Леонтий Карпович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Леонтий (Карпович)

еп. владимирск., проповедн., † 1620.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Карпович, Леонтий

проповедн. нач. XVII в., архимандрит.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Леонтий Карпович

— епископ Владимирский и Брестский; сын священника, родился около 1580 года и по происхождению принадлежал к шляхте Пинского повета. С ранних лет детства он жил в Вильне и, вероятно, учился в школе Виленского православного братства. (По другому мнению, он получил образование в славных в то время русских школах Острожских на Волыни вместе со знаменитым гетманом Запорожского войска Петром Конашевичем-Сагайдачным). В 1606 году Леонтий, по словам Филарета, архиепископа Черниговского, в 1608 году в сане иеродиакона Печерского (по мнению других — он был светским человеком до 1610 года) написал сочинение "Обличение на унию", где описывает унию, как очевидец Брестского сейма 1595 года. В 1609 году Леонтий Карпoвич был на сейме Варшавском, как депутат православного Виленского братства. В 1610 году он был уже писарем, старшим типографом и корректором Виленского братства и за напечатание "Фриноса", сочинения Мелетия Смотрицкого, написанного в антикатолическом духе, по распоряжению короля Сигизмунда III, был схвачен слугами виленского бискупа и в Великую субботу посажен в тюрьму, в которой провел два года. Это "исповедничество" Карповича в связи с его предшествующими трудами на пользу братства было причиною того, что он почти тотчас же по освобождении из тюрьмы сделался "попом церкве новое и старшим братства тое ж церкве". В 1613 и 1614 годах Леонтий Карпович является строителем Виленского Свято-Духова монастыря, воздвигнутого недалеко от Троицкого монастыря, отнятого у православного братства униатами, делается первым архимандритом его, начальником Виленского братства, а в 1617 году ректором братской школы при Свято-Духовом монастыре; доказательством последнего служат пять речей учеников, произнесенных ими в 1618 и ближайшие к этому годы и находящихся в одном из сборников Киево-Софийской библиотеки, и отчасти написанное им на чистом церковнославянском языке от имени Виленского братства к братству Львовскому послание ("Акты, относ. к истории Зап. России", т. IV, № 217), в котором между прочим сообщается о построении каменного училищного дома и заключается просьба о присылке учителей и полезных книг. Речи напечатаны К. В. Харламповичем в сочинении: "К истории Западнорусского просвещения. Виленская братская школа в первые полвека ее существования" ("Литовские Епарх. Ведомости" за 1897 г. — Отдельно: Вильна, 1897 г., стр. 57—67). В своих записках Петр Могила говорит, что Леонтий Карпович был "первым начальником общему житию в г. Вильне" (Записки Петра Могилы в Архиве Юго-Зап. России, І, VII, 57—59), и нет сомнения, что им сочинен "Киновион, или Изображение иноческого общего жития" Виленского церковного братства, напечатанный в Евье в 1618 году. Леонтий Карпович, по свидетельству Захария Копыстенского, "был муж боговдохновенный, в языку греческом и латинском знамените беглый и оборонца благочестия (П. П. Л. И., 913)", был муж высокого благочестия и ревностный пастырь, он неустанно проповедовал Слово Божие за божественною литургиею, которую совершал почти ежедневно. Что он был замечательным проповедником — доказательством этого служат дошедшие до нас два слова его на Преображение Господне и на Успение Богоматери, писанные на западнорусском наречии и напечатанные в 1615 году в Евье. Первое из этих слов было перепечатано в "Маяке" за 1843 год. Покойный архимандрит Леонид, известный наместник Троице-Сергиевой лавры, переложил эти два слова на русское наречие, желая тем самым спасти их от незаслуженного забвения. По словам митрополита Макария, они обнаруживают в Карповиче "не простого начетчика, какие прежде его являлись у нас нередко, но человека с серьезным образованием, и не только знатока священного писания и святых отцов церкви, но довольно развитого мыслителя и довольно искусного оратора, знакомого с ораторскими приемами". В 1616 году в Евье напечатан был перевод недельных поучений п. Каллиста со славянского на общеупотребительный русский (белорусский) язык, составленный иноками Виленского Свято-Духова братского монастыря во главе с архимандритом Леонтием и повторенный с немногими изменениями в издании Петра Могилы (Киев, 1637 г.). В 1619-м году издано было в Вильне на польском и русском языках надгробное его слово при погребении князя Василия Васильевича Голицына, который вместе с Филаретом Никитичем Романовым томился несколько лет в плену у поляков и, отпущенный на волю, скончался по пути в г. Гродне. В 1620-м году напечатаны переведенные им с греческого: "Выклад молитвы: Отче наш", сочинение Иоанна Златоустого, и "Вертоград душевный" Фекары, с предисловием Леонтия Карповича. В этом же году Леонтий Карпович был избран епископом Владимирским и Брестским, но еще до хиротонии в середине сентября означенного года скончался. Кончина его оплакана в известном слове Мелетия Смотрицкого: "Казанье на честный погреб отца Леонтия Карповича, епископа Владимирского и Берестенского", Вильна, 1620 г., и в одном стихотворном произведении: "Лямент у света убогих на жалосное преставление святобливого и в обои добродетели богатого мужа в Бозе велебного господина отца Леонтия Карповича архимандрита общие обители при церкви Сошествия Святого Духа братства церковного Виленского православно-греческого. В Вильне в друкарни братской 1620 года". Взгляд современников на Леонтия Карповича и то высокое уважение, которым он пользовался во всей юго-западной России, вполне выражены в "Мнемозине", панегирике, который поднесен был митрополиту Петру Могиле, по возвращении его с коронационных торжеств в 1633 году, студентами его коллегии. Там читаем следующее: "Теперь пожелай только отправиться до Вильны и других городов русского и литовского мира и ты увидишь,... как встретят тебя в Вильне и проводят до своего руководителя в терпении, предводителя в благочестии, подобного Златоусту в витийстве, за несколько лет пред сим скончавшегося архимандрита Леонтия Карповича. Увидев нетленные мощи его . . . . ты почувствуешь, каким великим делом услужил ты несчастному народу нашему". Кроме указанных трудов, Леонтию Карповичу принадлежит еще его "Письмо на Афон к священноинокам Кириллу, Пафнутию и Елисею", писанное в 1619 г. и изданное в "Литовских Епарх. Ведом." за 1894 г., № 26.



Аскоченский, "Киев с древнейшим его училищем — Академией", Киев, ч. I, стр. 64—65. — Филарет, архиепископ Черниговский, "Обзор", 3-е изд., стр. 173—174. — Харлампович К., "К истории западнорусского просвещения. Виленская братская школа в первые полвека ее существования" ("Литовские Епарх. Ведомости" за 1897 г. — Отдельно: Вильна, 1897 г.). — Харлампович К., "Западнорусские православные школы XVI и начала ХVІI века, отношение их к инославным", Казань, 1898 г. — Леонид, архимандрит, "Леонтий Карпович, церковный вития православной юго-западной Руси в XVII столетии, и два его слова", Москва, 1878 г. — Молчанов Н., "Критико-библиографическая заметка на предыдущее сочинение архим. Леонида" ("Православное Обозрение", 1880 г., ноябрь, стр. 495—517). — Д. Сцепура, "Виленское Свято-Духовское братство в XVII и ХVIIІ столетиях", Киев 1899 г., стр. 57, 63 и др. — Голубев, "История Киевской академии". — П. Н. Жукович, "Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковною унией" (Вып. I, II и III). — Строев П., "Списки иерархов и настоятелей монастырей", СПб., 1877 г. — Макарий, митрополит, "История русской церкви", т. IV, стр. 114. — Диев, протоиерей, "Поверка иерархических каталогов российских древних епархий с летописями и актами 1858 г." (Рукопись Архива Св. Синода). — Теодорович Н., "Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии", Почаев, 1888 г., т. I. — Смирнов, "Исследование о времени построения в Вильне церкви Св. Духа и основание при ней монастыря 1607 г." ("Литовские Епарх. Ведомости", 1865 г., № 6). — "Вестник Западной России" 1865—1866 г., кн. III, т. I, стр. 159—164. — Смирнов, Флегонт, "Виленский Свято-Духов монастырь. Историческое описание", Вильна, 1888 г., стр. 23—24, 26—32, 40—48. — Виленское Свято-Троицкое, впоследствии Свято-Духовское, братство. СПб., 1876 г. — Н. Т—ский, "Леонтий Карпович — южно-русский проповедник конца ХVІ и начала XVII в." ("Руководство для сельских пастырей", 1872 г., № 32).


А. Никольский.


{Половцов}





Леонтий Карпович


— основатель и первый архимандрит виленского Духова монастыря, епископ владимирский и брестский, деятельный защитник православия, человек с образованием и литературным талантом, † в 1620 г. Две его проповеди, написанные хорошим литературным языком, изданы в "Чтениях Моск. Общ. Ист. и Древн. Росс." (1878; I, 1—118). Ср. "Холмско-Варшавский Вестник" (1880, № 3).


Н. С—в.


{Брокгауз}





Леонтий Карпович


(Логгин или Логвин) — епископ Владимиро-Волынский и Брестский (нареченный).


Родился около 1580 года в семье священника, происходившего из Пинской шляхты. В детстве жил в Вильне и учился в школе Виленского православного братства (по другим сведениям, образование получил в русских школах Острожских на Волыни).


В 1606 или 1608 году в сане иеродиакона написал сочинение "Обличение на унию", как очевидец Брестского сейма 1595 года. (По мнению других, он был светским человеком до 1610 года.)


В 1609 году — депутат православного Виленского братства на Варшавском сейме.


В 1610 году — писарь, старший типограф и корректор Виленского братства. За напечатание "Фриноса", сочинения Мелетия (Смотрицкого, 11633), написанного в антикатолическом духе, по распоряжению короля Сигизмунда III был заточен в тюрьму, где провел два года.


В 1613—1614 годах — строитель и первый архимандрит Виленского Свято-Духова монастыря.


С1615 года — первый архимандрит и начальник Виленского братства.


С 1617 года — ректор Братской школы при Свято-Духовом монастыре.


В 1620 году избран епископом Владимирским и Брестским, но скончался до хиротонии, в середине сентября 1620 года.


2 ноября 1620 года архиепископ Мелетий (Смотрицкий) произнес в Вильне поминальное слово при отпевании своего бывшего наставника епископа Леонтия, изданное впоследствии под названием "Казанье на честный погреб... господина Леонтия Карповича". В этом слове архиепископ Мелетий отмечал: "Вообще он был словом и делом инок-подвижник, хотя от природы был сложения очень слабого, здоровья очень плохого и надломлен во всех телесных силах двухгодичным заключением в оковах... Свидетельством терпеливости этого святого исповедника и мученика служат самые язвы, натертые оковами на этом честном теле, которое хотя уже шесть недель пребывает мертвым, но благодатию живущего в нем Пресвятого и Животворящего Духа остается неповрежденным и не издающим запаха".


Захария (Копыстенский), архимандрит Киево-Печерского монастыря, в сочинении своем, написанном в 1621 году, оставил о епископе Леонтии следующий отзыв: "Блаженный Леонтий Карпович, архимандрит Виленский, муж богодухновенный, в языке греческом и латинском знамените беглый, оборонца благочестия", а строгости монашеской его жизни отдавали справедливость даже ярые униаты.


По словам митрополита Макария (Булгакова), его два Слова на Преображение Господне и на Успение Богоматери обнаруживают в нем человека с серьезным образованием и не только знатока Священного Писания и святых отцов Церкви, но и довольно развитого мыслителя и искусного оратора, знакомого с ораторскими приемами.


В своих записках митрополит Петр (Могила, † 1646) писал, что Леонтий был первым начальником общему житию в городе Вильне и что им сочинен "Киновион, или изображение иноческого общего жития".


Труды:


Обличение на унию. — 1608. Слова на Преображение Господне и на Успение Божией Матери.


Киновион, или изображение иноческого общего жития. — 1618.


Послание его от имени Виленского братства к братству Львовскому // Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1846—1853. — Т. 4, № 217. Слово при погребении князя В. В. Голицына. — Вильна.


Проповеди (в рукописи). Переводы с греческого: "Отче наш", соч. Иоанна Златоуста.


Вертоград душевный // Пред. Леонтия. Письмо на Афон к священникам Кириллу, Пафнутию и Елисею.


Литература:


Леонид, архимандрит. Леонтий Карпович, церковный вития православной юго-западной Руси в XVII столетии и два его слова. — М., 1878. Голубев С. Т. История Киевской духовной академии. — Киев, 1886.


Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем — Академией: в 2 т. — Киев, 1856. — Т. 1, с. 64—65.


Харлампович К. В. Западно-Русские православные школы XVI и начала XVII в., отношение их к инославным. — Казань, 1898. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 490. Виленский Свято-Духов монастырь. Историческое описание // Сост. Ф. Смирнов. — Вильна, 1888, с. 23—24, 26—32, 40—48. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, с. 114.


Теодорович Н. И. Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии: в 3 т. — Почаев, 1888—1893. — Т. 1. Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода).


Жукович П. Н. Сеймовая борьба православного западно-русского дворянства с церковной унией (до 1609 г.): в 3 вып. — СПб., 1903—1910.


Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 5, 38,1040.


Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 173—174. Виленское Свято-Троицкое, впоследствии Свято-Духовское братство. — СПб., 1876. Руководство для сельских пастырей. — Киев, 1872, № 32.


Литовские епархиальные ведомости. — 1865, №6.


— 1897.


Православное обозрение. — М., 1880, ноябрь, 495—517.


Журнал Московской Патриархии. — М., 1954, № 10, с. 47.


Вестник Западной России. — Вильна, 1862— 1872; 1865—1866. — Кн. 3. — Т. 1, с. 159—164.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 27.


Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 10, с. 215—217. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 6, с. 229, 235, 239, 240, 242, 244—247, 403—406, 476, 500, 503, 532, 601, 602, 619, 627.





Леонтий Карпович


— Епископ Владимирский и Берестенский на Волыне, хиротонисанный из Архимандритов Виленского Святодухова Монастыря в 1616 году, скончался в 1620 году. Он был ревностный защитник православия и, находясь еще в Киево-Печерской Лавре Иеродиаконом, в 1608 г., написал Обличение на Унию, оставшееся в рукописи. Из сочинений его на Русско-Польском языке напечатаны в 4 долю листа славянскими буквами Казанья двое: одно На Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; другое—На Успение пречистое преблагословенное Владычицы нашия Богородицы Приснодевы Марии, которое мел Отец Леонтий Карпович, Архимандрит Монастыря Общежительного Братского Виленского Церкви Сошествия Святого и Животворящого Духа, в року 1615, месяца Августа 6 и 15 дня ведлуг (по счету) старожитного в Никеи Духом Святым постановленного Календаря. Друковано в маетности (поместье) его Милости Князя Богдана Окгинского, Подкоморого Троцкого в Евю, без означения года. Заглавный лист печатан с киноварью. Оба сии Поучения составляют целую книгу в 50 листов четвертных. Сочинитель при письме своем посвятил оные Княгине Корецкой, Анне Ходкевичневне.


{Болховитинов}





Леонтий Карпович


еписк. г. Владимира-Волынского, рукоположен из архимандр. виленск. мон. Св. Духа 1616 г., † 1620 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008