Леонтий, епископ Ростовский

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Леонтий (епископ Ростовский)

Леонтий - епископ Ростовский, поставленный на эту кафедру из иноков Печерского монастыря. В Ростове в это время преобладало еще язычество. Леонтий обратил особенное внимание на детей; сам наставлял их в истинах веры, сам и крестил, хотя родители наносили ему за то побои и угрожали смертью. Своею кротостью и твердостью он достиг обращения в христианство и взрослого населения Ростова. Скончался около 1077 г. Мощи этого ""апостола земли ростовской"" обретены 23 мая 1164 г. С его именем известно ""Поучение и наказание епископа ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дети своя духовные учити и опитемья им давати по заповедем и по правилам св. отец"". - См. Ключевский ""Жития святых, как исторические источники"".

Источник: Биографический словарь. 2008

Леонтий, епископ Ростовский
Леонтий (ум. в 1080-х гг.) – епископ Ростовский, предполагаемый автор «Поучения к попом». Сведения о Л. крайне скудны: в Летописи Лаврентьевской, в статье 1231 г., летописец, говоря о поставлении Кирилла (ум. 1262 г.) епископом Ростовским, назовет его преемником «святых епископ преже бывших Ростове: Леонтья святаго и священаго епископа Исайя, и Нестора» (ПСРЛ, 1962, т. I, стб. 457), а в Московской Академической летописи под 1230 г. упоминается о перенесении в новую церковь мощей «великаго святителя чюдотворца епископа Леонтия» (там же, стб. 512). Житие Леонтия Ростовского, по наблюдениям В. О. Ключевского, едва ли может быть надежным биографическим источником: характерно, что от редакции к редакции число фактических подробностей увеличивается и все они носят этикетный характер. Даже в первоначальном виде Житие, по словам В. О. Ключевского, содержание свое «черпало единственно из смутного предания, не основываясь на письменном источнике, на летописи или на чем нибудь подобном» (Древнерусские жития, с. 13). Спорно происхождение и обстоятельства смерти Л.: согласно Житию он грек, родился в Константинополе; крестив ростовцев, мирно почил среди своей паствы. Но такой трактовке, как кажется, противоречит текст Патерика Киево-Печерского, из которого скорее следует, что Л. был славянином и что погиб за веру как мученик. В патерике говорится: «От того ...Печерьскаго монастыря... мнози епископи поставлени быша... Первый – Леонтие, епископ ростовьскый, великый святитель, его же бог прослави нетлением, и се бысть первый престолник, его же невернии много мучивше, бивше, и се третий гражданин бысть Рускаго мира, с онема варягома венчася от Христа, его же ради пострада» (ПЛДР. XII век. 1980, с. 482).
В рукописном сборнике XV–XVI вв., принадлежавшем архимандриту Амфилохию, и в «Минее новым чудотворцам» 1594 г. (ГПБ, Солов. собр., № 616/518, л. 213) находится «Поучение к попам о всем и наказание епископа ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовныя учити и по правилом святых отец», нач.: «Слышите, крепкий иерейскый преподобный сборе, к вам ми слово...». Однако в других списках тот же текст приписывается Кириллу (ум. 1280 г.), митрополиту Киевскому. Издание Поучения в РИБ осуществлено по древнейшим спискам: ГПБ, собр. Погодина, № 31, XIV в. и ГИМ, Чуд. собр., № 4, XIV в.
Изд.: Епископское поучение собору епархиального духовенства. – Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. (Памятники XI–XV вв.). РИБ, СПб., 1908, т. 6, стб. 111–116.
Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 3–22; Голубинский. История церкви, т. 1, 2-я пол., с. 337–338; Никольский. Повременный список, с. 210–211.
О. В. Творогов

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987

Леонтий, епископ Ростовский

— святой епископ Ростовский. Святой Симон, епископ Владимирский и Суздальский, в известном послании своем к Киево-Печерскому архимандриту Акиндину, приложенном к Печерскому патерику, перечисляя постриженников Киево-Печерского монастыря и именуя в числе их св. Леонтия, называет его третьим "гражданином русского мира". Житие же этого святителя, сохранившееся в многочисленных списках, утверждает, что он был грек, уроженец Константинополя. Митрополит Макарий, примиряя эти противоречия, допускает, что Леонтий мог быть греком, пришедшим впоследствии в Россию. Профессор В. О. Ключевский стоит за русское происхождение Леонтия. Служба сему святителю, сохранившаяся в списках ХIIІ—ХVI вв. и составленная Ростовским епископом Иоанном, занимавшим Ростовскую кафедру с 1190—1214 г., современником и близким знакомым епископа Симона Владимирского, утверждая, согласно с житием, греческое происхождение святого Леонтия: "от царского града, якоже солнце, граду Ростову воссиял еси", в то же время говорит: "ты из млада Христа возлюбил еси, кумир возглумився и мерзких идослужений, храм себе освятил еси" (стихира на хвалитех), и тем самым указывает на русское происхождение его. В списках жития 4-й редакции и в прологе о святителе Леонтии сказано: "Российский и греческий язык добре разумеяше, книгам же российским и греческим вельми хитрословесен и сказатель от юности бысть". Итак святой Леонтий был по происхождению русский, уроженец Киева или ближайшего к нему города, крещен еще во младенчестве ("освящен от пелен, от младых ногтей"), затем, согласно распоряжению князя Владимира или Ярослава, взят "в научение книжное" ("книгам российским сказатель от юности бысть"), с целью возведения со временем в духовный сан ("тя бо Бог прежде избра от юности, отче, пастыря овец словесных, тем преподобных лик тя восприят"). Благодаря школьному воспитанию и книжному научению, св. Леонтий с молодых лет почувствовал влечение к иноческой жизни и для дальнейшего изучения послан был или добровольно отправился в Константинополь, где, нужно думать, и был пострижен в монашество. По возвращении из Константинополя он пришел в Печерскую обитель к преподобному Антонию, что было не ранее 1032 г., откуда лицами, стоявшими во главе тогдашнего правления, был призван на кафедру Ростовскую, как русский образованный монах, и рукоположен во епископа, "как первый престольник" из иноков печерских, прежде 1051 г., когда возведен был в сан митрополита Киевского второй престольник и постриженник Киево-Печерского монастыря — Иларион. В Ростове святитель Леонтий оказался одиноким борцом за христианскую веру, так как Ростов, по смерти святого Бориса Владимировича, долго не имел собственных удельных князей, и хотя в 1054 году, по смерти Ярослава І-го, через три года по прибытии св. Леонтия в Ростов, последний достался в удел сыну Ярослава Всеволоду, но Всеволод жил во все время княжения в Переяславле Киевском или в самом Киеве, сын же его Владимир Мономах молодые годы провел в делах ратных или около своего отца. Правда, первым епископом Ростовским Феодором была построена дубовая, "дивная и великая" по словам летописи, в Ростове соборная церковь во имя Успения Богоматери еще во дни св. Владимира, в 991 году, и при ней учрежден клир церковный, но христиан было весьма мало, да и сам святитель Феодор, а равно его преемник Иларион с бесчестием изгнаны были из города. Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова, св. Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клира церковного. Памятником этой просветительной деятельности святителя Леонтия служит дошедшее до нас и приписываемое ему в двух рукописях "поучение и наказание к попом о всем, как подобает дети свои духовные учити и эпитимья им давати, по заповедем и по правилом святых отец" (изд. в "Московских Епарх. Ведомостях" 1878 г., №№ 24, 25 и "Ярославских Епарх. Ведомостях" за тот же год, № 12). Впрочем, проф. Н. Никольский говорит, что в большинстве списков это поучение приписывается митрополиту Кириллу (до 1280 г.). Святой Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещенный им церковный клир, что унес с собою в могилу свиток с именами поставленных им клириков: по открытии мощей "видеша великого Леонтья . . . свиток держаща в руце свои, в нем же бяху написаны и прозвитеры и диаконы, их же бе поставил рукою своею". Одновременно с "наказанием" клириков, св. Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским насельникам — язычникам из многолюдного племени дикой Чуди, но открытая проповедь его встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое восстание их: несколько раз с бесчестием прогоняли они его от себя и, наконец, совсем изгнали его из города. Тогда он поселился за городом близ небольшого ручья Брутовщицы, где и построил небольшую деревянную церковь во имя св. архистратига Михаила. Подвизаясь здесь в посте и молитвах, он сеял семена Христовой веры в сердцах отроков ростовских, которых для этой цели зазывал к себе и кормил пшеницею, сваренною с медом. С течением времени святитель Леонтий снова поселился в городе и с ревностью проповедовал слово Божие и крестил многих отроков и взрослых людей. Успех миссионерской деятельности святителя Леонтия ожесточил сердца ростовских жителей языческой веры и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы святитель вышел к ним. "Испугались священники и диаконы соборные и стали умолять архипастыря своего, чтобы он не выходил и тайно скрылся от идолослужителей, готовых умертвить его". Но он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами, облачившимися, по его приказанию, в священные одежды, вышел из храма к народу. Пораженные мужеством святителя и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, иные ослепли, иные пришли в телесное расслабление и, как мертвые, лежали на земле у ног святителя. Помолившись ко Господу, он восставил их и исцелил; по увещанию его, они приняли св. веру и крестились, и с того времени церковь в Ростове стала расти. Тогда начал отходить от нас мрак идольский, и воссиял свет благоверия", говорится в древнем похвальном слове святителю Леонтию. О кончине святителя Леонтия сведения разноречивы: по одним — он скончался в мире, по другим — был убит толпою язычников; одни относят кончину его к 1070 г., другие полагают, что он убит в 1073 г. Е. Голубинский же говорит, что он скончался около 1077 года. Во всяком случае, все списки жития, указываемые митрополитом Макарием, согласно с первою и второю редакциями послания св. Симона, повествуют о мирной кончине святителя Леонтия. И Ростовский епископ Иоанн в своем каноне святителю прославляет св. Леонтия, как преблаженного и преподобного, но не как мученика. Да и в службе сему святителю, составленной одновременно с каноном и, всего вероятнее, тем же епископом Иоанном, весьма ясно говорится о мирной кончине его: "не дал еси сна очима твоима, ни веждома твоима дремания, дондеже уснул еси сном общим" (стихира на "Господи воззвах" на великой вечерне). Святое тело равноапостольного святителя Леонтия погребено было в соборном Успенском храме г. Ростова, а обретено нетленным в 1162 году при копании рвов под стены новозаложенного великим князем Андреем Боголюбским каменного соборного храма на месте сгоревшей в 1160 году дубовой соборной Успенской церкви и тогда же положено в присланном тем же князем каменном гробе в устроенном в честь его небольшом приделе с южной стороны алтаря соборного храма. Ростовский епископ Иоанн установил празднование святителю в день обретения мощей его — 23 мая. Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились и мощи святителя Леонтия перенесены были в церковь Иоанна Богослова (которая с того времени заменила Ростову соборную церковь) и пребывали в ней до 1231 года; в этом же году 25 февраля они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвященном имени святителя. В 1609 году литовцы, опустошившие Ростов, похитили золотую раку святителя и драгоценную икону его, и с тех пор мощи св. Леонтия почивают под спудом, а на месте их покоя находится рака с его надгробною иконою. В 1800 году усердием ростовских граждан рака святителю была устроена серебряная, украшенная в недавнее время бронзовым изящным золоченым балдахином. Во время последней реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 году "Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия".



В. Ключевский, "Древнерусские жития святых как исторический источник", М., 1871 г., стр. 3—22. — Макарий, "История Русской церкви", т. II, изд. 3-е, СПб., 1889 г., стр. 23—24, 315—317. — Е. Голубинский, "История Русской церкви", 1-я половина І тома, стр. 201, 202 и 757, 2-я половина І тома, стр. 433. — Его же, "История канонизации святых в Русской церкви", М., 1903 г., стр.60—61. — А. Ковалевский, "Святитель Леонтий, епископ Ростовский, чудотворец" ("Душеполезное Чтение" за 1885 г., май, стр. 44—66). — И. Заозерский, священник, "Святый Леонтий, епископ Ростовский" ("Ярославские Епархиальные Ведомости", за 1889 г., № 29). — Н. К., "Жития Ростовских угодников Божиих" ("Ярославские Епархиальные Ведомости" за 1875 г., №№ 11, 12, 17, 18). — Неизвестного автора статья: "Св. Леонтий, епископ Ростовский" ("Ярославские Епархиальные Ведомости" за 1888 г., № 41, стр. 641—656, № 42, стр. 657—660, №43, стр. 673—686, № 45, стр. 705—715). — В. Т—й, "Нечто о времени епископства святителя Леонтия Ростовского" ("Ярославские Епархиальные Ведомости", 1892 г., № 33). — Н. Барсуков, "Источники русской агиографии". — Н. Никольский, "Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (Х—XI в.)". Корректурное издание, стр. 210—211. — М. Толстой, граф, "Святыни и древности Ростова Великого", М., 1866 г., стр. 34—35. — "Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви", СПб., 1836 г., стр. 167—168. — И. Срезневский, "Древние памятники русского письма и языка (Х—XIV веков)", 2-е изд., 1882 г., стр. 120, 142.


А. Никольский.


{Половцов}





Леонтий, епископ ростовский


— епископ ростовский, поставленный на эту кафедру из иноков Печерского монастыря, вероятно, не позже 1051 г. В Ростове в это время преобладало еще язычество. Л. обратил особенное внимание на детей; сам наставлял их в истинах веры, сам и крестил, хотя родители наносили ему за то побои и угрожали смертью. Своею кротостью и твердостью он достиг, наконец, обращения в христианство и взрослого населения Ростова. Скончался, как полагают, ранее 1077 г. Мощи этого "апостола земли ростовской" обретены 23 мая 1164 года; с 1609 года почивают под спудом. В рукописном сборнике "Житий и поучений XV и XVI вв.", принадлежавшем покойному еп. угличскому Амфилохию, сохранилось "Поучение и наказание еп. ростовского Л. к попам о всем, как подобает дети свои духовные учити и опитемья им давати по заповедем и по правилам св. отец". Это поучение не имеет сходства с другими, носящими такие же названия. В нем говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии.


К. Д. Г.


{Брокгауз}





Леонтий, епископ Ростовский


— священномученик, епископ Ростовский.


† 1073; память 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых.


О происхождении святителя существуют различные мнения. Одни считают его русским, другие греком. Эти разногласия некоторые из историков объясняют следующим образом. Леонтий в молодости получил хорошее начальное образование, а затем был послан продолжить свое образование в Константинополь. Это обстоятельство послужило основанием предположения о его греческом происхождении. Полагают, что и монашество он принял в Константинополе.


Около 1032 года возвратился в Россию и пришел в Киево-Печерский монастырь к преподобному Антонию, откуда был призван к епископскому служению.


Около 1051 года (или в 1054 году) хиротонисан во епископа Ростовского. Епископ Владимирский Симон называет его "первопрестольником", так как Леонтий первый из киево-печерских иноков возведен во епископский сан.


Трудный путь предстояло пройти святителю в Ростове. Там еще господствовало язычество. Закоренелые ростовские язычники не хотели и слушать евангельского слова святителя. Однако святитель не падал духом. Поселившись при соборном храме, он прежде всего занялся просвещением клира церковного. В назидание клиру им было написано "Поучение к попам о всем и наказание епископа Ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовныя учити и правилом святых отец". Одновременно с "наказанием" клириков святитель Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским насельникам-язычникам из многолюдного племени дикой чуди, но открытая проповедь его встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое восстание их. Несколько раз его прогоняли от себя, потом совсем изгнали из города. Тогда он построил за городом небольшой храм во имя Архистратига Михаила. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Дети охотно шли к нему, он учил их началам христианской веры и крестил. За детьми приняли христианство и некоторые их родители. Успех его миссионерской деятельности ожесточил сердца ростовских язычников, и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы святитель вышел к ним. Он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами, облачившимися по его приказанию в священные одежды, вышел из храма к народу.


Пораженные мужеством святителя и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, иные ослепли, иные пришли в телесное расслабление и как мертвые лежали на земле у ног святителя. Помолившись Господу, святитель Леонтий восстановил их и исцелил. По увещанию его они приняли святую веру и крестились. С того времени Церковь в Ростове стала расти.


О кончине святителя Леонтия сведения разноречивы. По одним источникам, он скончался в мире, по другим — убит толпою язычников. Одни относят дату кончины к 1070 году, другие — к 1073 году. Профессор Е. Е. Голубинский считал, что он скончался около 1077 года.


Тело святителя было погребено в Ростове Великом, в церкви Пресвятой Богородицы. Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского († 1174; память 4/17 июля) в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор.


23 мая 1164 года при копании рвов был обнаружен гроб с нетленными мощами святителя Леонтия. В руках у него лежал свиток с именами посвященных им иереев и диаконов. Обретенные мощи переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе.


В 1170 году, когда было закончено строительство каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены. У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном († 1214). Епископ Иоанн написал и канон святителю Леонтию. До 1609 года мощи святителя открыто находились в Успенском соборе, но после того как в Смутное время поляки похитили гробницу святителя, они были положены под спудом в том же храме, у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени.


Святитель Леонтий стоит в ряду первых преемников апостольского служения Русской Церкви, вслед за святой равноапостольной княгиней Ольгой († 969; память 11/24 июля) и великим равноапостольным князем Владимиром († 1015; память 15/ 28 июля).


Труды:


Поучение к попам о всем и наказание епископа Ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовныя учити и правилом святых отец // Памятники древнерусского канонического права // Под ред. А. С. Павлова. — СПб., 1908, — Ч. 1 (Памятники XI-XV вв.). См. также: Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею: в 39 т. — СПб.-Л., 1872—1927; 1908. — Т. 6, стб. 111—116.


Литература:


Ключевский В. О. Древнерусские жития святых, как исторический источник. — М., 1871, с. 3—22.


Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 2, с. 23—24, 315—317.


Титов А. А. Житие святителя Леонтия, епископа Ростовского. — М., 1893. Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. — М., 1896, с. 141. Срезневский И. И. Древние памятники русского письма и языка (X—XIV вв.): Общее повременное обозрение и дополнения с палеографическими указаниями, выписками и указателями. — 2-е изд. — СПб., 1882, с. 120,142. Никольский Н. К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X— XI вв). — СПб., 1906, с. 210—211. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — 1-е изд. — СПб., 1836, с. 167—168.


Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 323—329. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. — М., 1900—1911. — Т. 1, первая половина, с. 201, 202, 757—758; вторая половина, с. 433.


Каманин И. М. Зверинецкие пещеры в Киеве, их древность и святость. — Киев, 1914, с. 40—42, 133,137,139.


Архангельский Н. В. Новооткрытые Зверинецкие пещеры в Киеве. — Киев, 1915, с. 15. Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902. — Вып. 9, ч. 2, май, с. 123—129.


Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. — 1-е изд. — СПб., 1895, с. 143—145; 4-е изд. — СПб., 1901—1903. — Т. 1, с. 148—151.


Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. — 2-е изд. — М., 1860, с. 25, 33, 34, 35 и прим. 13.


Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 47—49. Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря (1810—1880): Биографический очерк. — М., 1881, с. 335 (примеч.). Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1417. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 329.


Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 391.


Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 615.


Ярославские епархиальные ведомости. — 1892, №33.


— 1888, № 41, с. 641—656; № 42, с. 657—660; № 43, с. 673—686; № 45, с. 715. —1889,№29.


Душеполезное чтение. — М., 1885, май, с. 44—66.


Православный собеседник. — Казань, 1858, март, с. 420—431; февраль, с. 297, 318. — 1898, октябрь, с. 484. — 1901, май, с. 302—303. Исторический вестник. — СПб., 1886. — Т. 23, с. 76.


Известия по Казанской епархии. — 1885, № 7, с. 144.


Русский паломник. — 1911, № 22, с. 347. Леонид (Поляков), архиепископ. Святитель Леонтий, епископ Ростовский // Журнал Московской Патриархии. — М., 1964, № 6, с. 66—68. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1519. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 10, с. 221—223.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 22.


Минея май. — М., 1987. — Ч. 3, с. 20—21. Творогов О. В. Леонтий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987. — Вып. 1, с. 229—230.


Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 2, с. 137—138.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008