— анатом и педагог. Был приват-доцентом анатомии в с.-петербургском университете. После 1895 г. напечатал: "Основы теоретической анатомии" (ч. I, 2 изд., 1905); "Анатомия человека" (вып. I и II, 1895—1896; нем. перев., Лейпциг, 1892) и ряд работ в "Изв. Спб. Биолог. Лабор.", "Мем. Спб. Акад. Наук", "Anatom. Anz.", 1901 и др. По вопросам воспитания и физич. образования: "Семейное воспитание ребенка" (ч. I, II, 5 изд. 1906 г.; франц. перевод, Париж, 1894); "Первые годы жизни ребенка" ("Изв. Спб. Биологической Лаборатории", т. III, вып. 3 и 4; т. V, вып. 1 и 2; т. VII, вып. 1); "Период возмужалости" ("Изв. Спб. Биологич. Лаборатории", т. II, вып. 2 и 3); "Материал для изучения школьного возраста"; "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста" (СПб., 1901—1904).
{Брокгауз}
Лесгафт, Петр Францевич
(8 сент. 1837 — 28 ноября 1909) — рус. педагог, анатом и врач. По окончании (1861) Медико-хирургич. академии в Петербурге был оставлен при ней и работал у В. Л. Грубера. В 1868 — экстраординарный проф., зав. кафедрой физиологич. анатомии Казан. ун-та. В 1871 был уволен из ун-та за выступление против установления правительственного надзора над ун-том. В 1872—74 руководил занятиями по анатомии первых рус. женщин-врачей при лаборатории Грубера. В 1874—86 работал по организации физич. воспитания в военно-учебных заведениях; в 1877 организовал учебно-гимнастич. курсы для офицеров. В 1886— 1897 читал лекции по анатомии в Петербург. ун-те, на Рождественских курсах для женщин. В 1893 организовал Биологич. лабораторию, преобразованную в 1918 в научный ин-т его имени. Созданные Л. Курсы воспитательниц и руководительниц физич. воспитания были прообразом высших учебных заведений физич. воспитания, созданных впоследствии в СССР и во многих др. странах. Л. активно боролся за развитие народного образования в России: в 1905 организовал Вольную высшую школу (закрыта в 1907), при к-рой открыл вечерние курсы для рабочих, многое сделал для подъема женского образования. Широкую известность получили его работы в области теоретич. анатомии и анатомии применительно к задачам физич. воспитания. Развивая физиологич. направление в анатомии, начало к-рому было положено в трудах Н. И. Пирогова, Л. разработал учение о суставах и о типах строения мышц в связи с их функцией, изучил причины, влияющие на форму костей и др. Исследования Л. в области анатомии тесно связаны с его деятельностью в области физич. воспитания. Исходя из осн. положения созданной им функциональной анатомии — о единстве формы и функции, Л. считал возможным воздействовать функцией, "направленным упражнением", на развитие органов человеческого тела и всего организма. Руководствуясь этим, Л. создал теорию физич. воспитания. В основе ее лежит принцип единства физич. и умственного развития. Л. рассматривал систему направленных упражнений как средство не только физич. развития, но и умственного, нравственного и эстетич. воспитания. Много занимался вопросами воспитания детей дошкольного возраста; на большом фактич. материале установил закономерности физич. развития ребенка, а также формирования его темперамента и характера. Именем Л. назван Ин-т физич. культуры в Ленинграде.
Соч.: Основы теоретической анатомии, ч. 1—2, 2 изд., СПб, 1905—22; Семейное воспитание ребенка и его значение, ч. 1—3, Собрание педагогических сочинений, т. 3, М., 1956; Руководство по физическому образованию детей школьного возраста, ч. 1—2, там же, т. 1—2. М., 1951 — 52; Об отношении анатомии к физическому воспитанию, там же, т. 4, М., 1953.
Лит.: Памяти Петра Францевича Лесгафта, СПб, 1912 (имеется библиография трудов Л.); Памяти П. Ф. Лесгафта. К 30-летию Научного ин-та им. П. Ф. Лесгафта [Сб. статей], М., 1924 (имеется библиография трудов Л.); Памяти П. Ф. Лесгафта, Сборник статей, под ред. акад. Е. Н. Медынского, М., 1947.