— преподобный, основатель Устьнедумского монастыря или Устьнедумской Богородицкой пустыни; род. в 1551 г. в Шекинской веси, Пошехонского уезда, Новгородской области. Родители его были крестьяне и занимались земледелием; тем же занимался и Леонид. Прожив полвека, он однажды увидел во сне Божию Матерь, которая повелевала ему идти в бывшую на Двине Моржевскую Николаевскую пустынь, что ныне в Холмогорском уезде Архангельской губ., взять оттуда ее икону Одигитрии и перенести ее в Устюжские пределы, а именно в Усольский (ныне Сольвычегодский) уезд, на реку Лузу, к Туриной горе, и построив там в честь ее храм, оставаться при нем до смерти. Не решаясь на исполнение возвещенного в сновидении, Леонид сначала отправился в Кожеозерский монастырь, что в Каргопольском уезде, где постригся (1603 г.) и прожил целый год. Когда же и в этой обители ему повторилось прежнее видение, он покинул ее и пришел в Соловецкий монастырь, где прожил три года. Но и здесь Божия Матерь в третий раз является ему как бы наяву и повелевает немедленно идти в Моржевскую пустынь и перенести оттуда икону ее на р. Лузу. Об этом видении старец поведал игумену Соловецкого монастыря и, с благословения его, отправился в указанную пустынь, где пробыл в монастырских трудах целый год. Здесь видение Божией Матери повторилось ему в четвертый раз. Старец Леонид рассказал о явлении Пресвятой Богородицы строителю и братии пустыни и указал находящуюся в Николаевской церкви икону Одигитрии, которую ему повелено взять. Строитель и братия монастыря отслужили молебен пред означенною иконою, передали ее старцу Леониду и проводили его из монастыря со звоном. Придя на реку Лузу, Леонид сначала поселился при устье реки Якушицы, впадающей в Лузу, близ Туриной горы в хижине, сплетенной из хвороста, но местные жители изгнали его отсюда. Отойдя версты две от сего места по реке Лузе, он вырубил хижину, а благочестивые лица выстроили часовню для помещения иконы; вскоре затем старец Леонид отправился в Ростов для испрошения у митрополита Варлаама антиминса и благословения на устройство церкви. 17 февраля 1608 года освящен был деревянный храм во имя Введения Пресвятые Богородицы, в котором и была поставлена икона Одигитрии. Для осушения болот, окружающих обитель, Леонид прокопал от реки Лузы канал в Черное озеро и прозвал его Недумою рекою, потому что во время работы был ужален змеею и испугался последствий яда, но, возложа упование на Бога, решился об опасности не думать и остался здоров. Но одного канала оказалось мало, и преподобный прокопал еще два канала: от Черного озера до Святого и от Святого озера до Черной речки. Но и это не помогло: полая вода реки Лузы затопляла монастырь, и он был перенесен на один мыс над Черным озером при речке Недуме. Здесь преподобный Леонид, с благословения Ростовского митрополита, построил церковь Введения с приделом Великомученицы Параскевы, нареченные Пятницы, которая и была освящена 25 мая 1652 г. архимандритом Устюжского Архангельского монастыря Арсением. Преподобный Леонид скончался 17 июля 1654 года на 103 году от рождения. В 1764 году монастырь был упразднен, а монастырская церковь обращена в приходскую Устьнедумскую Богородицкую церковь, которая и доныне существует. Преподобный Леонид не канонизован, но в святость его народ твердо верит: издревле и доселе в девятую пятницу по Пасхе и в мясопустную субботу, когда чтится память преподобного Леонида, бывает особенно громадное стечение народа, а суббота мясопустная среди окрестных жителей слывет Леонидовой. Мощи его доселе починают под спудом в приходской церкви, в которой и доселе сохраняется власяница его. В сохранившемся при сей церкви "Летописце" записано до 20-ти чудес, совершившихся от иконы Одигитрии Божией Матери.
"Словарь исторический о святых", СПб., 1836 г. — В. Лебедев, "Вологодская святыня. Преподобный Леонид Устьнедумский и его икона" ("Церковное Слово", 1907 г., № 19).
А. Никольский.
{Половцов}