(Jean Baptiske le Prince); живописец и гравер; изобретатель гравюры лависом. Род. в Меце 17 сент. 1734 г. Учился y Вьена и Буше. В 1752 женился на богатой девице Гипон, которая была почти вдвое его старше; в 1756 г. бежал от нее в Италию, a в 1758 г. в Россию, — сперва в Петербург, потом в Москву, где находились его два брата и сестра [Корабль, на котором Лепренс отплыл в Россию, был захвачен английским крейсером. Лепренсу грозила утрата всего его довольно, впрочем, скудного имущества, когда вдруг счастливая мысль осенила его. Он схватил свою скрипку; звуки ее укротили английских матросов; багаж Лепренса был пощажен; но в продолжение всего пути художник волею-неволею должен был играть на скрипке, как только подгулявшему экипажу корабля приходила фантазия повеселиться (Вестник Изящных Искусств Сомова. 1883 г. 464. Статья Д.Ф. Кобеко).]. Лепренс участвовал в расписывании плафонов и дверей в С.-Петербургском Зимнем дворце; написал несколько картин для императрицы Екатерины II, за которые ему было заплачено 700 рублей. Лепренс уехал из России в мае 1762 г., побывав на пути в Лифляндии. В Париже он сделан в 1764 г. членом Академии художеств за картину из русской жизни: "Крещение по православному обряду". Лепренс умер близ Парижа 30 сент. 1781 года. Для нас, русских, особенный интерес представляют гравюры Лепренса, изображающие картинки и сцены из русской жизни. Все они выполнены во вкусе Буше в сильно манерном и слащавом стиле, точно так, как и его картины, — в них все прилизано и приглажено; неприглядный быт русского крестьянина и суровая природа севера представлены y него в розовом свете.
Геду описывает 179 гравюр его работы; из числа их 96 исполнены крепкой водкой, a 82 листа лависом (род акватинты) — способом, им самим изобретенным. Большинство досок Лепренса по смерти его были изданы Базаном со следующим заглавием: "Oeuvres de J.B. Le Prince... mort en août 1781, contenant plus de cent — soixante planches... à Paris, chez Bazan et Chereau, 1782"; fol. B этой книге, из числа описанных y Hédou 179 номеров, находится 165 номеров. Недостает №№ 83, 87, 88, 89, 93, 127, 171, 177, 178 и 179, которые известны только в униках, и №№ 81, 85 и 90, доски которых были потеряны.
Таким образом, в этой книге собрано возможно полное собрание всех работ Лепренса. Что касается до отпечатков, то отпечатки листов, гравированных крепкой водкой, могут назваться очень хорошими; из листов, гравированных лависом, многие слабы, но есть и очень хорошие, как, например, №№ 109—114, 129, 152, 155, 162 и 169.
Представляю здесь краткий перечень сюиты гравюр Лепренса; №№ выставлены по каталогу: "Hédou, Jean le Prince et son oeuvre. Paris: 1879".
1—6. Habillements de diverses nations 1765.
7—12. — id — du Nord; 6 Pl. 1765.
13—22. Divers ajustements et usages des Russes; 10 pl. 1764.
23—28. Divers habillements des femmes de Moscovie; 6 pl. 1764.
29—34. — id — 2-e — suite; 6 pl. 1768. (№ 30 no 35 поставлены y Hédou по ошибке).
35—40. 1-re Suite de cris et divers marchands de Petersbourg et de Moscou; 6 pl. 1765.
41—46. Idem, 2-e Suite; 6 pl. 1765.
47—52. Idem, 3-e Suite; 6 pl. 1768.
53—62. Divers habillements des prêtres de Russie; 10 fl.
63—70. Les Strelitz; 8 pl. 1764. (Hedou 64—71).
71—76. Diverses vues de Livonie; 6 pl. 1765.
77—96. Различные виды, типы и сцены, отдельными листками.
97—102. 2-е Suite habillements de divers nations; 6 pl.
103—108. 1-re Suite des coiffures; 6 pl. 1768.
109—114. Пять чувств; 5 pl. 1774.
115—120. 6 листов к поэме: "Le roué vertueux, 1770".
121—179. Священные сюжеты, ландшафты, сцены из русской жизни, типы и пр.
{Ровинский}