Лесевич, Владимир Викторович - философ ново-позитивистического направления (1837 - 1905). Учился в санкт-петербургском инженерном училище и академии генерального штаба. В 1879 - 1888 годах жил в ссылке, сначала в Сибири, потом в Казани, Полтаве и Твери. Первые работы Лесевича (""Очерк развития идеи прогресса"", в ""Современном Обществе"" 1868, 4 и 6; ""Философия истории на научной почве"", в ""Отечественных Записках"", 1869, 1; ""Позитивизм после Конта"", там же, 4; ""Общие гносеологические вопросы и их решение"", там же, 1870, 7; ""Новейшая литература позитивизма"", там же, 1871, 5; ""Характеристические черты развития философии и науки в средние века"", в ""Знании"" 1873, 10 и 12; ""Первые провозвестники позитивизма"", в ""Отечественных Записках"", 1873, 12; ""Классики XIV и XV столетий"", там же, 1874, 12; ""Как иногда пишутся диссертации"", там же, 1875, 1) стоят на почве контовского позитивизма, в понимании Литтре и Вырубова . ""Опыт критического исследования основоначал позитивной философии"" (СПб., 1877) обнаруживает в Лесевиче стремление развить дальше контовские основоначала. Последователи Конта, по мнению Лесевича, остановили развитие позитивной системы. Высшую стадию позитивизма Лесевич видит в научно-критической философии или критическом реализме, представителями которого являются германские новокантианцы (Авенариус, К. Геринг, Риль и др.). Преобразованный в духе критицизма и достигший полной зрелости позитивизм, переходя в критический реализм, становится такой научной философией, которая вполне соответствует современному развитию науки и обладает всеми средствами для полного осуществления и ясного формулирования своих гуманистических стремлений. Черты этой научной философии Лесевич ближе обрисовывает в ""Письмах о научной философии"" (СПб., 1878) и в этюде: ""Что такое научная философия?"" (СПб., 1891). Ей предстоит раскрыть необходимость переменить во всех сферах жизни, возбудить вкус к изучению вопросов, разрешение которых может способствовать человеческому благу, и повлиять на устранение, в области общественных отношений, преобладания традиции и рутины. Другие его статьи философского содержания вошли в состав книги: ""Этюды и очерки"" (СПб., 1886), где помещены также статьи историко-литературные. - С 1915 г. в Москве издается ""Собрание сочинений Лесевича"".
Лесевич Владимир Викторович
— русский философ новопозитивистического направления; род. в 1837 г. в селе Денисовке Лубенского уезда Полтавской губернии. Учился в киевской гимназии, затем в спб. инженерном училище. Прослужив около трех лет на Кавказе, где ему приходилось участвовать в сражениях против горцев, Л. прошел курс aкд. генерального штаба, но вскоре оставил службу. Основанная им на родине школа для крестьян вовлекла его в продолжительную борьбу с училищной администрацией. В 1879—88 г. обстоятельства заставили Л. прожить вне Петербурга (Енисейск, Красноярск, Казань, Полтава и Тверь). В настоящее время он участвует в "Русском Богатстве". Первые работы Л. ("Очерк развития идеи прогресса", в "Совр. Об." 1868, 4 и 5; "Философия истории на научной почве", в "От. Зап." 1869, 1; "Позитивизм после Канта", там же, 4; "Общие геологические вопросы и их решение", там же, 1870, 7; "Новейшая литература позитивизма", там же, 1870, 12; "Эмиль девятнадцатого столетия", там же, 1871, 5; "Характеристические черты развития философии и науки в средние века", в "Знании" 1873, 10 и 12; "Первые провозвестники позитивизма", в "От. Зап." 1873, 12; "Классики XIV и ХV столетий", там же, 1874, 12; "Как иногда пишутся диссертации", там же, 1875, 1) стоят на почве контовского позитивизма фракции Литтре и Вырубова, и только "Опыт критического исследования основоначал позитивной философии" (СПб., 1877) обнаруживает в Л. стремление развить дальше контовские основоначала. Последователи Конта, по мнению Л., остановили развитие позитивной системы. Высшую стадию позитивизма Л. видит в научно-критической философии, или критическом реализме, представителями которого является целая плеяда германских новокантианцев (Авенариус, К. Геринг, Риль и др.). Преобразованный в духе критицизма и достигший полной зрелости позитивизм, переходя в критический реализм, становится такой научной философией, которая вполне соответствует современному развитию науки и обладает всеми средствами для полного осуществления и ясного формулирования своих гуманистических стремлений. Черты этой научной философии ближе обрисовываются Л. в "Письмах о научной философии" (СПб., 1878) и в этюде: "Что такое научная философия?" (СПб., 1891). Ей предстоит раскрыть необходимость перемен во всех сферах жизни, возбудить вкус к изучению вопросов, способствующих человеческому благу, но заслоняемых теперь пустым многознанием, и повлиять на устранение в области общественных отношений преобладания традиции и рутины. Л. написал несколько статей по буддизму: "Буддийский нравственный тип" ("Сев. Вестн." 1886, 5); "Новейшие движения в буддизме" ("Рус. Мысль" 1887, 8); "Религиозная свобода по эдиктам царя Асоки Великого" ("Вопросы Филос." 1889, кн. 1). Другие его статьи философского содержания вошли в состав книги: "Этюды и очерки" (СПб., 1886), где помещены также статьи историко-литературные. Труды Л., выходившие отдельными изданиями, вызывали оживленную полемику. Особенно ожесточенный тон приняла она по поводу "Опыта", на который напали Е. В. де-Роберти (де-ла-Серда) и П. Ткачев (П. Никитин). Иначе отнеслись к нему К. Кавелин и А. А. Козлов. Сам Л. не оставался в долгу перед своими противниками и резко, не без остроумия и легкости, нападал на враждебные направления. Подробную библиографию трудов Л. до 1891 г. см. в "Материалах для истории философии в России" ("Бояр. Философия", 1891, кн. 8).
Я. Колубовский.
{Брокгауз}
Лесевич, Владимир Викторович (дополнение к статье)
— русский философ новопозитивистического направления; умер в 1905 г.
{Брокгауз}