, семья (Leoni), семья Итальянские скульпторы Позднего Возрождения, исполнявшие заказы испанского королевского двора. Леони, Леоне (Leoni, Leone; ок. 1539, Ареццо — 1590, Милан) — глава скульптурной мастерской в Милане. Создавал в бронзе портретные статуи, надгробия, медали. Его произведения отличались высоким совершенством. С 1546 Леоне Леони находился на службе у императора Карла V, посещал Аугсбург, но никогда не был в Испании. Ему принадлежат портретные и аллегорические изображения императора и членов семьи (бюсты Карла V, Мадрид, Музей Ласаро Гальдиано; статуя Изабеллы Португальской и ее профильный рельеф, бюст Филиппа II, все — Мадрид, Прадо; статуя Марии Венгерской во вдовьем одеянии, Мадрид, Музей Дескальсас Реалес). К числу наиболее известных изображений Карла V работы Леоне Леони относится аллегорическая скульптурная группа, где стоящий во весь рост Карл V попирает ногами поверженного и закованного в цепи атлета Фурора — олицетворение ярости, безумия, злобы (Мадрид, Прадо). На основании надпись: "Доблестью Кесаря смиряется ярость". Антикизирующий нагрудный панцирь с изображением бога Марса облачает фигуру императора, изваянного изначально в виде обнаженного античного героя. Образ, в котором сливается античная и современная героика, выглядит торжественно и сдержанно. Вместе с сыном Помпео он изготовил статуи для Эскориала, которые были привезены Помпео Леони в Испанию. Изваянные из позолоченной бронзы фигуры больше натуральной величины представляли евангелистов, отцов церкви, апостолов Андрея, Петра, Павла и Распятие с фигурами Девы Марии и Иоанна Крестителя по сторонам. Они эффектно выделяются на фоне темно-красного мрамора и темно-зеленой яшмы трехъярусного огромного алтаря, созданного Хуаном де Эррерой, строителем Эскориала. Леони, Помпео (Leoni, Pompeo; ок. 1539, Милан — 1608, Эскориал) — придворный скульптор Филиппа II, большую часть жизни привел в Испании. Работал в Мадриде, Эскориале, Толедо, где сблизился с Эль Греко. Как и его отец, был мастером скульптурного портрета и надгробий. Среди созданных им гробниц испанской знати, в которых усопшие представлены в коленопреклоненных молитвенных позах, выделяется огромное восьмиметровое сооружение из мрамора — гробница великого инквизитора Фернандо Вальдеса (1576) в церкви селения Салас в Астурии с аллегорическими фигурами Щедрости, Надежды и Веры, помещенных в нишах. Пользовался покровительством Филиппа II, хотя ему и пришлось, к счастью, недолго сидеть в инквизиционной тюрьме. Его дарование особенно ярко раскрылось в работах для Эскориала. Используя традиции и опыт своего отца, Помпео Леони создал прославившие его произведения — скульптурные группы Карла V и Филиппа II в окружении своих семей, помещенные в главной капелле собора Эскориала по сторонам от алтаря в мраморных нишах с колоннами и королевскими гербами. Коленопреклоненные фигуры, достигающие четырех метров в высоту, из позолоченной бронзы, представлены молящимися. Портретная достоверность участников этой торжественной погребальной мессы идеализирована. Бронзовые узорчатые одеяния царственных особ, кружева и украшения, огромные, покрытые гербами царские мантии, применение смальты, позолоты, цветных камней — все создает богатейшую, массивную декоративную оболочку, в которую заключены фигуры (эти части были съемными). Дробность чеканки и обилие деталей не нарушают общего ясного силуэта групп, их спокойного величия и духовной отрешенности. Скульптурные изображения испанских монархов и их семей, которыми немало восхищались современники, принадлежат к числу самых интересных художественных созданий Эскориала. Их исполнение оказалось по плечу только Помпео Леони, даровитому мастеру и профессионалу (среди помощников был его сын Микеланджело Леони). Статуи были выполнены в 1592—1600, отлиты в Мадриде при участии испанских мастеров и Хуана де Арфе — представителя знаменитой династии испанских чеканщиков и ювелиров.
Лит.: Real Monasterio-Palacio de El Escorial. Madrid, 1987.
Т. Каптерева