грубой нищеты, игрушечной забавности голландцев (Остаде) или брутальной иронии фламандца Браувера. Они полны уверенного покоя, сдержанного достоинства и сознания собственной социальной значимости, которые французское третье сословие обрело лишь сто лет спустя, в преддверии буржуазной революции. Именно тогда, в середине XVIII в., эти новые образы и трактовка получили свое значимое живописное воплощение (прежде всего у Шардена и Греза); интерес художников к крестьянской теме неуклонно возрастал и в течение XIX в. вплоть до Милле. Братья Ленен более чем на сто лет опередили движение европейской живописи, создав совершенно особенную живопись не только в образно-тематическом, но и в композиционно-колористическом плане. В их картинах совсем нет доминировавших тогда в парижской школе живописи эффектной театральности и репрезентативности. Лучшие творения Лененов отличают строго барельефные, уравновешенные композиции, ясное освещение, сдержанный, даже скупой серовато-коричневый колорит, ощущение самоценности каждого предмета и персонажа. Возможно, именно благодаря невозмутимой крестьянской твердости братьям Ленен удалось уберечь от подавляющего влияния итальянского барокко собственные уникальные художественные достижения.
Лит.: Братья Ленен: Альбом / Авт.-сост. Н. Нерсесов, М., 1966; Лазарев В. Н. Старые европейские мастера. М., 1974; Les freres Le Nain: Catalogue de l’exposition. Paris, 1968.
Н. Золотова
0.00 байт
Живопись братьев Ленен. Проблемы авторской атрибуции полотен из Большого собрания изящных искусств A
Статья посвящена анализу творчества братьев Ленен представителей реалистического направления в искусстве Франции XVII века. Здесь же проведена атрибуция двух работ Матье Ленена из Большого собрания изящных искусства ASG.