ЛЕОНОВ Павел Петрович
ЛЕОНОВ Павел Петрович
род. в 1920 г., дер. Волотовское Орловской обл.) — наивный художник. С детства тянулся к живописи, много странствовал по СССР. Несколько раз сидел в тюрьме и в лагере за мелкие правонарушения. Учился в ЗНУИ у Михаила Рогинского (1970-е гг.). От этого времени сохранились в основном акварели, в которых уже определены излюбленные сюжеты и приемы дальнейших лет. В 1980-е гг. почти не рисовал, интерес к нему со стороны коллекционеров возрос после выставки «Сон золотой» (1992, Москва). Автор картин с изображением сельской жизни 1930-х гг., военных эпизодов, фантастических подвигов («Русские путешественники спасают девушек в Африке»), актуальных событий и персонажей («Гагарин», «Банкиры»). Свою живописную систему Л. называет конструированием или архитектурой, противопоставляя ее «натурализму», который, как он полагает, до сих пор господствует у других художников. Основа многих его картин — сетка вертикалей и горизонталей, аналогичная системе несущих и несомых в здании. Размеры клеток этой сетки различны, и каждая из них служит «телевизором», как выражается Л., для отдельной сцены, птицы или группы животных, и из этих телевизоров, как из кирпичиков, слагается повествовательное поле изображения. Для Л. важна тема «картина в картине». Поскольку каждая его картина имеет раму, то и картины в картине часто выделяются небольшими рамами. Глубина в картинах Л. строится из плоскостей, каждая из которых параллельна плоскости изображения и является следующей картиной в картине. Наиболее оправданно такое построение в картинах, изображающих мастерскую художника или театр. Другой характерной чертой построения картин Л. являются фризы, которые часто объединены движением разного рода процессий: свадебных поездов, запряженных повозок, автобусов, летящих птиц и плывущих лодок. Эти фризы, подобно нитям ковра, пересекают всю плоскость картины. Уравновешивающие «фризы» вертикали создаются стоящими фигурами, кремлевскими башнями, высокими деревьями, колокольнями. Специфической чертой картин Л. являются живописные рамы, которые заменяют рамы деревянные, этим картинам вовсе не нужные, и призваны отделять иллюзорное пространство проектируемой действительности от действительной плоскости окружающего быта. Чаще всего в качестве фриза выступают заросли, или, условно говоря, елки. Нанесенная на их черную сажу охра обладает тем удивительным свойством, что воспринимается как золото. Другой вариант — фриз из цветов и бабочек на белом фоне — обладает большей степенью дистанцирования от реальности и окружает наиболее поэтичные и удачные работы. Л. идет на очень радикальные соединения больших массивов локальных цветов. Так, контраст желтого и черного мог бы придать его картинам трагиче-ское содержание, однако реализован таким образом, что, наоборот, усиливает праздничное настроение. Типично для Л. обращение к народной теме стража, который воплощается в летящих орлах-воронах или стоящих по краям картины фигурах. Эти стражи всегда «свои» и поэтому не кажутся страшными. Наиболее сильная сторона Л. — чувство ритма. Чисто зрительное воздействие картин Л. основано на строгом порядке расположения цветовых пятен — птиц, фигур, станков или животных, повторяющихся на горизонтали или на плоскости. Это чувство ритма непосредственно связано с конструктивностью леоновской живописи. Но ее структура не является жесткой сеткой каркасного дома, а дозволяет вариации, определенного рода тонкие сбои в последовательности ритма или в размерах отдельных «телевизоров», придающих картинам живость и очарование. Живопись Л. в своей основе не только проективна, но и концептуальна. Эта концептуальность делает невидимыми для художника отдельные дефекты холста или нечаянные цветовые пятна, которые, однако, удивительным образом не нарушают зрительного целого картин, но служат залогом их подлинности. Грубость и неказистость, присутствующие наряду с изысканной живописностью, удостоверяют коренную сущность этих красочных поверхностей. Первозданное творческое начало плещущихся красок, выявленное в своей непосредственности в искусстве абстрактных экспрессионистов, присутствует здесь в своем исходном, незамутненном виде и придает этим картинам естественность. Удивительным образом структура нарушений и недомолвок оказывается новой эстетической системой. Эта неказистость носит не тотальный, а фрагментарный, удостоверяющий характер и соседствует с огромным живописным мастерством, воплощающимся у Л. в пластике фигур людей и животных и в живописи лиц. Л. поражает оригинальными находками в соединении различных звериных фигур, в достоверных и одновременно немыслимых позах: один зверь стоит на другом, как в цирке, или человек, едущий на зебре, держит за руку другого, летящего над ним на самолете. Пластика человека у Л. временами не лишена классического изящества, соединяясь с характерными деформациями, свойственными примитиву. Показателен классический мотив купальщиц. Как человек девственной культуры, Л. не может изобразить обнаженное тело без достаточного для того повода, причем какая-либо явная эротика для него исключена. Поэтому он вводит такие темы, как «Физкультура над рекой», «Купание», «Мамы учат детей плавать» и др., чтобы представить нагую женскую или детскую фигуру. Как колорист Л. достигает иногда очень сложных цветов, в поверхности неба или в карнации, неестественные зеленые или фиолетовые оттенки которой создают ощущение не мертвенности, а жемчужности. В живописи лиц он очень точен, но выражения лиц его персонажей подчас космически далеки от ожиданий нашего восприятия и составляют одну из самых впечатляющих, но вместе с тем и трудных для описания составляющих его искусства. Л. живет в относительно отдаленной русской деревне Меховицы и образом жизни, сознательно культивируемой запущенностью, зацикленностью на давних обидах, старческой рассеянностью, скорее, напоминает типичного аутсайдера,при том что в живописи своей, происходящей из каких-то других углов сознания, является подлинным примитивом. До 1937 г. Л. жил в родной деревне с родственниками. Затем, после ссоры с отцом, он был изгнан из дома. Но вскоре попал в тюрьму из-за конфликта с офицером. До 1942 г. он находился в колонии г. Поти (Грузия). После освобождения учился на командира отделения. К 1944 г. он заканчивает учебу, и его отправляют на фронт в Венгрию. Его участие в боевых действиях незначительно, однако его слегка ранило в руку и, возможно, контузило. Он лечился, затем попал в колонию в Ростове-на-Дону, где находился до 1947 г. Сразу после колонии он женился в первый раз, но его брак развалился в тот же год. Л. отправился путешествовать по Сибири. Достигнув Камчатки, он написал свои первые картины. Затем осел в Узбекистане, вступил в переписку со ЗНУИ (1960–70-е гг.). Работает акварелью, придумывает свои основные сюжеты. Затем он едет в село Меховицы Ивановской области, встречает Зину, женится, у них рождается сын Сергей. След его теряется. В 1980-е гг. Л. работает в совхозе возчиком, почти не рисует. В 1988 г. он послал свои картины на конкурс в Иваново, их не приняли, но отметили в картотеке; таким образом, слух о нем снова дошел до Москвы. С 1991 г. он постоянно работает как художник. Стиль его все время меняется — от объемно-перспективного в ранние годы, до плоскостного и монументального в последние. (К. Б.) Персональные выставки: «На земле, в небесах и на море», Москва, Галерея «Дар», 1996; Галерея «Жив», Эдинбург, Шотландия, 1997; «Павел Леонов. Легенды и мифы Страны Советов», Музейно-выставочный центр «Истоки», Москва, 1997; «Два художника из России. Павел Леонов и Василий Романенков», Галерея Хамер, Амстердам, 1998; ИНСИТА-2000; Шестое триеннале наивного искусства. Словацкая Национальная галерея, Братислава, 2000 ; «Outsider and visionary art», Orleans House Gallery , Riverside, Twickenham, Великобритания, 2001. Выставки: Юбилейная выставка ЗНУИ, Москва, 1970; 50 лет ЗНУИ. Подольск, 1983; «Naifs sovietiques», 1988, Франция; «От наивного искусства …», Москва, 1991; «Сон золотой», 1992; «Наивное искусство России», 1997; «Мудрость с наивными глазами», 1997; ИНСИТА-97; «Новые поступления», Музей Шарлотты Цандер, Бенигхайм, Германия, 1998; «Наивное искусство России из коллекции Ксении Богемской и Алексея Турчина», Выставочный зал «Ковчег», Москва, 1998; «Пушкинские образы…», Москва, 1998; «Erste Begegnung…» (Германия), 1999; Приз Швейцарии и приз Европы, Галерея «Про Арте Каспер», Морж, Швейцария, 1999 (премия как лучшему из тех, кто впервые принял участие); Приз Швейцарии и приз Европы, Галерея «Про Арте Каспер», Морж, Швейцария, 2000 (первая премия); «Райские яблоки», 2000. Коллекции: «Царицыно», Ивановский художественный музей; Владимиро-Суздальский музей-заповедник; Музей наивного искусства; ГРДНТ; Музей Шарлотты Цандер, Бенигхайм, Германия; Музей Штадсхоф, Зволле, Голландия. Лит.: Шкаровская Н. Народное самодеятельное искусство. Л., 1975; Балдина О. Второе призвание. М., 1983; World Encyclopedia of Naive Art, London, 1984. P. 387–388; Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. М., 1986; Le catalogue de l’exposition. Internationale de l’Imaginaire. Regards sur l’URSS. Paris, 1988; Дьяконицына О. Народный праздник в картинах П. Леонова / Юный художник. 1995. № 11–12; Insita 97. Catalogue. The Slovak National gallery. International Exhibition ofInsite Art. Bratislava, 1997; Дьяконицына О. Художник Павел Леонов // Народное творчество. 1997. № 1. Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. Конец 50-х — начало 90-х гг. СПб., 1999; Павел Леонов. Каталог / Сост. К. Богемская. М., 1999; Turchin A. Pavel Petrovich Leonov // L’Arte Naive Magazine, Reggio Emilia. 1999. № 62; Young J. A Fool’s Paradise // Raw Vision Magazine, Paris; London; New York. 1999. № 28; Encounter with Russian Naive Art. Exhibition Catalogue. Museum Charlotte Zander, 1999; Дьяконицына О. Мастер сюжетной картины Павел Леонов и социальная утопия ХХ века // Философия наивности. М., 2001; Богемская К. Наивное искусство. Павел Леонов. СПб., 2005.
Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010