Леший

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛЕСХИ
   • Lesches,
         см. Epos, Эпос, 4.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ЛЕСХА
в древнегреческой архитектуре здание для собраний, собеседований, «клуб»,

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Леший
В Ис. 34:14 так переведено ев рейское слово лилит (букв. ночная) обозначающее, по раввинскому объяснению, призраки, которые посягали на жизнь детей.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

леший
Ис 34.14)-в большинстве переводов здесь стоит: «чудовище», но еврейские слово «лилит» может означать, как полагают, и «призрак». (См. также косматые)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ЛЕШИЙ
лесовик, лешак, лесной дядя, писун — в верованиях восточных славян дух леса, враждебный людям. Христианские церковники распространили на Л. понимание «нечистой силы», христианский черт, в свою очередь приобрел многие атрибуты Л.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ЛЕШИЙ
волосистый, косматый, козел, демон; Ис 34:14, 13:21). “И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками и лешие будут перекликаться один с другим,” говорит в одном месте своей книги пр. Исаия. “И косматые будут скакать там,” говорит тот же пророк в другом месте о запустении Вавилона (13:21). В сущности под сим словом разумеется волосистое, косматое животное, быть может, козел, но вероятнее, павиан (обезьяна).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Лесха
возможно, от греч. legein - говорить, вести беседу).
   1. Место собрания старейшин в Спарте, на котором решалась судьба новорожденного ребенка: в случае, если его признавали физически слабым или неполноценным, то предавали смерти.
   2. В Беотии - дома для совместных трапез, а также приюты.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ЛЕШИ
Лэши (Lleshi), Хаджи (p. I.V.1913) - гос. и политич. деятель Нар. Республики Албании, ген.-майор. В 1943 вступил в Коммунистич. партию Албании (с 1948 - Алб. партия труда (АПТ)). В 1943 стал членом Ген. штаба Нац.-освободит. армии. Был членом Антифаш. нац.-освободит. совета Албании (АНОСА) и Антифаш. нац.-освободит. комитета (с 20 окт. 1944 - Врем. демократич. пр-во). В 1944-46 - министр внутр. дел Врем. демократич. пр-ва, в 1946-50 - министр без портфеля и одновременно (1948-49) и. о. пред. Комиссии госконтроля. С 1948 - кандидат в чл. ЦК АПТ, с 1956 - член ЦК АПТ, с 1950 - член, а с авг. 1953 - пред. Президиума Нар. собрания НРА.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Леший
К группе божков типа вил и русалок принадлежит, помимо множества других существ, популярный у восточных славян Леший (Лешак, Лесовик, Лесник, Лисун, Полисун).
Леший представляется в образе сильного, крепкого и здорового «мужика», одетого в бараний тулуп, с глазами без бровей и ресниц, с зелеными волосами и такими же усами, с волосатым телом и длинными ногтями.
Он живет в корнях и в стволах деревьев, а также на полях и, в зависимости от этого, в лесах имеет рост, равный высоким дубам и соснам, а на полях может быть малого роста, как трава.
Леший может принимать образ различных лесных зверей, из которых он особенно любит медведя.
Некоторые сопоставляют Лешего с древнегреческим Паном и видят в нем персонификацию лесной природы, в особенности – олицетворение явлений жизни леса в его движениях, вызываемых ветром, ввиду чего Леший имеет характерные особенности, общие с существами ветра.

Источник: Славянская энциклопедия.

ЛЕСХА
   • ?????,
         (может быть, от ??????, беседа). Л. в Спарте были местом собраний членов отдельных общин частью для беседы, частью для исполнения некоторых обязанностей, так, напр., старейшины Л. должны были решать, следовало ли воспитывать или же бросить новорожденное дитя (Plut. Lyc. 25. 16). Это учреждение было необходимо потому, что в Спарте юноши до 30 лет не посещали агоры или площади, которая, напр., в Афинах, была главным местом сношений. Беседа в Л. имела частью характер серьезный (напр., обсуждение действий отдельных лиц, одобрение хороших и порицание худых), частью шутливый и веселый. В Беотии Л. назывались дома для общественных обедов. Л. в Дельфах была украшена картинами Полигнота (см. Pictores, Живопись);
       2.. Л. в значении простой гостиницы, где даже нищие могли найти себе ночлег, упоминается уже у Гомера (Ноm. Od. 18, 329); ср. Mes. opp. et dd. 491. 499.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Леший

Леший - лесной дух, хозяйничающий, по народному представлению, в лесах. Другие названия его: лесовик, лесник, лешак, лесной дядя, лисун (полисун), дикий мужичок, лес. Нашим лешим соответствуют греческие сатиры, римские фавны, сильваны, немецкие лесные люди (Waldleute), шведские скоугманы и другие. Леший может стать выше самых высоких деревьев и ниже травы. Чаще всего он является в виде рослого мужика, в бараньем полушубке, неподпоясанном и с левой полою, запахнутою на правую; глаза у него без бровей и ресниц, иногда на голове и бороде зеленые волосы; голос оглушительно громкий, глаза страшно блестят; иногда вместо глаз звезды. Иногда Леший показывается голым и напоминает черта: у него рога на голове, ноги козлиные, борода клином, на руках длинные когти, вся нижняя половина тела мохнатая. Нередко Леший оборачивается собакой (Калужская губерния) и волком. Когда Леший идет по лесу дозором, то при его приближении шумит лес, и трещат деревья. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет. Лешие живут в лесных трущобах, некоторые одиноко, другие - семьями, строят в лесах просторные дома, где хозяйничают их жены и растут их дети. В больших лесах живут по два и по три Леших, которые иногда ссорятся между собою при дележе лесных дач (Архангельская губерния). Ссоры доходят до драки; Лешие бьют друг друга столетними деревьями, которые они вырывают с корнем, и стопудовыми камнями, отбитыми от скал. Леший - властитель над лесными зверями. Всего более он любит медведя, и всегда потчует непременно и медведя. Когда Леший, опьяненный, ляжет спать, медведь оберегает его от нападения водяных. По поверью малороссов, полисун или лесовик гонит плетью голодных волков туда, где они могут найти прокорм. Постоянно разгуливая по лесу, Леший любит качаться на древесных ветвях, как в люльке, или на качелях, почему в некоторых губерниях ему дают название зыбочник (от ""зыбка""). Отношение Лешего к людям - большею частью враждебное. Он старается заплутать путника в лесу, переставляя с умыслом с одного места на другое дорожные знаки или сам перекидываясь деревом, которое служит приметою; иногда он принимает вид знакомого человека и, ведя разговор, незаметно отводит путника от дороги; иногда он плачет как ребенок или стонет как умирающий в чаще леса, чтобы заманить туда сострадательного мужика и защекотать его насмерть. Шутки Лешего сопровождаются громким смехом. Кого Леший обойдет в лесу, у того единственное средство найти дорогу - снять с ног лапти и переворотить в них стельки, то есть, вынув из лаптей солому, положить ее так, чтобы подстилка пришлась наоборот. По поверью Олонецкой губернии, каждый пастух должен подарить Лешему на лето корову, не то он озлобится и перепортит все стадо. Охотники также должны приносить жертву Лешему: на поклон ему они приносят в лес краюшку хлеба или блин и кладут это приношенье на какой-нибудь пень. В заговорах на успех в звериной ловле встречаются обращения к Лешему. Стараясь вредить человеку, Лешие падки до женщин. Чтобы освободить похищенных им девиц, необходимо служить молебны, но и это средство действительно лишь в том случае, если они во время пребывания своего между Лешими ни разу не отведают их пищи. Только тогда выдают Лешие своих пленниц и выносят их на то место, откуда их похитили. Иногда Лешие уводят и детей, при чем последние дичают, перестают понимать человеческую речь и носить одежду. Рождаются Лешие от брака черта с земною ведьмою, иногда от людей, совершивших тяжкое преступление или погибших без креста на шее и т. п. Нередко в представлениях народа Леший носит двойственный характер: он является то сильным, страшным духом, то простым народным чертом, глуповатым, которого умный мужик легко может обмануть.

Источник: Биографический словарь. 2008