Леонов, Лев (Леон) Иванович

Найдено 1 определение
Леонов, Лев (Леон) Иванович

(Леонов — сцен. псевд.; наст. фам. Шарпантье) [1813 (в нек-рых источ. 1815), Петербург — ок. 1872] — арт. оперы (тенор) и педагог. Сын пианиста и композитора Дж. Фильда и арт. франц. оперной труппы певицы Шарпантье. Муж М. Леоновой. Музыке обучался у отца. В 1833—64 с перерывами выступал на Петерб. сцене (Большой т-р, Александрийский т-р. Театр-цирк; Мариинский т-р с 1860), где дебютировал в партии Альмавивы — "Севильский цирюльник" Дж. Россини). В конце 1840-х гг. пел на сцене моск. Большого т-ра, в 1849 гастролировал в Н. Новгороде. В 1850-х гг. выступал в основном в характерных и комедийных ролях.


Обладал красивым, звучным голосом мягкого тембра. Один из критиков писал, что Л. был "актер с чувством и увлечением; он с равным успехом пел партии итальянских, немецких и французских опер и сочинения русских композиторов" ("Театрал", карманная книжка для любителей театра. — СПб., 1853. С. 40—41).


1-й исп. партий: Собинина ("Жизнь за царя" М. Глинки), Прохожего ("Параша-Сибирячка"), Финна ("Руслан и Людмила"), Алексея Петровича ("Ольга, дочь изгнанника"), Феба ("Эсмеральда" А. Даргомыжского), Гульбранда ("Ундина"), Сидорки ("За богом молитва, за царем служба не пропадает"), Тверского ("Куликовская битва"), Фомки-дурачка ("Фомка-дурачок"), Алкада ("Чародей"); в Петербурге — Никанора ("Тоска по родине"), Феба ("Эсмеральда" А. Даргомыжского), Торопки ("Аскольдова могила"), Горацио ди Массарены ("Черное домино, или Таинственная маска"), Скопетто ("Сирена"); в моск. Большом т-ре — Финна ("Руслан и Людмила"); на рус. сцене — Фиорелло ("Фенелла, или Немая из Портичи", на итал. яз.), Тристана ("Марта, или Ричмондский рынок"), Неморино ("Любовный напиток"), Эльвино ("Сомнамбула"), Дженнаро ("Лукреция Борджа"), Оливье д´Антраг ("Мушкетеры королевы"), Скопетто ("Сирена"), Барберино ("Алессандро Страделла"). Лучшие партии: Торопка, Соби-нин, Феб, Фиорелло. Симеон, Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Финн (готовил под рук. М. Глинки). "Лучше всех в опере "Руслан и Людмила" Леонов. С какой силой, влечением и глубоким чувством поет он балладу" (Ф. Кони).


Др. партии: Тарабар ("Днепровская русалка"); Дандоло, Эдгар, Фра-Дьяволо. Партнеры: С. Гулак-Артемовский, А. Живов, К. Колковская, Д. Куров, Э. Лилеева, О. Петров, А. Петрова-Воробьева, Е. Семенова, М. Степанова. Пел п/у К. Альбрехта, И. Иоганниса, К. Кавоса, К. Лядова, А. Рубинштейна.


В концертах исп. сольные партии в ораториях "Торжество Евангелия" И. Эльснера (1-й исп., 27 марта 1840) и "Петр Великий" И. Фукса, в оде-симфонии "Христофор Колумб, или Открытие Нового света" Ф. Давида (26 марта 1848, 1-е исп. в России).


В 1860-х гг. жил в Новочеркасске, где преподавал пение. Среди его учеников — А. Панаева-Карцева.


Лит.: Об игре г-на Леонова на Московской сцене // Галатея. 1840. № 12. С. 218—219; Арнольд Ю. К. Воспоминания. — М., 1892. Вып. П. С. 127; Григорович Д. В. Литературные воспоминания. — Л., 1928; Кюи Ц. А. Избранные статьи / Сост., автор вступ. статьи и прим. И. Л. Гусин.— Л., 1952. С. 518; Одоевский В. Статьи о М. И. Глинке. — М., 1953: Глинка в воспоминаниях современников / Под общей ред. А. А. Орловой. — М., 1955. С. 245. 255; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1836—1856. — Л., 1969; Беляков Б. Н., Блинова В. Г. Боpдюг Н. Д. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде — городе Горьком. — Горький, 1980. С. 184—185.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008