(в миру Лев Васильевич) — архиепископ Ярославский и Ростовский; сын дворянина, товарища герольдмейстера, родился 16 февраля 1817 года в С.-Петербурге и первоначальное образование получил в английском, потом во французском пансионе, где практически изучил французский, немецкий и английский языки. В 1829 году он помещен был родителями в горный кадетский корпус, где сблизился почти со сверстником своим по летам Николаем Слепцовым, сыном саратовского помещика. В 1832 году Краснопевков оставил горный корпус и после домашнего приготовления в феврале 1834 года определился юнкером в Балтийский флот и был зачислен в 14-й флотский экипаж, а по выдержании экзамена в морском кадетском корпусе в 1836 г. произведен в мичманы. Служа во флоте, Краснопевков познакомился с архимандритом Игнатием Брянчаниновым, настоятелем Сергиевской пустыни, близ г. С.-Петербурга, который познакомил его с монашескою жизнью; в то же время в г. С.-Петербурге находился знаменитый алтайский миссионер архим. Макарий; молодой моряк, почувствовав неодолимое влечение к монашеской жизни, обратился к нему с просьбою взять его в число миссионеров; но о. Макарий посоветовал ему пройти курс в духовной академии, и с благословения митрополита Филарета Краснопевков в 1838 году поступил в число студентов С.-Петербургской духовной академии, где частным образом брал уроки по древним языкам у профессора академии В. Н. Карпова, а в 1840 году, по смерти отца и по предложению митрополита Филарета, переехал в Троице-Сергиеву лавру и для продолжения академического курса поступил в высшее богословское отделение академии. Почти на первых порах своего пребывания в академии он обратился к бывшему проездом в Москве епископу Алеутскому Иннокентию с просьбой взять его с собою в число миссионеров, но проницательный архипастырь отклонил эту просьбу Краснопевкова. По окончании академического курса со званием магистра в 1842 году Лев Краснопевков в следующем году определился преподавателем гражданской истории, катехизического учения и греческого языка в Вифанскую семинарию. Заметим, что его академическая диссертация на тему: "Жизнь св. Филиппа, митрополита Московского и всея России", с некоторыми изменениями и исправлениями, напечатана в 1861 году. В 1845 году Лев Краснопевков привел в исполнение свою заветную мысль — 23 сентября он пострижен был в монашество в Троице-Сергиевой лавре с именем Леонида, а 1-го октября того же года рукоположен митрополитом Филаретом во иеромонаха в Покровском Московском (Василия блаженного) соборе. Профессор С.-Петербургского университета Советов по случаю столетнего юбилея Горного института дает такую характеристику Леонида: "Для меня дорога Вифанская пустыня, где я впервые встретил человека, который был непохож на других, который своею ласкою, вниманием и любовью к природе невольно вызывал к себе привязанность и глубокое уважение. С преосвященным Леонидом всегда было о чем говорить, всегда хотелось его слушать, от него поучаться. Его живое назидательное слово сильно врезывалось в молодое сердце и потом уже не забывалось никогда. Его опытный светлый взгляд на отношения людей друг к другу, его беспредельная преданность воле Божией и просвещенный трезвый взгляд на дух христианства, его уважение к установившимся обычаям, даже к мелочам житейским, были таким неисчерпаемым источником для назидания, что я и после, когда уже сделался самостоятельною личностью, в случае недоумений, нередко обращался к преосвященному Леониду. Мало того, скажу более: преосвященный Леонид решил судьбу моей жизни, помог мне сделаться тем, что я теперь, научил меня еще в юности моей любить природу и науку". В 1848 году иеромонах Леонид назначен был бакалавром патристики в Московскую духовную академию; а 9 мая того же года помощником библиотекаря академии, коим в то время был знаменитый профессор Л. В. Горский. В 1849 г. Леонид был определен ректором Вифанской семинарии и настоятелем Московского Златоустова монастыря, в 1850 году сделан членом Московской духовной консистории и в том же году утвержден членом конференции внутреннего правления Московской академии и назначен настоятелем Московского Знаменского монастыря. В следующем году он определен был членом Московского Комитета для цензуры духовных книг. Нелегко было новому ректору, болезненному и впечатлительному по природе, исполнять свою крайне ответственную должность: он на первых же порах, как профессор догматического богословия, чувствовал трудность своего положения при преподавании того предмета, который недостаточно изучил; неблаговоспитанность учеников, столкновения во взглядах по педагогическим вопросам с членами корпорации семинарии и другие обстоятельства немало причинили ему беспокойства и трудов, чтобы привести педагогическую часть в семинарии в лучшее положение. В 1853 году о. Леонид перемещен был на должность ректора в Московскую семинарию, где он имел возможность завязать сношения с широким кругом московских ученых и приобрести почитателей из многих аристократических фамилий: и тех и других равно привлекала к себе светлая высокообразованная личность о. Леонида, обладавшего к тому же даром слова и изящными непринужденными манерами. Из ученых людей своего круга архимандрит Леонид был особенно дружен в это время с архимандритом Саввою, который одно время занимал должность синодального ризничего, а затем назначен был ректором сначала Московской семинарии, а затем академии. Дружба между ними была неразрывна до конца жизни о. Леонида; об этом мы знаем из "Воспоминаний о Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском", которые напечатал епископ Харьковский Савва в 1877 году, спустя несколько месяцев после смерти архиепископа Леонида. В 1854 году архимандрит Леонид назначен был настоятелем Заиконоспасского монастыря, в 1859 году хиротонисан в епископа Дмитровского, с предоставлением ему в управление Саввино-Сторожевского монастыря, и тогда же Высочайше утвержден директором Московского тюремного комитета. В 1863 году преосвященный Леонид был назначен председателем Московского губернского присутствия по предмету улучшения быта духовенства. Кроме обычных дел по управлению епархиальному, преосвященный Леонид исполнял особенные поручения своего владыки, митрополита Филарета. Одним из таких поручений было составление им мнения о допущении театральных представлений в Светлую седмицу, которое имело своим последствием воспрещение театральных зрелищ в эту седмицу. В 1864 году епископ Леонид принимал деятельное участие в происходивших в Москве переговорах с делегатом нью-йоркской конвокации пастором Ионгом о соединении церквей. В 1865 году Леонид произнес речь в Чудовом монастыре по случаю избрания московских дворян в общественные должности, которую они напечатали на свой счет на большом листе вместе с портретом автора. С 20 ноября 1867 года по 25 мая 1868 года он управлял Московскою епархиею за смертью Филарета; с 1865 г. по 25 мая 1874 года состоял председателем Московского губернского училищного совета. Преосвященный Леонид состоял членом многих ученых учреждений и обществ: почетным членом Московского общества любителей духовного просвещения (1869), помощником председателя совета православного миссионерского Общества (1870), почетным членом Общества попечения о детях лиц, сосланных в Сибирь по судебным приговорам (1874), почетным членом Московского университета (1874) и почетным членом Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее (1875). Многосторонняя энергичная деятельность преосвященного Леонида снискала ему высокое уважение в Московском обществе и внимание и расположение Высочайших особ и митрополита Филарета, что особенно сказалось в день его 15-летнего юбилея в звании Московского викария. Пользовавшийся особым расположением великого князя Сергия Александровича, преосвященный Леонид был назначен по воле государя наблюдать за церковностью иконописи в храме Христа Спасителя.
Нельзя не отметить, что преосвященный Леонид живо интересовался славянским вопросом и, заботясь о нравственном возрождении славянского общества, устроил в Московском Алексеевском монастыре женское училище для воспитания и образования болгарских и сербских девиц. В 1875 году преосвященный Леонид перемещен был на Ярославскую кафедру с возведением в сан архиепископа, где пробыл год с небольшим. Скончался он в 1876 году.
Архиепископ Леонид не раз высказывался о том, что он мечтает о составлении своих мемуаров. Но мечты его не осуществились: остались только отрывочные памятные записки, которыми и воспользовался архиепископ Харьковский Савва в своих "Воспоминаниях" о нем.
Савва
, арх. Харьковский, "Воспоминания о высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском". Харьков. 1877 год. — Библиографические заметки об этой книге ("Тверские Епархиальные Ведомости", №№ 14 и 21). — Покровский Н., "Критическое обозрение" "Воспоминания о преосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском Саввы, епископа Харьковского", Харьков, 1877 г. ("Православное Обозрение", 1879 года, т. III, 783—797). — Григорий, архимандрит, "Московский Златоустовый монастырь" ("Московские Епархиальные Ведомости", 1870 г., № 49; 1871 г., № 16). — А. С., "Историческое описание Московского Знаменского монастыря, что на старом государевом дворе", М., 1866 г. — Празднование пятнадцатилетия епископского служения преосвященного Леонида, епископа Дмитровского, старшего викария Московского митрополита ("Странник", 1874 г., т. II, ч. 2, стр. 178—190; "Душеполезное Чтение", 1876 г., № 7, стр. 350—353). — Прощальный обед, данный Московским Обществом в честь архиеп. Леонида ("Ярославские Епархиальные Ведомости", 1876 г.). — "Письма Леонида, архиеп. Ярославского, к родным из Ярославля с 14 июля по 13 декабря 1876 года", М., 1879 г. — "Воспоминание семейное о нем" ("Православное Обозрение", 1877 г., I, № 1, стр. 231). — Григорий архимандрит, "Два письма митрополита Филарета к викарию епископу Леониду" ("Чтение Общ. Истории и Древн.", 1876 г., III, 107—108). — Коптев В., "25 и 26 апреля в Саввинском подворье" ("Московские Ведомости", 1874 г., № 109). — "Прощание Москвы с преосвященным Леонидом, архиепископом Ярославским" ("Московские Епархиальные Ведомости", 1876 г., № 28, стр. 223—227). — "Высокопреосвященный Леонид, архиепископ Ростовский и Ярославский" ("Московские Епархиальные Ведомости", 1876 г., № 62, стр. 460—462). — Некролог ("Ярославские Епархиальные Ведомости", 1876 г., № 60, стр. 393—396, № 51, стр. 401—408). — Лествицын, "Сведение о кончине Леонида, архиеп. Ярославского и Ростовского" ("Ярославские Губернские Ведомости", 1876 г., № 102). — Некролог ("Духовная Беседа", 1876 г., № 50, стр. 560—567). — "Памяти архиепископа Леонида" ("Московские Ведомости", 1876 г., № 333). — "По поводу кончины архиепископа Леонида" ("Московские Ведомости", 1876 г., № 328). — Слова его ("Странник", 1867, сентябрь, IV, 108; 1869 г., февраль, ІV, 65—68; 1874 г., т. III, ч. 2, стр. 34). — Владимир иером., "Ярославский Спасо-Преображенский монастырь", стр. 173.А. Никольский.
{Половцов}
Леонид Краснопевков
(до монашества Лев Васильевич) — деятель русской церкви (1817—1876). Учился в горном кадетском корпусе, служил во флоте, но скоро поступил в духовную академию (сначала в спб., потом в московскую), по окончании курса в которой получил степень магистра богословия и определен наставником в вифанскую семинарию. В 1845 г. пострижен в иноки; был ректором двух семинарий московской епархии, епископом дмитровским, викарием московской митрополии и, наконец, архиепископом ярославским. Первым делом его при вступлении в управление ярославской епархией было распоряжение о приготовлении при каждом из женских монастырей в тех городах, где есть гимназии или прогимназии, помещения для 6 девочек из болгарок, остававшихся тогда на родине без призрения и воспитания. В печати из сочинений Л. имеются: "Речь при наречении в еписк. дмитровского" (в "Приб. к Твор. св. Отцов" 1859); "Выписка из обихода Волоколамского м-ря конца XVI в. о дачах в него для поминовения усопших" (в "Чтен. Моск. Общ. Истор.", 1863, № 4); одна из проповедей (в "Прав. Обозр." 1876, № 7); "Преподобный Савва Старожевский" (М., 1885), а также несколько писем к разным лицам.
К. Д. Г.
{Брокгауз}
Леонид Краснопевков
(Лев Васильевич) — архиепископ Ярославский и Ростовский.
Родился 16 февраля 1817 года в Петербурге в дворянской семье.
Первоначальное образование получил в английском, затем во французском пансионах.
В 1829 году определен в горный кадетский корпус.
В феврале 1834 года оставил корпус и определился юнкером на Балтийский флот.
В 1838 году по внутреннему влечению к монашеской жизни поступил в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии.
В 1840 году после смерти отца и по предложению митрополита Московского Филарета (Дроздова, † 1867; память 19 ноября/2 декабря) переехал в Троице-Сергиеву лавру для продолжения образования в Московской духовной академии.
В 1842 году окончил курс духовной академии со званием магистра и определен преподавателем в Вифанскую духовную семинарию.
23 сентября 1845 года пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре; 30 сентября рукоположен во иеродиакона, а 1 октября митрополитом Филаретом рукоположен во иеромонаха.
С 23 апреля 1848 года — бакалавр Московской духовной академии.
С 19 декабря 1849 года — ректор Вифанской духовной семинарии и настоятель Московского Иоанно-Златоустовского монастыря.
1 января 1850 года возведен в сан архимандрита, переведен настоятелем Московского Знаменского монастыря. Назначен членом Московской духовной консистории и членом конференции внутреннего правления Московской духовной академии.
С 31 августа 1853 года — ректор Московской духовной семинарии.
С 22 апреля 1854 года — настоятель Заиконоспасского монастыря.
26 апреля 1859 года в Московском Успенском соборе хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии.
В 1863 году назначен председателем Московского губернского присутствия по предмету улучшения быта духовенства.
В 1864 году в Москве принимал деятельное участие в переговорах с делегатом Нью-Йоркской конвокации пастором Юнгом о соединении Церквей.
С 20 ноября 1867 года по 25 мая 1868 года по смерти митрополита Филарета (Дроздова) управлял Московской епархией.
15 мая 1876 года возведен в сан архиепископа Ярославского и Ростовского.
Скончался 15 декабря 1876 года. Погребен в Ярославском кафедральном соборе на южной стороне вблизи гробницы святых князей Василия († 1234 или 1249) и Константина († 1257).
Преосвященный Леонид был членом многих научных учреждений и обществ. С 1865 года по 1874 год состоял председателем Московского губернского училищного совета.
В 1869 году — почетный член Московского общества любителей духовного просвещения.
С 1870 года — помощник председателя Совета православного миссионерского общества.
В 1874 году — почетный член Общества попечения о бедных детях лиц, сосланных в Сибирь по судебным приговорам. Почетный член Московского университета.
В 1875 году — почетный член Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее.
Деятельность Леонида (Краснопевкова) на духовном поприще началась под руководством знаменитого Московского святителя митрополита Филарета, который покровительствовал Краснопевкову уже в годы обучения его в духовной академии. Святитель отечески заботился о будущем архиерее. Он предвидел, что из Краснопевкова будет толк, и не ошибся.
Приняв монашество, он в скором времени стал викарием великого святителя, а в дальнейшем был переведен на самостоятельную архиерейскую кафедру в Ярославль.
Преосвященный Леонид — замечательный архипастырь своего времени.
Обобщая воспоминания современников о нем, можно сказать, что это был человек, обладавший богатым природным умом, получивший всестороннее образование, отличавшийся необыкновенно простым обращением со всеми, всегда приятный и занимательный собеседник, радушный гостеприимец, безупречно рассудительный администратор.
Его дворянское происхождение, светское воспитание и замечательные личные качества привлекали к нему внимание высочайших особ. Он был любимец барынь-попечительниц. Однако многих привлекали к нему не только эти качества. Большинство почитали в нем прежде всего святителя Божия, носившего в себе сокровище пламенной веры и молитвы, сокровище благости, участия, любви к каждому. Он с одинаковым вниманием принимал и высочайших особ, и самого простого мужичка, терпеливо выслушивал каждого и немедленно, по возможности, помогал, успокаивал, вразумлял.
Известен святитель Леонид и как истинный ревнитель службы Божией. Он очень строго следил за благоговейным и точным совершением богослужения. Дело Божие он совершал всегда в надлежащем порядке. И ни присутствие государя на богослужении, ни какие другие чрезвычайные события не могли заставить его изменить или нарушить этот порядок в угоду сильным мира. Архиепископ Леонид был большим любителем и покровителем монашества. По его словам, "благо и мир и спасение души каждого из братии были дороже всего на свете".
Глубокое чувство любви питали к святителю все знавшие его, и память о нем надолго сохранилась в сердцах людей.
Труды:
Записки // Московские церковные ведомости. — 1906, 1908, 1909, 1912, а также Душеполезное чтение. — М., 1906. — Ч. 1, март; 1907. — Ч. 2, май, июнь, июль, август.
Письма Леонида, архиепископа Ярославского, к родным из Ярославля с 14 июля по 13 декабря 1876 года. — М., 1879.
Слова // Странник. — СПб., 1867, сентябрь;
1869, февраль; 1874. — Т. 3.
Письма преосвященного Леонида к Пимену и архиепископу Григорию // Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. — М., 1877, с. 1—97.
Речь преосвященного Леонида // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. — М., 1844—1891; 1859, с. 28.
Литература:
Савва (Тихомиров), архиепископ. Воспоминания о высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском. — Харьков, 1877.
Владимир, иеромонах. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом. — М., 1881, с. 173. А. С. Историческое описание Московского Знаменского монастыря, что на старом государевом дворе. — М., 1866.
Григорий (Воинов), архимандрит. Два письма митрополита Филарета к викарию его Леониду // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М., 1846—1918; 1876. — Т. 3, с. 107—108.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1405, 1418.
Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 357. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 417, 479. Лебедев А. П. Успенский кафедральный собор в Ярославле. — 2-е изд. — Ярославль, 1896, с. 40, 41.
Павел, иеромонах. Воспоминание о преосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском. — Ярославль, 1877. Кротков А. С. Морской кадетский корпус. Краткий исторический очерк. — СПб., 1901, с. 227. Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. — Сергиев Посад, 1897—1911. — Т. 1, 3, 4, 5, 6.
Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря (1810—1880): Биографический очерк. — М., 1881, с. 86—101. Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. — М., 1877, с. 169 и далее. Угреша: Историческое описание Николо-Угрешского монастыря. — М., 1883, с. 34. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. 112,148,155, 308, 478, 491, 518, 524, 525, 565, 589, 635, 703, 704. Сборник для любителей духовного чтения иеромонаха Никифора. — М., 1888, с. 681—684. Памяти преосвященного Леонида, архиепископа Ярославского, иеромонаха Ефрема. — Киев, 1902. Письма Московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию (1843—1847). — М., 1883, с. 28, 29, 39, 66, 69, 78,187.
Письма Филарета, митрополита Московского к Леониду, епископу Дмитровскому, впоследствии Ярославскому. — М., 1883. См. также: Душеполезное чтение. — М., 1883. — Ч. 2, с. 103—119. Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. — Тверь, 1888, ч. 1, с. 151,154,189,190 и др.; ч. 2, с. 47,103 и др. Московские епархиальные ведомости. — 1870, №49.
—1871,№16.
— 1876, № 28, с. 223—227; № 52, с. 460—462.
Московские ведомости. — М., 1874, № 109. — 1876, № 328, № 333. Ярославские епархиальные ведомости. — 1876, № 50, с. 393—396; № 51, с. 401—408. Ярославские губернские ведомости. — 1876, № 102.
Духовная беседа. — СПб., 1876, № 50, с. 500—567 (некролог).
Странник. — СПб., 1874. — Т. 2, ч. 2, с. 178—190.
Душеполезное чтение. — М., 1876, № 7, с. 350—353.
— 1904, июнь, с. 232. Самарские епархиальные ведомости. — 1867, № 23, с. 447. — 1879, №15, с. 297. Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1901, № 51—52, с. 1865—1868. — 1902, № 15—16, с. 535—542. — 1907, № 1, с. 11—17. Труды Киевской духовной академии. — 1875, май, с. 16.
Исторический вестник. — СПб., 1908, январь, с. 271.
Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1886, июнь, с. 686—688; 151; август, с. 471—472. Христианское чтение. — СПб., 1868, май, с. 729.
— 1874, июль-сентябрь, с. 572—576, 816. — 1899, ноябрь, с. 693—699, 893. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. — М.-Сергиев Посад, 1863—1894; 1868. — Кн. 4, с. 70—72, 73.
Православное обозрение. — М., 1863, апрель, с. 230.
— 1866, февраль, с. 85—86. — 1867, август, с. 157—158. — 1868, март, с. 135. — 1873, январь-декабрь, с. 122—125, 207. — 1876, май-август, с. 203. — 1877, январь, с. 231. — 1878, сентябрь-декабрь, с. 187. — 1879. — Т. 3, с. 783—797. Миловский Н. Московская духовная академия в 1838—1842 гг. // Русский архив. — М., 1893. — Кн. 3, с. 55—56.
Памятные записки игумений Евгении Озеровой // Русский архив. — М., 1898. — Кн. 3, с. 73, 74, 76—77,105.
Русский архив. — М., 1895. — Кн. 2, № 5, с. 64, 65, 69, 78,160—162.
— 1898. — Кн. 2, с. 317, 390, 393—399, 402, 405.
— 1900. — Кн. 2, № 8, с. 415. — 1901. — Кн. 2, № 8, с. 452, 514—530. — 1903. — Кн. 2, № 6, с. 230; № 7, с. 463. — 1904. — Кн. 2, № 5, с. 38; № 8, с. 566, 569; кн. 3, № 9, с. 61, 65—70; № 11, с. 205, 207, 209, 214, 218, 384, 385. — 1905. — Кн. 1, № 1, с. 113,116,129. — 1912, № 7, с. 442—443. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 357. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 134,161—162,194,197. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 2404. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 10, с. 206—208.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 15, 24.
Леонид Краснопевков
(Лев Васильевич) — из инженер-прапорщиков, слушатель Московск. Дух. Акад., монах, потом ректор Вифанской семинарии, архимандрит Златоустовский (1 января 1850 г.), Знаменский (1850 г. 31 декабря) и Заиконоспасский (с 22-го января 1854 — 1859 г. 26 апреля), с 1859 г. викарный епископ (Дмитровский) Московск. митрополии, после Димитрия архиепископ Ярославск. 1875 г.; р. 16 февр. 1817 г., † 1876 г. 15 декабря.
{Половцов}