ЛЕРМОНТОВ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЛЕРМОНТОВ
Феофан Никандрович (27.IX.1847 - 11.XII.1878) - рус. революционер, народник. Из крепостных. В 1871-72 - чл. "Большого об-ва пропаганды" (чайковцев), в 1873-74 возглавлял кружок бунтарей. Был лично связан с М. А. Бакуниным. Вел пропаганду среди рабочих, участвовал в подготовке "хождения в народ". Арестован в янв. 1874 в Петербурге. Судился по "процессу 193-х" (1877-78). Умер в Литовском замке перед отправкой в ссылку.

Лит.: Чарушин Н. A., О далеком прошлом, ч. 1-2, М., 1926; Гос. преступления в России в XIX в., т. 3, (Ростов н/Д., 1906); Деятели революц. движения в России. Био-библ. словарь, т. 2, в. 2, M., 1930.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ЛЕРМОНТОВ
Михаил Юрьевич (1814–1841) — великий русский поэт-романтик, писатель, драматург, он выразил трагическую разорванность и раздвоенность мира и человека в последекабристскую эпоху, когда проблема добра и зла приобрела первостепенное значение и определила не только особенности лирического героя поэта, но и форму его произведений— признаний исповедального типа. Героя лермонтовских стихов одолевают «мрачные думы» о жизни и ее скоро-течности, о себе и своем месте в мире, о беспредельной свободе, олицетворением которой являются для него горы, парус, парящая птица. Свободолюбие, не-утоленная жажда действия, «гордая вражда» с небом определяют основную направленность зрелых роман-тических поэм Лермонтова «Мцыри» и «Демон». В его иронических и бытописательских поэмах («Сказка для детей», «Сашка», «Тамбовская казначейша», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и др.), имеющих двуплановый, романтикореалистический характер, романтический конфликт личности и общества сочетается с исторической и психологической достоверностью изображаемого. Связь с лирикой, исповедальные монологи мятежных героев, резкие выступления против «большого света» определили своеобразие романтической драмы Лермонтова («Испанцы», «Люди и страсти», «Странный человек», «Маскарад»). Путь реализму открывал один из первых в русской литературе «физиологических очерков» писателя «Кавказец» и его роман «Герой нашего времени», поражавший современников «глубиною мысли, смелостью и новизною идей и полета» (И. А. Гончаров). В нем был сделан углубленный психологический анализ человека, разъедаемого сомнениями, одинокого и разочарованного «страдающего эгоиста».

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ЛЕРМОНТОВ
Михаил Юрьевич (1814, Москва – 1841, подножие горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в с. Тарханы Пензенской губ.), русский поэт.
Мать Лермонтова, богатая наследница М. М. Арсеньева, вышла замуж за бедного армейского капитана Ю. П. Лермонтова и вскоре умерла. Бабушка поэта Е. А. Арсеньева отстранила отца от воспитания сына, что тяжело сказалось на формировании личности будущего поэта. Лермонтов получил домашнее образование в имении бабушки Тарханы, но всегда помнил своего отца, культ которого и романтическая трактовка семейного конфликта отразились в его творчестве (драмы «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти»), 1830; «Странный человек», 1831). Поездки в детстве на Кавказ (1820, 1825) также повлияли на его ранние произведения. В 1828–30 гг. Лермонтов учился в Московском университетском благородном пансионе, в 1830–32 гг. – в Московском ун-те на нравственно-политическом, а затем на словесном отделении. С 1828 г. начинаются систематические занятия поэзией, отразившие увлечение романтической литературой России и Западной Европы (Дж. Г. Байрон, А.С. Пушкин и др.). Пережитые в 1830–32 гг. любовные романы становятся материалом для исповедальных циклов, где конкретные обстоятельства являются формой воплощения традиционных романтических конфликтов. Романтические поэмы: подражательные «Черкесы» (1828) и профессиональные «Измаил-бей», «Литвинки» (обе – 1832) отразили усвоение жанрового канона байроново-пушкинской поэмы.
К началу 1830-х гг. у Лермонтова сформировались две темы, два образа, которые впоследствии прошли через все его творчество и отразили как его собственные представления о своей личности, так и две модели жизненного поведения. С одной стороны, это Демон, отверженный миром и Богом и сам проклявший мир и Бога и потому избравший зло как орудие мести всему миру (1-я ред. поэмы «Демон», «Мой демон», оба – 1829; «Смерть» («Оборвана цепь жизни молодой…»), «Романс» («Хоть бегут по струнам моим звуки веселья…») (оба – 1830); «Мой демон», «Я не для ангелов и рая…», оба – 1831). С другой стороны, это Мцыри, человек, безвинно обреченный на страдание, но рвущийся к свободе и естественной гармонии (поэма «Исповедь», 1831; «Отрывок» («На жизнь надеяться страшась…»), «Эпитафия» («Простосердечный сын свободы…»), все – 1830; «Блистая, пробегают облака…», 1831; «Эпитафия» («Прости! Увидимся ль мы снова?..»), 1832).
В 1832 г. поэт переезжает в Санкт-Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, откуда в 1834 г. был выпущен корнетом лейб-гвардии Гусарского полка. В это время работает над ультраромантическим романом «Вадим» (не закончен), историческим фоном которого служит восстание Е. Пугачева. «Демоническая» линия продолжается и в неоконченном романе из современной жизни «Княгиня Лиговская» (1836), и в драме «Маскарад» (1835–36). К началу 1837 г. Лермонтов еще совершенно не известен публике: многочисленные стихотворения («Ангел», 1831; «Русалка», 1832; «Умирающий гладиатор», 1836; поэма «Боярин Орша», 1835–36) в печать не отданы, романы не закончены, «Маскарад» не пропущен цензурой, единственная опубликованная поэма «Хаджи Абрек» (1834) не была замечена читателями и критиками. Главным в лирике становится изображение истории жизни лирического героя: судьбы одного человека («Нередко люди и бранили…», «1831-го июня 11 дня», оба – 1830) или жизни героя и судьбы поколения («Монолог», 1829; «Он был рожден для счастья, для надежд…», 1832). Идеалы лирического героя не ясны для него самого («Я жить хочу! Хочу печали…», «Парус», оба – 1832).
С написанием стихотворения «Смерть поэта» (1837) – отклика на последнюю дуэль А. С. Пушкина, к Лермонтову приходит слава наследника поэта-предшественника: стихотворение широко распространяется в списках, получает высокую оценку литераторов пушкинского круга и рядовых читателей, заключительные строки с резкими выпадами против высшей аристократии вызывают гнев Николая I. В феврале Лермонтов был арестован и переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Ссылка продлилась до октября 1837 г.: поэт изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло его знакомство со ссыльными декабристами, в т. ч. с поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским). Публикация в 1837 г. стихотворения «Бородино» упрочила славу поэта. С апреля 1838 г. по апрель 1840 г. Лермонтов служит в лейб-гвардии Гусарском полку. В это время устанавливаются связи с пушкинским кругом писателей и А. А. Краевским (поэт систематически сотрудничает в его журнале «Отечественные записки»). Лермонтов входит в аристократический «кружок шестнадцати», члены которого фрондировали правительство.
В зрелой лирике поэт обобщает и преодолевает прежний опыт. Здесь так же изображается одиночество героя («Я не хочу, чтоб свет узнал…», 1837; «И скучно, и грустно», 1840), так же сопоставляются судьба человека и судьба поколения («Дума», 1838); любовь так же понимается как страдание («Утес», «Они любили друг друга так долго и нежно…», оба – 1841); так же не ясны положительные идеалы («Выхожу один я на дорогу…», 1841). Но Лермонтов преодолевает демонизм раннего творчества, изображая слияние человека с миром природы («Когда волнуется желтеющая нива…», 1837; «Из Гете» («Горные вершины…»), 1840) и любовь как мистическое слияние душ («На севере диком стоит одиноко…», «Сон», оба – 1841). Он показывает возможность соединения своего героя с миром людей в религии («Молитва», 1837; «Молитва», 1839) и с социальным миром людей («Родина», 1841). Гармония жизни обретается в народной культуре («Казачья колыбельная песня», 1838), в чувствах ребенка («Как часто пестрою толпою окружен…», 1840) или человека, близкого к детскому мировосприятию («Памяти А. И. О», 1839; , 1840).
Осознавая новый путь, Лермонтов пишет поэтические декларации о разрыве с прошлым («Не верь себе», 1839; «» («Любил и я в былые годы…»), 1841). О новом пути свидетельствует появление «объективной» манеры и ролевой лирики («» («Я к вам пишу случайно; право…»), «Завещание», оба – 1840). Поэт ищет гармонию в эпическом прошлом: в «Песне про царя Ивана Васильевича…» (1837) демонический герой-опричник Кирибеевич терпит моральное поражение от хранителя нравственных устоев Калашникова (тип Мцыри). Но мотивы богоборчества («Благодарность», 1840) и невозможности разделенной любви («Три пальмы», 1839; «Утес», «Тамара», «Листок», «Морская царевна», все – 1841) до конца так и не были преодолены. Поэмы «Демон» (последняя ред. 1839) и «Мцыри» (1839) подводят итог идеологических исканий Лермонтова.
В 1838–40 гг. написан роман «Герой нашего времени»: составившие его повести и рассказы первоначально печатались в «Отечественных записках» как отдельные произведения. В романе исследуется феномен современного человека – Печорина, оценка которого все время меняется при сопоставлении с разными персонажами. В «Бэле» показано превосходство своеволия «естественных» людей – горцев перед своеволием «цивилизованного» Печорина. В «Максиме Максимыче» в сравнении людей дворянского общества – раздвоенного Печорина и цельного Максима Максимыча – видно превосходство первого, поскольку оно обеспечено сознательным отношением к современности. В «Тамани» мы видим вынужденную цель авантюризма контрабандистов и бесцельность авантюризма скучающего от безделья Печорина, который теперь, таким образом, проигрывает. Но в «Княжне Мери» подлинность душевной жизни Печорина ставит его выше представителей «водяного» общества, душевная жизнь у которых фактически отсутствует. Наконец, в «Фаталисте» сравнение Печорина и Вулича служит формой объективизации субъективного опыта главного героя. Смена рассказчиков в романе знаменует разные степени раскрытия внутреннего мира героя. Сначала о герое говорит мало понимающий его Максим Максимыч («Бэла»), потом впервые увидевший его автор («Максим Максимыч»). Сам Печорин выступает сначала как автор воспоминаний («Тамань»), потом как автор поденных записок («Княжна Мери»), что отражает разные степени подробности в описании внутреннего мира героя. В «Фаталисте» Печорин впервые рассказывает не о себе, а о другом человеке. Нарушая в сюжетной последовательности событий в романе фабульную, реальную их последовательность, Лермонтов показывает, что его герой не меняется под воздействием совершаемых событий.
Появление в 1840 г. отдельного издания «Героя нашего времени» и единственного прижизненного сборника «Стихотворения М. Лермонтова» («Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича…», 26 стихотворений) стало важнейшим литературным событием, вызвало критическую полемику, статьи В. Г. Белинского. За дуэль с сыном французского посла Э. де Барантом в марте 1840 г. Лермонтов был арестован и переведен в Тенгинский пехотный полк. Он отбыл на Кавказ, где принимал участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик описано в стихотворении «Я к вам пишу случайно, право…»). С февраля по апрель 1841 г. Лермонтов жил в Санкт-Петербурге, вращался в литературных и светских кругах, думал об отставке и литературной деятельности. Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задержался в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым привела к дуэли и гибели поэта.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
6.76 мб

Михаил Юрьевич Лермонтов в истории взаимоотношений народов Кавказа и России

Литвинов Николай Дмитриевич
В статье в историческом аспекте рассматриваются проблемы взаимоотношения кавказских народов с Россией, показаны взгляды М.Ю. Лермонтова о цивилизаторской миссии России на Кавказе.
Читать PDF
165.24 кб

Конспирологический сюжет в фильме «Лермонтов» и «Дневнике кинорежиссера» Н. Бурляева: к вопросу об «

Разувалова Анна Ивановна
В статье рассмотрена трактовка режиссером Николаем Бурляевым сюжета «смерти поэта» в фильме «Лермонтов» (1986) и «Дневнике кинорежиссера».
Читать PDF
0.00 байт

М. Ю. Лермонтов в искусстве и литературе

Дёмин В. П.
В статье характеризуется жизненный путь М.Ю. Лермонтова в контексте российской культуры.
Читать PDF
0.00 байт

М. Ю. Лермонтов и А. -г. Кешев (Каламбий): к вопросу литературной преемственности

Кубова Фатима Азмедчериевна
В статье проводится сопоставительный анализ творчества М. Ю. Лермонтова и А.-Г. Кешева, позволяющий выявить целый ряд общих черт.
Читать PDF
59.93 кб

«Маскарад» и «Арбенин» М. Ю. Лермонтов. АК вопросу о функционировании сатиры и инвективы в крупной ф

Анненкова Н. А.
Читать PDF
0.00 байт

Кьеркегор и Лермонтов: образ рефлексирующего соблазнителя

Тетенков Николай Борисович, Лашов Владимир Владимирович
Читать PDF
0.00 байт

И. В. Карташова лермонтов и Мюссе

Галинская И. Л.
Карташова И.В. Лермонтов и Мюсее // Романтизм: Грани и судьбы. Тверь, 1990. Вып. 2. C. 6180.
Читать PDF
0.00 байт

Лермонтов в биографии и творческом сознании Чернышевского

Демченко А. А.
Рассматривается отношение Чернышевского к творчеству Лермонтова на протяжении всей его жизни.
Читать PDF
313.78 кб

Поиск жанра в повестях «Штосс» и «Хозяйка»: к проблеме творческого взаимодействия позднего Лермонтов

Храброва Анастасия Валерьевна
Рассматривается проблема поиска жанра в повести М.Ю. Лермонтова «Штосс» и повести Ф.М. Достоевского «Хозяйка».
Читать PDF
134.63 кб

Лермонтов и Пастернак: эстетический и философский аспекты проблемы

Антудова Татьяна Алексеевна
В статье рассматривается связь творчества М.Ю. Лермонтова и Б.Л. Пастернака с философией Шеллинга.
Читать PDF
431.81 кб

Гейне, Лермонтов и Рильке: к истории одного вольного переложения

Круглова Людмила Васильевна
Читать PDF
53.34 кб

Лермонтов и история: сб. Научн. Статей / отв. Редактор В. А. Кошелев. Великий Новгород; Тверь: Издат

Семенова Александра Леонидовна
Читать PDF
0.00 байт

Конференция «М. Ю. Лермонтов и история» (Великий Новгород, 14–16 октября 2013 г. )

Терешкина Дарья Борисовна
Читать PDF
249.38 кб

Михаил Лермонтов

Галинская И.Л.
Читать PDF
0.00 байт

Лермонтов вчера и сегодня

Николюкин Александр Николаевич
В статье сопоставляется восприятие наследия Пушкина и Лермонтова в литературной критике В.В. Розанова.

Похожие термины:

  • Лермонтов, Ник. Дмитр

    основат. библиот., изд. "Рус. мира", р. ок. 1835 в СПб., с. мор. офиц., председ. окр. суда в Польше. {Венгеров}
  • Лермонтов, Владим. Дмитр

    автор ром., напеч. в "Заре", р. 18 марта 1845 в СПб., † в авг. 1909. {Венгеров}
  • Лермонтов, Мих. Юрьев

    знамен. поэт, с. тульск. помещика, поручик, р. 3 окт. 1811 в Москве, убит на дуэли бл. Пятигорска 15 июля 1841. {Венгеров}
  • Лермонтов, Михаил Николаевич

    адмирал, род. 1792 г., † 1866 г. {Половцов}
  • ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич

    (1814-1841) – великий русский поэт, написал ряд стихотворений, принесших ему широкую известность и роман «Герой нашего времени». В 1840 г. повторно сослан на Кавказ за дуэль с сыном французского посланни
  • Лермонтов, Владимир Николаевич

    инженер-ген.-майор, р. 1797 г., † 1872 г. {Половцов}
  • Лермонтов, Юрий

    депут. Ком. Нов. Ул. 1767 г. {Половцов}
  • ЛЕРМОНТОВ Михаил Александрович

    (род. 26 янв. 1928, Скопле, Македония, Кор. СХС) — архитектор, художник, общественно-полит. деятель. Род. в семье полковника 12-го гус. Ахтырского ген. Дениса Давыдова, ныне Вел. Кнг. Ольги Александровны пол
  • ЛЕРМОНТОВ НА ПЕНЗЕНСКОЙ СЦЕНЕ

    Пьесы М. Ю. Лермонтова ставили любительские и проф. труппы с участием известных рус. актеров. «Маскарад» был в театр. репертуаре в 1897, 1901, 1910–12. В 1903 спектакль шел в постановке М. Дальского, он же испо
  • ЮБИЛЕИ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

    в Пензенском крае, проводились общественностью губ. и обл. В 1864 по случаю 50-летия со дня рождения поэта предводитель чембар. дворянства кн. Н. Енгалычев обратился к губернатору с просьбой организов
  • ЛЕРМОНТОВО

    село Белинского р-на. Расположено в 15 км к В. от г. Белинского на автомагистрали Пенз. – Тамбов, на равнине в верховьях Марарайки, правого притока р. М. Чембар, бассейн р. Вороны. Ж.-д. ст. Белинская в 38 к
  • Лермонтова, Юлия Всеволодовна

    (1846—1919) — одна из первых рус. женщин-химиков, чл. Рус. химич. об-ва с 1875. Окончила в 1874 Геттинген. ун-т. Работала в Моск. ун-те у В. В. Марковникова и в Петербурге у А. М. Бутлерова. Л. впервые (в 1878, одноврем
  • БИБЛИОТЕКА ИМЕНИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

    областная универсальная научная. Осн. 1 окт. 1892 как Обществ. б-ка им. М. Ю. Лермонтова группой Пенз. интеллигенции на пожертвования частных лиц и орг-ций, сборы от благотворит. вечеров, концертов, лекц
  • ЛЕРМОНТОВСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

    персональное энциклопедическое изд., посв. жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова и их изучению в нашей стране и за рубежом. Вышла в изд-ве «Советская энциклопедия» в 1981. Гл. ред. В. А. Мануйлов. Составлял
  • ЛЕРМОНТОВСКИЕ ПРАЗДНИКИ ПОЭЗИИ

    дни торжеств, посв. памяти М. Ю. Лермонтова, с участием деятелей лит-ры и иск-ва. 24.10.1971 в Тарханах прошел первый Л. Пенз. Пенз., к-рый стал традиционным, проводится ежегодно в первое воскресенье июля и
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕРМОНТОВСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК ТАРХАНЫ

    находится в с. Лермонтово Белинск. р-на (прежние названия Долгоруково, Никольское, Яковлевское, Тарханы). Здесь, в имении Е. А. Арсеньевой, бабушки М. Ю. Лермонтова, прошли дет. и отроч. годы поэта (1815–27
  • ЛЕРМОНТОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ФОНД ТАРХАНЫ

    обществ. благотворит. орг-ция. Создан в янв. 1996 при фин. поддержке коммерч. банка «Тарханы». Фонд объединяет усилия общественности и деловых кругов по сохранению, изучению и приумножению культурно-
  • ЛЕРМОНТОВСКОЕ ОБЩЕСТВО

    просветительское объединение любителей лермонтовского творчества. Создано в Пенз. 27.4.1907 при обществ. библиотеке имени М. Ю. Лермонтова (в распоряжении об-ва находилась также обществ. библиотека-чи
  • ПАМЯТНИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВУ

    Первый памятник в области открыт 17.5.1892. Бронз. бюст поэта (скульптор И. Я. Гинцбург) установлен на пересечении радиальных дорожек в сквере у Соборной площади Пенз., ныне сквер им. Лермонтова. Это втор
  • Лермонтовы

    Лермонтовы - русский дворянский род, шотландского происхождения. Представитель этого рода, Георг (Юрий Андреевич) Лермонт, выехал в начале XVII века в Польшу, а оттуда в 1633 г. в Москву. Из трех сыновей