Леонтович Федор Иванович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Леонтович Федор Иванович

Леонтович, Федор Иванович - историк права (1833 - 1911). Окончив курс в Киевском университете по юридическому факультету, получил степень магистра за ""Историческое исследование о правах литовско-русских евреев"" (Киев, 1863), степень доктора - за диссертацию: ""Древнее хорвато-далматское законодательство"" (Одесса, 1868). Был профессором истории русского права в новороссийском, потом в Варшавском университетах, где занимал кафедру до 1903 г. В двух статьях, напечатанных в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"", 1867, № 4, и 1874, № 6 и 7, Леонтович выступил с теорией задружно-общинного характера политического быта древней Руси и, между прочим, доказывал, что под вервью Русской Правды должно разуметь семейную общину. Большая часть работ Леонтовича посвящена древнему славянскому и в особенности литовско-русскому праву; в этой последней области он занимает видное место. Менее удачны его опыты объяснения татарских влияниях на строй и право Московского государства; в ученой критике они встретили серьезный отпор. Два сделанные им опыта обработки истории русского права в самом начале приостановились. Изданная им библиография по истории русского права весьма полезна. Список его трудов в ""Записках Общества Истории, Филологии и Права при Варшавском университете"" (выпуск IV, 1908). - Ср. некролог его в ст. О.В. Тарановского (""Юридические Записки"", 1911, № 1).

Источник: Биографический словарь. 2008

Леонтович, Федор Иванович

Леонтович Федор Иванович


— историк права; род. в 1833 г. Окончив курс в киевском университете по юридическому факультету, получил степень магистра за "Историческое исследование о правах литовско-русских евреев" (Киев, 1863), степень доктора — за диссертацию: "Древнее хорвато-далматское законодательство" (Од. 1868). Был профессором истории русского права в новоросс. университете, с 1869 г. по 1877 г. состоял ректором его, в 1891 г. занял кафедру истории русского права в варшавском университете. В двух статьях, напечатанных в "Журнале Министерства Нар. Просв." 1867 г. № 4 и 1874 г. № 6 и 7, Л. выступил с теорией задружно-общинного характера политического быта древней России и, между прочим, доказывал, что под вервью Русской Правды должно разуметь семейную общину; мнение Л. о верви принято К. Н. Бестужевым-Рюминым и М. М. Ковалевским ("Первобытное право", вып. I стр. 79 и сл. [в ст. Вервь (см.) ошибочно указано, что мнение Л. о верви стоит одиноко]. Другие соч. Л.: "Крестьяне юго-зап. России по литовско-русскому праву XV-XVI вв." (Киев, 1863), "Русская Правда и Литовский статут" (Киев, 1864), "Источники по истории славянских законодательств" ("Ж. М. Н. Пр." 1866 г.), "Государственное устройство Дубровника" (ibid. 1867 г.), "История русск. права" (вып. I, Од. 1869), "Древний ойратский устав взысканий" (Од. 1879), "Калмыцкое право" (Од. 1880), "Адаты кавказских горцев" (Одесса, 1883), "Краткий очерк истории русск. права" (вып. 1, Од. 1889), "Спорные вопросы по истории русско-литовского права" (СПб. 1893), "Очерки истории литовско-русского права. Образование государственной территории" (СПб. 1894), к чему продолжением служит статья: "Сословный тип территориально-административного состава литовского государства и его причины" ("Ж. М. Н. Пр.", 1895 г. № 6 и 7). Л. подготовил к печати свыше 750 актов 1413—1507 гг., извлеченных им из литовской метрики.


{Брокгауз}






Леонтович, Федор Иванович


— историк права (христианин, род. в 1833 г.). В 1861 г. Л. напечатал в русско-еврейском органе "Сион" исследование "Исторический обзор постановлений о евреях в России", а в 1862 г. он получил степень магистра за "Историческое исследование о правах литовско-русских евреев". По отзыву С. А. Бершадского ("Литовские евреи", стр. 112—123), значительная часть этого сочинения написана Л. совершенно самостоятельно, на основании первоисточников. Незначительность имевшегося в его распоряжении материала не помешала Л. "выяснить, весьма близко к действительности, главные основания юридического и общественного положения евреев на Западе, в Польше и Литве". Л. напечатал также статью "Что нам делать с еврейским вопросом" ("Наблюдатель", 1882, 5, 6). Совершенно незнакомый с евр. жизнью, Л., исходя из соображения, что еврейская культура идет вразрез с бытом окружающих народов, считал, что равноправие евреев может последовать лишь тогда, когда они откажутся от своей "своеобразной национальной" культуры, а это потребует веков.


{Евр. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008