ЛЕРУ

Найдено 1 определение
ЛЕРУ
Leroux), Пьер Анри (17.IV.1797 - 11.IV.1871) - франц. социалист-утопист. Род. в Париже в мелкобурж. семье. Был типографским рабочим, журналистом. В 1824 основал журнал "Le Globe", ставший в 1830 органом сенсимонистов. В конце 20-х гг. 19 в. Л. входил в сенсимонистскую организацию. В 1838 издавал "Encyclop?die nouvelle", a в 1841-48 вместе с Жорж Санд и Л. Виардо - "La revue ind?pendante". В дни Февральской революции 1848 Л. принял активное участие в установлении респ. режима в г. Буссаке и был избран в Учредит. собрание; его имя было включено участниками Июньского восстания 1848 в список членов намечаемого революц. пр-ва. В 1849 Л. входил в демократическо-социалистич. блок, был избран в Законодат. собрание. После прихода к власти Луи Наполеона (2 дек. 1851) эмигрировал в Великобританию. Вернулся во Францию в 1859.

Гл. филос. и социально-экономич. работы Л. вышли, в конце 30-х и в 40-х гг. 19 в. Центр. место в его взглядах занимает идея равенства. Равенство, утверждал Л., - цель прогресса человечества, а прогресс осуществляется в результате смены религ. учений. Теологич., феод. эпоха опиралась на христианскую идею вознаграждения на небе за испытания на земле. Просвещение разрушило эту идею, но не создало новой, т. к. в его основе лежал скептицизм. На место христианства должна прийти новая религия - т. н. религия человечества. Л. видит свою задачу в открытии этой религии, осн. идея к-рой - осуществление счастья на земле.

Л. был не согласен с Сен-Симоном, утверждавшим, что франц. бурж. революция кон. 18 в. открыла новую эру; она, отмечал Л., лишь заменила сеньоров капиталистами, т. е. создала "новый феодализм". Л. остро критиковал современную ему Францию. Он выделял из третьего сословия рабочих-пролетариев и мелких собственников, к-рых он тоже относил к пролетариям. В ряде своих высказываний Л. приближался к пониманию капитала как явления социального и к правильному определению эксплуатации как присвоения собственниками, владеющими орудиями производства, всего продукта труда пролетария с уплатой ему заработной платы, соответствующей минимуму средств потребления. Из господства капитала Л. делал вывод о неизбежности клас. борьбы, в к-рой он становится открыто на сторону рабочих. Но для победы над буржуазией, утверждал Л., необходимо моральное преобразование обоих классов, замена индивидуализма идеей ассоциации как формы осуществления принципа равенства. Только ассоциация имеет право на собственность, т. к. собственность - продукт труда всего человеческого рода. В представлениях Л. об обществе будущего наблюдается двойственность клас. позиции Л., проявившаяся в тесном сплетении мелкобурж. и пролетарских тенденций в его мировоззрении, в сочетании принципа индивидуализма и принципа равенства. Так, по Л., будущее преобразованное общество будет раздавать как бы взаймы орудия производства, а продукт труда будет принадлежать производителю.

Соч.: De l´humanit?, de son principe et de son avenir, t. 1-2, P., 1840; Le carrosse de M. Aguado, P., 1848; Malthus et les ?conomistes, ou J´aura-t-il toujours des pauvres?, v. 1-2, P., 1897; De l´?galit?, P., 1848; De la ploutocraitie, ou du gouvernement des riches, P., 1848.

Лит.: Волгин В. П., Пьер Леру - один из эпигонов сен-симонизма, в кн.: Французский ежегодник. 1962, М., 1963; Mougin H., Pierre Leroux, P., 1938; Evans D. O., Le socialisme romantique. Pierre Leroux et ses contemporains, P., 1948.

Ю. И. Хаинсон. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
45.03 мб

Доктор Каррель и «Ваятели человеческой плоти» в творчестве Гастона Леру

Чекалов Кирилл Александрович
Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины за 1912 год французский хирург Алексис Каррель (1873-1944) прославился в первые годы ХХ века как автор операций, связанных с трансплантацией человеческих органов.
Читать PDF
0.00 байт

Автоцитата и автореминисценция в романах Гастона Леру

Чекалов Кирилл Александрович
В статье рассмотрены автореференциальные элементы в творчестве известного мастера популярного романа Гастона Леру (прежде всего, на примере цикла о Рультабийле).
Читать PDF
0.00 байт

Влияние романа Гастона Леру «Призрак Оперы» на искусство в ХХ-XXI веках

Луговцова Марина Юрьевна
Рассматриваются вопросы рецепции художественного текста в интертексте культуры. Проведен анализ романа Гастона Леру «Призрак Оперы» с двух позиций.
Читать PDF
0.00 байт

СПЕЦИФИКА ПРЕЛОМЛЕНИЯ ГОТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В РОМАНЕ Г. ЛЕРУ "ПРИЗРАК ОПЕРЫ"

Осьмухина О.Ю., Танасейчук А.Б.
В статье анализируется своеобразие преломления европейской готической традиции в романе Г. Леру.