Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи
(Leonardo da Vinci) (1452 — 1519). Л. да В. — идеал универсального человека эпохи Возрождения. Он считал себя в первую очередь живописцем (использование светотени «сфумато»; композиция «Тайной вечери» (1496 — 1497), подчиняющая себе реальное архитектурное пространство; «Джоконда» (1503 — 1506)), но одновременно стремился понять закономерности природных процессов. С этой целью он занимался конструированием механич. устройств (частично по чертежам Герона), анатомич. и физиономич. исследованиями, а также вскрытием трупов на основе учения Галена о строении человеч. тела. Л. да В. видел в природе живой цельный организм и считал, что т. н. «семь свободных искусств» составляют научную основу живописи. В его понимании занятие естествознанием наряду с изучением памятников античности и творчества старых мастеров было осн. законом сформулированной им эстетики. Эта мысль содержится также в отрывках из его записей, вошедших в «Трактат о живописи».
Источник: Словарь античности. 1989
Леонардо да Винчи
1452- 1519 гг.) - итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Он соединил в себе художественный талант и научные познания. Ему принадлежат многочисленные открытия, проекты и исследования, намного опередившие эпоху: проекты гидроканалов и ирригационных систем, металлургических печей, прокатных станов, землеройных и других машин, подводной лодки и танка, летательных аппаратов и парашюта. Он занимался исследованием ископаемых остатков и выдвинул идею об их морском происхождении, экспериментированием по удалению органов у животных. Когда он заканчивал Мону Лизу (1503 г.), он одновременно углублял свои познания в анатомии, анализируя птичьи полеты и анатомируя трупы (нарисовал серию рисунков с натуры). Работая архитектором и инженером при дворе французского короля Людовика XIII (в 1506- 1513 гг.), он занимался исследованиями в области ботаники, геологии и гидравлики. Его ключом к пониманию мира служил девиз - умей видеть. Был близок к созданию гелиоцентрической системы Вселенной. Сохранились записные книжки и рукописи (около 7 тыс. листов).
Источник: Исторический словарь
Леонардо да Винчи
1452—1519) — великий ит. художник (живописец, скульптор, архитектор), ученый (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), инженер-изобретатель и мыслитель эпохи Возрождения. Родился в селении Анкиано (ок. г. Винчи, между Флоренцией и Пизой). Внебрачный сын состоятельного нотариуса и простой крестьянки. С 1469 г. учился во Флоренции в мастерской Андреа Верроккьо. В 1470 г. был записан в содружество флорентийских мастеров, но до 1481 г. продолжал работать с Верроккьо. Ок. 1476 г. исполнил фигуру левого ангела в картине своего учителя «Крещение Христа», выгодно отличавшуюся от работы Верроккьо. Среди ранних работ Л. да В. «Мадонна с цветком» (или «Мадонна Бенуа») (ок.1478), «Поклонение волхвов» и «Святой Иероним» (1481—1482).
В 1482 г. по приглашению фактич. правителя Милана Лодовико Сфорца Л. да В. переехал в Милан. Работал прежде всего как воен. инженер, писал «Трактат о живописи», занимался наукой, архитектурой и скульптурой. В Милане им была создана глиняная модель памятника Франческо Сфорца (отца Лодовика), разрушенная фр. солдатами в 1499 г.; написаны «Мадонна в скалах» (или «Мадонна в гроте») (1483—1494) с использованием знаменитого леонардовского сфумато (тончайшей светотени), «Мадонна Литта» (1490—1491); фреска «Тайная вечеря» в трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие (1495—1497) — главная живописная работа этого периода. Эта огромная стенная роспись (4,6x8,8 м) стала событием в худож. жизни Италии, но, выполненная темперой, она уже при жизни художника стала постепенно разрушаться.
Миланский период — самый плодотворный в творчестве мастера — продолжался до 1499 г. Л.да В. стал самым знаменитым художником Италии. Он покинул занятый французами Милан и после непродолжительного пребывания в Мантуе и Венеции в 1500 г. вернулся во Флоренцию, где некоторое время работал как воен. инженер у Чезаре Борджа. В 1502 г. Л.да В. получил от флорентийской синьории заказ на роспись стены Зала совета во дворце Палаццо Веккьо на сюжет «Битва при Ангиари»; на др. стене Микеланджело должен был исполнить «Битву при Кашина». Но оба художника сделали только подготовительные картоны.
В 1503—1506 гг. Л. да В. создал самый знаменитый портрет в истории мировой живописи — портрет Моны Лизы («Джоконда»), супруги флорентийского купца Франческо ди Джоконде С 1506 г. начался период очередных скитаний: сначала Милан (1506), затем Рим (1513); в 1516 г. Л. да В. переселился во Францию, где в замке Клу (ок. Амбуаза) провел последние годы жизни.
Л. да В. не оставил большого числа живописных работ: он работал над своими произведениями как ученый-исследователь, считая живопись наукой и дочерью природы; утверждал, что «хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души». В «Трактате о живописи» (1498) Л. да В. как теоретик искусства настаивал на необходимости изучения линейной и воздушной перспективы, анатомии и т.д. Как инженер он высказал ряд гениальных гипотез и оставил ряд проектов механизмов, станков, летательных аппаратов, аппаратов для ирригации и т.п. Л. да В. одним из первых обосновал идею познаваемости мира посредством разума и ощущений, высказал догадку о том, что Земля — лишь одно из небесных тел и не является центром Вселенной.
Лит.: Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М., 1934; Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М., 1955; Леонардо да Винчи. Избранные отрывки из литературного наследства // Мастера искусства об искусстве. Т. 2. Эпоха Возрождения / Под редакцией А. А. Губера, В.Н. Гращенкова. М., 1966; Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 3. М., 1970; Гуковский МЛ. Леонардо да Винчи. М., 1967; Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи. М., 1969; Лазарев В.Н. Леонардо да Винчи. М, 1952.
В 1482 г. по приглашению фактич. правителя Милана Лодовико Сфорца Л. да В. переехал в Милан. Работал прежде всего как воен. инженер, писал «Трактат о живописи», занимался наукой, архитектурой и скульптурой. В Милане им была создана глиняная модель памятника Франческо Сфорца (отца Лодовика), разрушенная фр. солдатами в 1499 г.; написаны «Мадонна в скалах» (или «Мадонна в гроте») (1483—1494) с использованием знаменитого леонардовского сфумато (тончайшей светотени), «Мадонна Литта» (1490—1491); фреска «Тайная вечеря» в трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие (1495—1497) — главная живописная работа этого периода. Эта огромная стенная роспись (4,6x8,8 м) стала событием в худож. жизни Италии, но, выполненная темперой, она уже при жизни художника стала постепенно разрушаться.
Миланский период — самый плодотворный в творчестве мастера — продолжался до 1499 г. Л.да В. стал самым знаменитым художником Италии. Он покинул занятый французами Милан и после непродолжительного пребывания в Мантуе и Венеции в 1500 г. вернулся во Флоренцию, где некоторое время работал как воен. инженер у Чезаре Борджа. В 1502 г. Л.да В. получил от флорентийской синьории заказ на роспись стены Зала совета во дворце Палаццо Веккьо на сюжет «Битва при Ангиари»; на др. стене Микеланджело должен был исполнить «Битву при Кашина». Но оба художника сделали только подготовительные картоны.
В 1503—1506 гг. Л. да В. создал самый знаменитый портрет в истории мировой живописи — портрет Моны Лизы («Джоконда»), супруги флорентийского купца Франческо ди Джоконде С 1506 г. начался период очередных скитаний: сначала Милан (1506), затем Рим (1513); в 1516 г. Л. да В. переселился во Францию, где в замке Клу (ок. Амбуаза) провел последние годы жизни.
Л. да В. не оставил большого числа живописных работ: он работал над своими произведениями как ученый-исследователь, считая живопись наукой и дочерью природы; утверждал, что «хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души». В «Трактате о живописи» (1498) Л. да В. как теоретик искусства настаивал на необходимости изучения линейной и воздушной перспективы, анатомии и т.д. Как инженер он высказал ряд гениальных гипотез и оставил ряд проектов механизмов, станков, летательных аппаратов, аппаратов для ирригации и т.п. Л. да В. одним из первых обосновал идею познаваемости мира посредством разума и ощущений, высказал догадку о том, что Земля — лишь одно из небесных тел и не является центром Вселенной.
Лит.: Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М., 1934; Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М., 1955; Леонардо да Винчи. Избранные отрывки из литературного наследства // Мастера искусства об искусстве. Т. 2. Эпоха Возрождения / Под редакцией А. А. Губера, В.Н. Гращенкова. М., 1966; Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 3. М., 1970; Гуковский МЛ. Леонардо да Винчи. М., 1967; Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи. М., 1969; Лазарев В.Н. Леонардо да Винчи. М, 1952.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
(1452–1519) — выдающийся итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Его необычайная и разносторонняя одаренность вызывала изумление и восхищение современников, видевших в нем живое воплощение идеала гармонически развитого совершенного челове-ка. Во всех своих начинаниях он был исследователем и первооткрывателем, и это самым непосредственным образом сказалось на его искусстве. Леонардо оставил немного живописных произведений, поскольку его научные интересы поглощали много времени и сил. Зато в каждом своем художественном произведении он придумывал чтото новое.
По мнению его современников — художников, Лео-нардо произвел переворот в живописи, использовав вместо белого фона темный для придания изображению объемности. Кроме того, им первым был применен принцип «воздушной перспективы» — изменение цвета пейзажа в зависимости от глубины изображения. Он также стал создателем техники неуловимой градации предметных очертаний в зависимости от состояния воздушной среды, что придавало его картинам некую таинственность. И, наконец, Леонардо изобрел особый композиционный прием, ставший основой живописной композиции Возрождения, — группировки фигур в пирамиды.
Развивая традиции искусства Раннего Возрождения, он стремился подчеркнуть плавную объемность форм с помощью мягкой светотени. При этом иногда оживлял лица своих персонажей еле уловимой улыбкой, до-биваясь с ее помощью передачи тонких душевных состояний. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных зарисовках, исполненных в различных техниках, Лео-нардо добивался остроты в передаче мимики лица, физических особенностей человеческого тела, приводил в идеальное соответствие духовное содержание и композицию своих произведений.
Среди ранних работ художника наиболее интересными являются «Мадонна с цветком» (1478) и «Покло-нение волхвов» (1481). Однако лучшим живописным произведением Леонардо, по всеобщему признанию, является «Джоконда» (1503) — портрет Моны Лизы Джоконды, жены богатого флорентийского купца Франческо дель Джокондо. Среди шедевров мировой живописи немногие могут сравниться с «Джокондой» по обилию связанных с нею легенд, восторженных от-зывов и сочинений. Для этого есть вполне достаточно оснований, так как по сравнению с портретами худож-ников кватроченто «Джоконда» поражает необычайной живостью выражения. Чтото неуловимое изменчивое есть в ее скользящем взгляде, легкой улыбке, очертаниях лица. Всеми средствами композиции, рисунка, цветового колорита подчеркивает художник живость свое-го персонажа. В портрете Моны Лизы Леонардо воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния. К поздним произведениями Леонардо относится алтарный образ «Св. Анна с Марией и младенцем Христом» (1500–1507), завершивший поиски художника в области воздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции.
Важнейшим источником изучения творческой деятельности Леонардо являются его записные книжки и рукописи, отрывки из которых вошли в «Трактат о живописи», составленный его учеником Ф. Мельци и оказавшим огромное влияние на теорию и практику евро-пейской художественной культуры. По представлениям Леонардо, среди всех искусств — важнейшим является живопись, поскольку она наиболее универсальна и способна воплотить все многообразие проявлений разумного начала в природе. Сделанные им наблюдения и выводы привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, он высказал правильные предположения о природе бинокулярного зрения. В заметках Леонардо содержится также много сведений по анатомии, перспективе, встречают-ся наброски человеческого тела. Как теоретик искусства, он во многом опередил своих современников.
По мнению его современников — художников, Лео-нардо произвел переворот в живописи, использовав вместо белого фона темный для придания изображению объемности. Кроме того, им первым был применен принцип «воздушной перспективы» — изменение цвета пейзажа в зависимости от глубины изображения. Он также стал создателем техники неуловимой градации предметных очертаний в зависимости от состояния воздушной среды, что придавало его картинам некую таинственность. И, наконец, Леонардо изобрел особый композиционный прием, ставший основой живописной композиции Возрождения, — группировки фигур в пирамиды.
Развивая традиции искусства Раннего Возрождения, он стремился подчеркнуть плавную объемность форм с помощью мягкой светотени. При этом иногда оживлял лица своих персонажей еле уловимой улыбкой, до-биваясь с ее помощью передачи тонких душевных состояний. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных зарисовках, исполненных в различных техниках, Лео-нардо добивался остроты в передаче мимики лица, физических особенностей человеческого тела, приводил в идеальное соответствие духовное содержание и композицию своих произведений.
Среди ранних работ художника наиболее интересными являются «Мадонна с цветком» (1478) и «Покло-нение волхвов» (1481). Однако лучшим живописным произведением Леонардо, по всеобщему признанию, является «Джоконда» (1503) — портрет Моны Лизы Джоконды, жены богатого флорентийского купца Франческо дель Джокондо. Среди шедевров мировой живописи немногие могут сравниться с «Джокондой» по обилию связанных с нею легенд, восторженных от-зывов и сочинений. Для этого есть вполне достаточно оснований, так как по сравнению с портретами худож-ников кватроченто «Джоконда» поражает необычайной живостью выражения. Чтото неуловимое изменчивое есть в ее скользящем взгляде, легкой улыбке, очертаниях лица. Всеми средствами композиции, рисунка, цветового колорита подчеркивает художник живость свое-го персонажа. В портрете Моны Лизы Леонардо воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния. К поздним произведениями Леонардо относится алтарный образ «Св. Анна с Марией и младенцем Христом» (1500–1507), завершивший поиски художника в области воздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции.
Важнейшим источником изучения творческой деятельности Леонардо являются его записные книжки и рукописи, отрывки из которых вошли в «Трактат о живописи», составленный его учеником Ф. Мельци и оказавшим огромное влияние на теорию и практику евро-пейской художественной культуры. По представлениям Леонардо, среди всех искусств — важнейшим является живопись, поскольку она наиболее универсальна и способна воплотить все многообразие проявлений разумного начала в природе. Сделанные им наблюдения и выводы привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, он высказал правильные предположения о природе бинокулярного зрения. В заметках Леонардо содержится также много сведений по анатомии, перспективе, встречают-ся наброски человеческого тела. Как теоретик искусства, он во многом опередил своих современников.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
leonardo da vinci) (1452, Винчи, близ Флоренции – 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Франция), выдающийся итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер эпохи ВысокогоВозрождения. Сын состоятельного нотариуса. Обучался в мастерской А. дель Верроккьо (1467–72), в которой царил дух творческих экспериментов. В 1482–99 гг. жил и работал в Милане. После падения власти миланского правителя Л. Сфорца (1499) вынужден был постоянно менять место пребывания, переезжая из Мантуи и Венеции (1500) во Флоренцию (1500–07), затем снова в Милан (1507–13) и Рим (1513–16). Последние годы (1517–19) провел во Франции, куда был приглашен королем Франциском I.
Уже в ранних произведениях (голова ангела в «Крещении Христа» Верроккьо, после 1470 г.; «Портрет Джиневры ди Бенчи», 1473–74; «Благовещение», ок. 1474 г.; «Мадонна Бенуа», ок. 1478 г.) Леонардо разрабатывает возможности световоздушной перспективы, использование которой будет доведено им до совершенства в работах зрелого периода. Нежная дымка (сфумато) окутывает фигуры, объединяя их с пространством. Плавная объемность форм «лепится» мягкой светотенью, лица словно освещены изнутри едва уловимыми улыбками. В работе над алтарным образом для флорентийского монастыря Сан-Донато «Поклонение волхвов» (1481–82) Леонардо поставил перед собой новаторские задачи: построить композицию по строгим законам геометрии, разбив фигуры на легко обозримые группы; при этом каждая из фигур своей позой, пластикой, мимикой должна была выражать неповторимые оттенки чувств при созерцании чуда. Художник впервые использовал для монументальной работы не традиционную технику темперы, амасляную живопись. Работа не была закончена из-за конфликта с заказчиками.
Художник переезжает в Милан на службу к Лодовико Сфорца, прозванному Моро (Мавр). Миланский период жизни Леонардо стал временем его творческого расцвета. Здесь он проявил себя в качестве не только художника, но и военного инженера, гидротехника, организатора придворных празднеств; свыше 10 лет работал над исполинским конным монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико. Работа была прервана нашествием французов (1499), разрушивших при взятии Милана восьмиметровую глиняную модель памятника. В «Мадонне в скалах» (1483–94) Леонардо достиг особого совершенства в применении сфумато. Вместо нимбов, олицетворявших божественность персонажей в средневековом искусстве, чудо выражено в картине Леонардо светоносным сиянием, нежно окутывающим фигуры. Перед зрителем предстает в равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство. В портрете «Дама с горностаем» (1484) представлена фаворитка Л. Сфорца Цецилия Галлерани с эмблемой рода Сфорца – горностаем. В 1495–98 гг. художник работал над росписью стены трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане. Смело экспериментируя с живописной техникой, Леонардо создал «Тайную вечерю», смешав темперные и масляные краски, из-за чего работа плохо сохранилась. Разнообразие эмоциональных реакций учеников Христа на его слова о грядущем предательстве одного из них выражено в четких математических закономерностях композиции, властно подчиняющей себе не только изображенное, но и реальное архитектурное пространство. Перспективные линии зрительно продолжают стены трапезной. Лик Христа, помещенный в геометрическом центре композиции, скорбен. В момент душевного потрясения поник Иоанн, Петр схватился за нож, взволнованно вскинул руки Андрей. Фигуры 12 апостолов разбиты на четыре группы, взгляды всех учеников обращены ко Христу, кроме Иуды, отшатнувшегося от Учителя.
Во Флоренции Леонардо работает над росписью Палаццо Веккьо. Композиция «Битва при Ангиари» (1503–06; не закончена, известна по копиям с картона) – одно из первых произведений батальной живописи. В смертельной схватке двух всадников воплощена вся яростная жестокость войны. Прославленным в веках шедевром художника стал «Портрет Моны Лизы» (т. н. «Джоконда», ок. 1503 г.), в котором, возможно, изображена жена купца Ф. дель Джокондо. Лицо молодой женщины словно озарено внутренним светом. Она спокойно и задумчиво, даже чуть отчужденно смотрит на зрителя. Улыбка, затаившаяся в уголках губ, странно не соответствует взгляду. В этой завораживающей улыбке воплощена вся полнота бытия – в ней и тихая радость, и неуловимая ирония, и нотка горечи. За спиной Моны Лизы – убегающий в бесконечность пейзаж: голубые горы, реки, небо. Пустынное, безлюдное пространство воспроизводит скорее не земной ландшафт, а образ Вселенной, в которой царит образ таинственной и прекрасной женщины.
В поздние годы Леонардо работал над проектом памятника маршалу Тривульцио (1508–12), создал композицию «Св. Анна с Марией и младенцем Христом» (ок. 1500–07 гг.), в которой достигли вершины его поиски в области световоздушной перспективы и гармонически уравновешенной пирамидальной композиции. В тональном колорите картины преобладают прохладные зеленовато-голубые оттенки. Автопортрет Леонардо (1514), исполненный сангиной, словно подводит итог жизни художника и мыслителя. Последняя картина «Св. Иоанн Креститель» (ок. 1515–17 г.) свидетельствует о нарастающем внутреннем кризисе: улыбка приобретает двусмысленность, облик женственного, изнеженного юноши лишен святости.
Свидетельством творческих и научных поисков Леонардо, его размышлений служат записные книжки и рукописи (ок. 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке. Подготовленный на их основе учеником художника Ф. Мельци «Трактат о живописи» оказал значительное влияние на теорию и практику искусства эпохи Возрождения и последующих периодов. Искусство и наука были неразрывно связаны в творчестве Леонардо. По его мысли, изучая природу, художник-естествоиспытатель тем самым познает «Божественный ум» и, создавая на основе этих знаний свои произведения, уподобляется Творцу. Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания (механику, гидравлику, оптику, анатомию, ботанику и многие др.). Он создавал намного опережающие время проекты каналов и ирригационных систем, металлургических печей и прокатных станов, подводной лодки и танка, летательных аппаратов и парашюта. Личность Леонардо наиболее ярко воплотила в себе ренессансные представления об универсальном человеке, о безграничных способностях его разума.
Уже в ранних произведениях (голова ангела в «Крещении Христа» Верроккьо, после 1470 г.; «Портрет Джиневры ди Бенчи», 1473–74; «Благовещение», ок. 1474 г.; «Мадонна Бенуа», ок. 1478 г.) Леонардо разрабатывает возможности световоздушной перспективы, использование которой будет доведено им до совершенства в работах зрелого периода. Нежная дымка (сфумато) окутывает фигуры, объединяя их с пространством. Плавная объемность форм «лепится» мягкой светотенью, лица словно освещены изнутри едва уловимыми улыбками. В работе над алтарным образом для флорентийского монастыря Сан-Донато «Поклонение волхвов» (1481–82) Леонардо поставил перед собой новаторские задачи: построить композицию по строгим законам геометрии, разбив фигуры на легко обозримые группы; при этом каждая из фигур своей позой, пластикой, мимикой должна была выражать неповторимые оттенки чувств при созерцании чуда. Художник впервые использовал для монументальной работы не традиционную технику темперы, амасляную живопись. Работа не была закончена из-за конфликта с заказчиками.
Художник переезжает в Милан на службу к Лодовико Сфорца, прозванному Моро (Мавр). Миланский период жизни Леонардо стал временем его творческого расцвета. Здесь он проявил себя в качестве не только художника, но и военного инженера, гидротехника, организатора придворных празднеств; свыше 10 лет работал над исполинским конным монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико. Работа была прервана нашествием французов (1499), разрушивших при взятии Милана восьмиметровую глиняную модель памятника. В «Мадонне в скалах» (1483–94) Леонардо достиг особого совершенства в применении сфумато. Вместо нимбов, олицетворявших божественность персонажей в средневековом искусстве, чудо выражено в картине Леонардо светоносным сиянием, нежно окутывающим фигуры. Перед зрителем предстает в равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство. В портрете «Дама с горностаем» (1484) представлена фаворитка Л. Сфорца Цецилия Галлерани с эмблемой рода Сфорца – горностаем. В 1495–98 гг. художник работал над росписью стены трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане. Смело экспериментируя с живописной техникой, Леонардо создал «Тайную вечерю», смешав темперные и масляные краски, из-за чего работа плохо сохранилась. Разнообразие эмоциональных реакций учеников Христа на его слова о грядущем предательстве одного из них выражено в четких математических закономерностях композиции, властно подчиняющей себе не только изображенное, но и реальное архитектурное пространство. Перспективные линии зрительно продолжают стены трапезной. Лик Христа, помещенный в геометрическом центре композиции, скорбен. В момент душевного потрясения поник Иоанн, Петр схватился за нож, взволнованно вскинул руки Андрей. Фигуры 12 апостолов разбиты на четыре группы, взгляды всех учеников обращены ко Христу, кроме Иуды, отшатнувшегося от Учителя.
Во Флоренции Леонардо работает над росписью Палаццо Веккьо. Композиция «Битва при Ангиари» (1503–06; не закончена, известна по копиям с картона) – одно из первых произведений батальной живописи. В смертельной схватке двух всадников воплощена вся яростная жестокость войны. Прославленным в веках шедевром художника стал «Портрет Моны Лизы» (т. н. «Джоконда», ок. 1503 г.), в котором, возможно, изображена жена купца Ф. дель Джокондо. Лицо молодой женщины словно озарено внутренним светом. Она спокойно и задумчиво, даже чуть отчужденно смотрит на зрителя. Улыбка, затаившаяся в уголках губ, странно не соответствует взгляду. В этой завораживающей улыбке воплощена вся полнота бытия – в ней и тихая радость, и неуловимая ирония, и нотка горечи. За спиной Моны Лизы – убегающий в бесконечность пейзаж: голубые горы, реки, небо. Пустынное, безлюдное пространство воспроизводит скорее не земной ландшафт, а образ Вселенной, в которой царит образ таинственной и прекрасной женщины.
В поздние годы Леонардо работал над проектом памятника маршалу Тривульцио (1508–12), создал композицию «Св. Анна с Марией и младенцем Христом» (ок. 1500–07 гг.), в которой достигли вершины его поиски в области световоздушной перспективы и гармонически уравновешенной пирамидальной композиции. В тональном колорите картины преобладают прохладные зеленовато-голубые оттенки. Автопортрет Леонардо (1514), исполненный сангиной, словно подводит итог жизни художника и мыслителя. Последняя картина «Св. Иоанн Креститель» (ок. 1515–17 г.) свидетельствует о нарастающем внутреннем кризисе: улыбка приобретает двусмысленность, облик женственного, изнеженного юноши лишен святости.
Свидетельством творческих и научных поисков Леонардо, его размышлений служат записные книжки и рукописи (ок. 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке. Подготовленный на их основе учеником художника Ф. Мельци «Трактат о живописи» оказал значительное влияние на теорию и практику искусства эпохи Возрождения и последующих периодов. Искусство и наука были неразрывно связаны в творчестве Леонардо. По его мысли, изучая природу, художник-естествоиспытатель тем самым познает «Божественный ум» и, создавая на основе этих знаний свои произведения, уподобляется Творцу. Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания (механику, гидравлику, оптику, анатомию, ботанику и многие др.). Он создавал намного опережающие время проекты каналов и ирригационных систем, металлургических печей и прокатных станов, подводной лодки и танка, летательных аппаратов и парашюта. Личность Леонардо наиболее ярко воплотила в себе ренессансные представления об универсальном человеке, о безграничных способностях его разума.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Леонардо Да Винчи
Leonardo da Vinci) 1452, Винчи — 1519, Амбуаз. Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер, теоретик искусства. Мастер флорентийской школы, ученик Верроккио. Творческий путь начал во Флоренции. В 1481/1482 был приглашен в Милан герцогом Лодовико Моро. До 1499 работал в Милане как живописец, скульптор, архитектор, военный инженер, устроитель придворных празднеств. В 1500—1506 (с перерывами) работал во Флоренции; в 1502—1503 состоял на службе у Чезаре Борджа в качестве военного инженера; в 1506—1513 работал в Милане, в 1513—1514 — в Риме. В 1516 по приглашению короля Франциска I переехал во Францию; последние годы жизни (1516—1519) провел в замке Клу близ Амбуаза. Превзошедший по универсальности своих дарований всех гениев итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи принадлежал к тому же поколению, что и завершившие развитие Раннего Возрождения Боттичелли, Гирландайо, Карпаччо, Перуджино, Пинтуриккио, Синьорелли. В то же время он выступил как один из величайших реформаторов итальянского искусства, воплотивший в своих работах новое мироощущение, новые принципы художественного обобщения, ставшие основой искусства Высокого Возрождения. Уникальность Леонардо да Винчи как художника состоит не только в многогранности его дарований и в присущем ему новаторском духе, но и в органическом единстве его художественных и научных интересов. Леонардо отдавал пальму первенства среди пластических искусств живописи, которую он называл "наукой и законной дочерью природы", способной познавать, по его словам, "красоту творений природы", в отличие от точных наук, познающих "прерывные и непрерывные количества". Живописное произведение было для него концентрированным воплощением в картине неких общих и наиболее существенных начал зримой реальности. Одновременно сама работа над композицией была для Леонардо процессом эстетического познания мира и его теоретического исследования, находившего продолжение в его обширных научных трактатах. Отсюда то необычно большое даже для художника Возрождения место, которое отводилось у него уточнению замысла в композиционных набросках, натурным и анатомическим штудиям, поискам жестов и движений, наиболее полно выражающих чувства, и т. п. Процесс работы над каждой композицией был настолько длительным, а творческое время Леонардо так часто делилось между его художественными произведениями, научными и техническими изысканиями, что его живописное наследие насчитывает всего около полутора десятков произведений (включая неоконченные и выполненные вместе с учениками). Но эти немногие работы стали отправной точкой для формирования эстетических принципов Высокого Возрождения. В становлении творческого облика Леонардо да Винчи важное место занимает первый флорентийский период (ок. 1470—1480), когда в его немногочисленных произведениях формируются черты нового художественного стиля, отмеченного стремлением к обобщенности, немногословию, сосредоточенности на образе человека, новой степенью полноты образов; важную роль начинает играть светотень, мягко моделирующая формы и объединяющая их с пространственной средой. Эти черты, наметившиеся в фигуре ангела в Крещении Христа Верроккио (ок. 1470), в Благовещении (ок. 1474, обе — Флоренция, галерея Уффици) обретают более полное выражение в работах кон. 1470 — нач. 1480-х. В Мадонне с цветком (т. н. Мадонне Бенуа, ок. 1478, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) Леонардо отказывается от свойственной его современникам детализации, сосредоточив все внимание на Деве Марии и Младенце, соединив в изображенном моменте естественность проявления чувства и торжественную серьезность. Подготовительные рисунки Леонардо дают возможность проследить поиски наиболее компактной и гармоничной композиционной формулы, когда фигуры как бы вписываются в незримую арку, повторяющую очертания картины. Еще более решительный отход от традиций Раннего Возрождения демонстрирует неоконченное, оставшееся на стадии золотисто-коричневого подмалевка Поклонение волхвов (1481—1482, Флоренция, галерея Уффици), построенное на контрасте драматического волнения, пронизывающего слитую воедино большими массами света и теней толпу, странный пейзаж с руинами, ожесточенно сражающимися всадниками, и благоговейной тишины, объединяющей Мадонну и волхвов. Исследование патетики чувств, выраженной в пластике человеческого тела, нашедшее выражение в подготовительных рисунках к Поклонению волхвов, определило и решение неоконченной композиции Св. Иероним (ок. 1481, Ватикан, Пинакотека). К флорентийскому периоду относится первый опыт Леонардо да Винчи в области портрета. Небольшой Портрет Джиневры Бенчи (ок. 1474—1476, Вашингтон, Нац. галерея) выделяется на фоне портретов этого времени стремлением художника создать ощущение богатства духовной жизни, чему способствует тонкая игра света и теней. Бледное лицо молодой женщины светится на фоне окутанного вечерними сумерками пейзажа с темным кустом можжевельника и отблесками света на поверхности пруда, предвосхищая недосказанностью своего выражения более поздние работы художника. Миланский период (1482—1499) был временем самой интенсивной и многосторонней деятельности Леонардо. Придворный инженер герцога Лодовико Моро, он руководил строительными работами и прокладкой каналов, проектировал военные сооружения, осадные приспособления, разрабатывал проекты усовершенствования оружия, участвовал в оформлении придворных празднеств, работал над так и не осуществленным проектом конной статуи отца Лодовико Моро — герцога Франческо Сфорца. К миланскому периоду относится большая часть научных рукописей Леонардо и его записи, посвященные проблемам живописи, впоследствии систематизированные и изданные его учеником Мельци под названием Книга о живописи. Немногочисленные живописные работы Леонардо да Винчи миланского периода принадлежат к числу его самых значительных творений. Алтарная картина Мадонна в гроте (ок. 1483, Париж, Лувр) необычна по выбранному художником мотиву — тихое уединение Мадонны с младенцем Христом, Иоанном Крестителем, юным бескрылым ангелом в полумраке грота с фантастическим нагромождением острых скал. Их фигуры вписаны в классическую для композиционных решений Возрождения пирамиду, что придает композиции ясную читаемость, собранность, равновесие; в то же время взгляды, жесты, повороты голов, указующий перст обратившего к нам взор ангела создают внутреннее движение, круговорот ритмов, вовлекающий зрителя, заставляющий его снова и снова обращаться к каждому персонажу, проникаясь атмосферой благоговейной душевной сосредоточенности. Большую роль в картине играет приглушенный рассеянный свет, проникающий через расщелины в полумрак грота, рождающий дымчатую светотень — "сфумато", по терминологии Леонардо, — названную им "создательницей выражения на лицах". Смягчая, размывая контуры и рельеф форм, сфумато создает ощущение нежности и теплоты обнаженных детских тел, придает прекрасным лицам Мадонны и ангела тонкую одухотворенность. Это неуловимое движение чувств Леонардо стремится передать и в Мадонне Литта (ок. 1490—1491, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), и в Даме с горностаем (ок. 1483, Краков, Нац. галерея Чарторыйских). Центральное место среди работ миланского периода занимает монументальная роспись Тайная вечеря (1495—1497, Милан, монастырь Санта Мария делле Грацие). Отказавшись от традиционной фресковой техники, требовавшей быстроты выполнения и почти не допускавшей правок, художник предпочел сложную смешанную технику, вызвавшую уже в XVI в. осыпание росписи. Освобожденная в наши дни от многочисленных реставрационных записей, она сохранила и следы разрушений от многочисленных выпадений красок, и величие замысла художника. Это первое произведение Леонардо, в котором он достиг той меры художественного обобщения, величия и духовной силы образов, которые свойственны искусству Высокого Возрождения. Исходя из композиционной и сюжетной трактовки, найденной Кастаньо (симметрия композиции, развернутой параллельно плоскости изображения, реакция апостолов на слова "один из вас предаст меня"), Леонардо нашел решение, исключившее традиционную ритуальную торжественность и основанное на драматическом контрасте спокойной отрешенности Христа и взрыве чувств, как бы волнами расходящихся от него, захватывая потрясенных апостолов. Временем нового творческого расцвета Леонардо да Винчи был второй флорентийский период (1500—1506). Работы этих лет оказали наибольшее влияние на формирование стиля Высокого Возрождения, творчество Рафаэля и других младших современников Леонардо. По свидетельству Вазари, ныне утраченный картон Св. Анна (ок. 1501), графический вариант в натуральную величину, обычно предшествовавший в эпоху Возрождения созданию живописного произведения, вызвал паломничество флорентийцев в мастерскую художника. Сохранившийся более ранний вариант (Св. Анна, картон, ок. 1499—1500, Лондон, Нац. галерея) отличает естественность и непринужденность, с которой художник объединил в компактную и полную жизни группу Мадонну, сидящую на коленях у своей матери Анны, и играющих у ее ног детей — Христа и Иоанна Крестителя; замечательны широта и обобщенность форм и ритмов, энергия и мягкость моделировки, тонкая одухотворенность лиц, освещенных улыбкой, которая обозначена не столько движением губ, сколько неуловимым сгущением и разрежением светотени. Эта странная, недосказанная, скорее угадываемая, чем зримая, улыбка создала ореол тайны, окружающей самую известную живописную работу Леонардо да Винчи Мону Лизу (Джоконду; ок. 1503—1505, Париж, Лувр). Ее разгадку, видимо, следует искать в том, что Леонардо увидел в своей модели, жене флорентийского нотариуса, нечто, позволившее ему воплотить в портретном образе всю сумму своих представлений о человеке и Универсуме, красоте, гармонии и порядке, о "науке живописи", ее познающих и созидательных возможностях. Композиция картины так безупречна, очерченная плавным обобщенным силуэтом женская фигура так безукоризненно вписана в прямоугольное обрамление, в естественной и спокойной позе есть такое равновесие и завершенность, так точно найдено соотношение темных и светлых пятен, природного хаоса погруженного в голубоватую дымку пейзажа и властно господствующей над ним, как бы вобравшей в себя гармонию и духовную силу мироздания человеческой фигуры, что образ Моны Лизы приобретает обобщенный, как бы вселенский характер. Дымка сфумато, обволакивающая не только фигуру, но и пустынный скалистый ландшафт, придает единство изображенному художником миру и сообщает многозначность выражению лица и неуловимой, таинственной улыбке Моны Лизы. Третьей значительной флорентийской работой Леонардо был картон к центральному эпизоду росписи Битва при Ангиари, заказанной ему для главного зала палаццо Веккио (1503—1505). Картон, изображавший ожесточенное сражение четырех всадников за знамя, сохранялся до XVIII в.; рисунок Рубенса (Париж, Лувр), живописные копии (Флоренция, галерея Уффици; Вена, галерея Академии) и два рисунка Леонардо к головам воинов (Будапешт, Музей изобразительных искусств) дают представление о силе экспрессии и накале страстей, сплетавших сражающихся в единый клубок. Последние живописные работы Леонардо — завершенная после возвращения в Милан Св. Анна (ок. 1509, Париж, Лувр) и выполненная им с помощью А. ди Предиса реплика Мадонны в скалах (ок. 1505—1508, Лондон, Нац. галерея) — свидетельствуют о нарастающем творческом кризисе мастера, возвращающегося к уже найденным формулам. Последние десять лет жизни Леонардо, видимо, не обращался к живописи.
Лит.: Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М., 1934; Леонардо да Винчи. Избранные произведения / Под редакцией А. К. Дживелегова и А. М. Эфроса. М.; Л., 1935. Т. 1—2; Леонардо да Винчи. Избранное. М., 1952; Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. М.; Л., 1969; Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М.; Л., 1961; Гуковский М. А. Леонардо да Винчи. Л.; М., 1967; Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. М., 1974; Гастев А. Леонардо да Винчи. М., 1972; Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990; Suida W. Leonardo und sein Kreis. Munchen, 1929; Clark K. Leonardo da Vinci. Cambrige, 1939; Cambrige, 1952; Heydenreich L. Leonardo di Vinci. Berlin, 1945; Basel, 1953; Castelfranco J. La pittura di Leonardo da Vinci. Milano, 1956.
И. Смирнова
Лит.: Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М., 1934; Леонардо да Винчи. Избранные произведения / Под редакцией А. К. Дживелегова и А. М. Эфроса. М.; Л., 1935. Т. 1—2; Леонардо да Винчи. Избранное. М., 1952; Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. М.; Л., 1969; Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М.; Л., 1961; Гуковский М. А. Леонардо да Винчи. Л.; М., 1967; Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. М., 1974; Гастев А. Леонардо да Винчи. М., 1972; Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990; Suida W. Leonardo und sein Kreis. Munchen, 1929; Clark K. Leonardo da Vinci. Cambrige, 1939; Cambrige, 1952; Heydenreich L. Leonardo di Vinci. Berlin, 1945; Basel, 1953; Castelfranco J. La pittura di Leonardo da Vinci. Milano, 1956.
И. Смирнова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
1452–1519) Леонардо да Винчи – основатель Высокого Возрождения – человек, опередивший на много веков свое время, занимался всеми областями человеческого знания. Он изучал математику, законы движения тел, природу света, движение планет, прошлое Земли, растительный и животный мир. Его можно считать родоначальником многих отраслей современной науки. До нас дошло около семи тысяч страниц, покрытых его записями, чертежами и рисунками, или художник иллюстрировал свои острейшие наблюдения, гениальные мысли, изумляющие нас провидения. Леонардо да Винчи родился в селении Анкиано около городка Винчи между Флоренцией и Пизой. Дневник деда Леонардо, Антонио да Винчи, содержит следующую запись: «1452 года родился у меня внук от сера Пьеро, моего сына, 15 апреля, в субботу, в 3?м часу ночи. Получил имя Леонардо. Крестил его священник Пьеро де Бартоломеи да Винчи». Так как счет ночных часов велся от захода солнца, то время рождения приходится примерно на 22 часа 30 минут. Леонардо был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи. О матери его, Катерине, мало что известно. Двадцатипятилетний отец в год рождения сына женился на Альбиере Амадори. Детские годы Леонардо провел со своей бабушкой Лучией и дядей Франческо. В 1466 году Леонардо был отдан в обучение к известному флорентийскому живописцу и скульптору Андреа Вероккьо. В эти годы вырабатывается творческий метод будущего мастера, основанный на внимательном изучении природы, смелом эксперименте и серьезных познаниях в области точных наук. Живопись Леонардо называл «наукою и законной дочерью природы…», всем наукам предпочитая математику, ибо, говорил он, – «нет достоверности там, где нельзя применить одну из математических наук…» Леонардо вылепил в мастерской Вероккьо несколько женских и детских головок. Вазари отмечает одну особенность этих его первых опытов: женские головки были смеющиеся. Леонардо уже тогда искал тайну изображения улыбки. Самой известной из работ юного Леонардо, не потерявшейся, подобно другим, является ангел на верроккьевой картине «Крещение Христа». В 1472 году Леонардо окончил обучение у Вероккьо и был записан в цех флорентийских художников. Его интересы уже тогда не ограничивались живописью. По словам Вазари, «он был первым, кто еще юнцом поставил вопрос о том, как использовать реку Арно, чтобы соединить каналом Пизу и Флоренцию». Одна из первых самостоятельных работ молодого художника – «Мадонна с цветком», или – «Мадонна Бенуа» (около 1478). Это произведение поражает и оригинальностью замысла и совершенством исполнения. Летом 1481 года художник получает заказ на алтарный образ «Поклонение волхвов» для монастыря Сан?Донато. Как и большинству других живописных работ Леонардо, ему предшествовал целый ряд рисунков и эскизов. Эта незавершенная композиция замыкает кватрочентистское развитие темы и намечает ее новое содержание. Анонимный биограф пишет: «Ему было 30 лет, когда Лоренцо Великолепный отправил его к герцогу Милана… дав с собой лиру, ибо он единственный умел играть на подобном инструменте». Здесь он должен был выполнить конный памятник основателя династии Сфорца. Однако, несмотря на двенадцать лет, затраченных Леонардо на разработку проекта, эта монументальная бронзовая статуя так и не была отлита. Но модель ее поражает воображение. Придворный поэт писал: Посмотри, как хорош этот конь величавый, Леонардо из Винчи один его сделал – Гомер, живописец, ваятель и, право, Прямо с неба чей гений сойти соизволил. В Виндзорском замке сохранилось несколько превосходных подготовительных набросков для этого монумента. Леонардо был прекрасен собой. Лицо его было утонченно и благородно. Он щегольски одевался, прекрасно танцевал, играл на лютне, гарцевал на лошади, писал стихи и басни. Семнадцать лет, проведенных в Милане (1482–1499), – период высшего расцвета гения Леонардо. На службе у миланского герцога Лодовико Моро он числился как «…Леонардо из Флоренции – инженер и художник…» По контракту от 25 апреля 1483 года ему вместе с братьями Амброджо де Предис доверили исполнение роскошной иконы, предназначенной для алтаря капеллы Непорочного Зачатия церкви Сан?Франческо Гранде. Затем Леонардо работает больше как инженер. Герцог поручил ему наблюдение за реконструкцией системы водопровода и канализации. «Он делал, – говорит Вазари, – рисунки мельниц, сукновальных машин и приборов, которые можно было пускать в ход силою воды». Промышленная техника не была единственной областью, отрывавшей внимание Леонардо от искусства. Ему приходилось заниматься и вопросами военной техники и военно?инженерного искусства. Тогда же Леонардо увлекся анатомией. Он познакомился с известным ученым?анатомом Марко Антонио делла Торре и сделал несколько иллюстраций к его анатомическому атласу. Его карандашные рисунки потрясают точностью передачи мельчайших деталей человеческого тела. Вскоре после приезда в Милан Леонардо пишет «Портрет дамы с горностаем». Почти наверняка можно утверждать, что изображенная на нем дама – юная возлюбленная Лодовико, Чечилия Галлерани. Как считает К. Педретти: «Возможно, самая красивая картина Леонардо да Винчи. Основание – оригинальность позы, яркая выразительность, которая как бы устанавливает символические отношения между аристократическим лицом женщины и геральдическим знаком зверька. Этой картиной Леонардо да Винчи начинает традицию портретов пятнадцатого века: дается уже не профиль модели, как на медали, а трехчетвертное изображение, типичное для бюстов. В нем присутствует естественность, фиксация одного мгновения, похожая на кадры в ленте кинематографа». В 1485 году художник завершает картину «Мадонна Литта», создав один из наиболее поэтических образов ренессансного искусства. Мария кормит грудью младенца, который держит в левой руке щегленка. Склонившись к своему сыну, Мария внимательно глядит на него, преисполненная гордости за свое сокровище. Все дышит в ней здоровьем и молодостью, она полна величайшей радости – радости материнства. Прекрасен младенец: крепко сбитая, округлая фигурка, большая голова с вьющимися волосами, правой рукой, которой он жадно ухватился за грудь, глаза его слегка скошены на зрителя. Между 1483–1494 годами Леонардо написал одну из своих наиболее прославленных картин «Мадонна в гроте». Спокойная, уравновешенная композиция построена по принципу «классической» пирамиды, вершина которой совпадает с головой Мадонны: нижние углы этой пирамиды образованы фигурами опустившегося на правое колено юного Крестителя и ангела, придерживающего младенца Христа. Фигуры Леонардо обрабатывает при помощи тончайшей светотени, преодолевая тем самым столь типичную для стиля XV века графическую жесткость. Совершенно оригинально задуман у Леонардо и пейзаж. Пожалуй, впервые в искусстве пятнадцатого столетия фигуры располагаются не перед пейзажем, а в пейзаже. «Наш взгляд движется в манящие просторы среди темных скал, под сенью которых нашли приют фигуры… Леонардовская тайна сквозит в их лицах… с каким изяществом, с каким проникновенным мастерством выписаны ирисы, фиалки, анемоны, папоротники, всевозможные травы». В 1496 году Леонардо начинает работу над своим наиболее крупным произведением – фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта?Мария делле Грацие. Е.И. Ротенберг пишет: «Мудрый выбор решающего момента этой драмы позволил художнику показать каждое из действующих лиц в наиболее ярком выражении его индивидуального характера… Особая глубина, эмоциональная моногозначность содержания фрески связаны с внутренней динамикой ее драматического построения. Изображение это не представляет застылой фиксации какого?то одного мгновения, вырванного из общего временного потока. Напротив, кажется, что действие развертывается у нас на глазах, ибо в этой трагедии одновременно содержится и кульминация (то есть момент высшего драматического порыва), выраженная в образах апостолов, и ее разрешение, которое представляет образ Христа, исполненного спокойного сознания неизбежности ожидающей его судьбы. Но, сообщив полную меру выразительности каждому из действующих лиц, Леонардо сохранил в своей огромной многофигурной фреске ощущение поразительной целостности и единства. Единство это достигнуто в первую очередь безусловным главенством центрального образа – Христа… Он представляет также центр пространственного построения фрески: если мысленно продолжить уходящие в перспективу линии стен и висящих на них ковров, то они сойдутся непосредственно над головой Христа. Эта централизация выражена, наконец, колористически. Господствующее в цветовой гамме фрески сочетание синего и красного в своем наиболее интенсивном звучании дано в синем плаще и красном хитоне Христа; в ослабленном виде оно варьируется в разных оттенках в одеждах апостолов». Это величайшее произведение дошло до нас в популяризованном виде. Неудачные эксперименты над грунтом и красками художника довершили солдаты Бонапарта – в 1796 году трапезная была превращена в конюшню. Но и теперь картина производит неизгладимое впечатление. В начале 1500 года Леонардо покинул Милан и возвратился во Флоренцию. Здесь он продолжает свои научные занятия, живописью же занимается мало. Не имея крупных заказов во Флоренции, Леонардо был принужден поступить на службу к Цезарю Борджа. Но полная тревог жизнь у хищного и коварного Цезаря Борджа, использовавшего Леонардо лишь как военного инженера, не удовлетворяла мастера. Поэтому 5 марта 1503 года он возвращается во Флоренцию, где его услуги понадобились гонфалоньеру Содерини в борьбе республики с Пизой. И в этот свой флорентийский приезд Леонардо сочетает занятия живописью с серьезными научными работами. Первой крупной художественной работой Леонардо во Флоренции была роспись в зале Большого Совета в Палаццо Веккио. В качестве сюжета Леонардо избрал битву при Ангиари, закончившуюся победой флорентийцев над ломбардскими войсками. Между 1503 и 1505 годами мастер исполнил картон, а в 1505 году приступил к самой росписи, которую оставил незаконченной к моменту своего вторичного отъезда (30 мая 1506 года) в Милан. Ни картон, ни роспись Леонардо не дошли до нас, но сохранилась серия великолепных подготовительных к ним набросков и этюдов самого мастера. Это произведение Леонардо стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени. В полной драматизма и динамики композиции, эпизоде битвы за знамя, дан момент высшего напряжения сил сражающихся, раскрыта жестокая правда войны. Около 1503 года Леонардо выполнил портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо Джокондо. «Мне удалось создать картину действительно божественную» – так оценил портрет сам Леонардо. По словам Вазари, художник приглашал, во время позирования Моны Лизы, людей, игравших на лире и певших, и постоянно держал шутов, призванных развлекать ее, чтобы этим способом устранить меланхоличность, свойственную обыкновенно живописным портретам. С помощью таких мер Леонардо стремился вызвать на лице своей модели ту улыбку, которую он и запечатлел в своем произведении. Подобно пропорциям леонардовских фигур, эта улыбка построена на глубоком знании строения человеческого лица и на строгом учете индивидуальной выразительности его отдельных частей. «Сложный полуфантастический пейзаж тонко гармонирует с характером и интеллектом портретируемой. Кажется, что зыбкая изменчивость самой жизни ощущается в выражении ее лица, оживленного едва уловимой улыбкой, в ее спокойно?уверенном, проницательном взгляде. Лицо и холеные руки патрицианки написаны с удивительной бережностью, мягкостью. Тончайшая, словно тающая, дымка светотени (так называемое сфумато), окутывая фигуру, смягчает контуры и тени; в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура» (М.Т. Кузьмина). Весной 1506 года Леонардо уезжает в Милан, где с небольшими перерывами остается до 1513 года. Он по?прежнему интересуется научными проблемами, совмещая занятия наукой с деятельностью художника. В 1508–1512 годах Леонардо работал над памятником маршалу Тривульцио. Во время пребывания во Флоренции в 1510 году мастер пишет «Святую Анну с Марией и младенцем Христом». Внутреннее излучение, непостижимая гармония спокойного достоинства и оживленной мимики и поз персонажей создают неповторимое очарование картины. Впечатление усиливает пейзаж, представляющий особый синтез подлунного мира с элементами сверхземного пространства: Св. Анна символизирует бесконечный универсум, фигура Марии размещена в пространстве, обозначающем земную реальность. В 1513 году Леонардо вызвал в Рим покровитель Джулио Медичи, и он оставался там до 1517 года. Затем художник отправился во Францию по приглашению короля Франциска I. Там он жил в королевском замке в Клу, неподалеку от города Амбуаза, где и умер 2 мая 1519 года. В это время Леонардо особое внимание уделял механике и рисунку. Именно в Клу он составил основу своего трактата о живописи, в котором обосновал концепцию универсального языка в искусстве. Наиболее известная картина французского периода – «Святой Иоанн Креститель», а также цикл рисунков на библейские темы. Картина «Иоанн Креститель» (около 1515–1517) полна эротической двусмысленности, юный Предтеча выглядит тут не как святой аскет, но как полный чувственной прелести искуситель. Франциск I ценил беседы с Леонардо, силы которого были на исходе. По свидетельству Бенвенуто Челлини, король говорил, что никогда не поверит, чтобы нашелся на свете другой человек, который не только знал бы столько же, сколько Леонардо, в скульптуре, живописи и архитектуре, но и был бы, как он, величайшим философом. Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года.
Источник: 100 великих художников. 2004