ЛЕССИНГ
ЛЕССИНГ
Готхольд Эфраим (1729–781) — вели-кий немецкий мыслитель, литературный критик и драматург, выступил против феодальной идеологии и возглавил реформу немецкого театра во второй половине ХУIII в. В статье «Гамбургская драматургия» он призвал к изображению национального характера и нравов немецкого народа, объявив высшей формой красо-ты — красоту живого человека, а главным принципом ее воспроизведения — верность действительности и природе. В сочинении «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» Лессинг выступил против описательности и созерцательности искусства, противопоставив им действие, активное волевое начало. Новаторство Лессинга в области драматургии было связано с созданием жанра социальной драмы («Мисс Сара Симпсон») и первой немецкой бытовой комедии («Минна фон Барнхейм, или Солдатское счастье»). В трагедии «Эмилия Галотти» впервые появляется мотив трагической вины героини. Свой творческий путь Лессинг завершает созданием философской трагедии классического типа («Натан Мудрый»), предваряющей веймарский классицизм Гете и Шиллера.
Лессинг
Готтхольд Эфраим (Lessing) (1729 — 1781), писатель и теоретик искусства, один из идеологов нем. Просвещения. Содержание его критич. и философских сочинений было в значительной степени обусловлено стремлением обнаружить в античности истоки лит. явлений и эстетич. проблем. Его выводы основывались на комплексном применении методики как филологич., так и историч. исследований. Прекрасно владея аппаратом этих научных дисциплин, Л. часто применял его в полемике с влиятельными учеными своего времени (в частности, с И. И. Винкельманом). Желание сочетать писательский труд с научной деятельностью нашло выражение в том, что в 1770 — 1781 Л. занимал должность библиотекаря в Вольфенбюттеле. Мн. из его трудов («Лаокоон», 1766; разделы «Гамбургской драматургии», в которых анализируется аристотелевское определение трагедии, 1768; «Письма антикварного содержания», 1768, а также фрагменты его книги о Софокле) заняли достойное место в истории научной мысли. В них были заложены основы историко-критич. метода анализа античных памятников, который затем применил Ф. А. Вольф.
Источник: Словарь античности. 1989
ЛЕССИНГ
Lessing) Готхольд Эфраим (1729, Каменц – 1781, Брауншвейг), немецкий писатель. Сын пастора, учился в ун-тах Лейпцига и Берлина. Журналист и театральный критик, он уже в ранних комедиях и теоретических сочинениях выступает как просветитель. Круг друзей Лессинга в Берлине – философ-просветитель М. Мендельсон, издатель Ф. Николаи и др., в издаваемых ими журналах Лессинг развивает идеи нац. немецкой литературы. В полемике со знаменитым историком искусства И. И. Винкельманом Лессинг написал трактат «Лаокоон, или О границах поэзии и живописи» (1766) – один из самых значительных памятников эстетики эпохи Просвещения. Покинув Пруссию, «самую рабскую страну в Европе», в 1767 г. переезжает в Гамбург, где делает попытку создать нац. немецкий театр, который продержался только год. В сочинении «Гамбургская драматургия» (т. 1–2, 1767–69) Лессинг сформулировал основные принципы новой, неклассицистической драмы, образцами которой стали его собственные произведения – «Минна фон Барнхельм» (1767, первая классическая немецкая комедия, сохранила значение и для современного театра), «Эмилия Галотти» (1772, трагедия, с неизвестной дотоле резкостью изображавшая бесправие бюргерского сословия перед лицом феодальной власти). Лессингу как драматургу более всего удаются характеры. После запрета на публикации о религиозных вопросах Лессинг выразил свои взгляды на веротерпимость и гуманность в драматической поэме «Натан Мудрый» (1779), а годом позже опубликовал философский трактат «Воспитание человеческого рода» анонимно, иначе автору грозила опасность преследования при брауншвейгском дворе, где ему пришлось служить библиотекарем. Лессинг знаменит и как автор басен, обогативший немецкий язык многими словами и образными выражениями. «Его значение для нации заключается в том, что он ей противоречил, – написал о нем Гуго фон Гофмансталь, – среди деланных характеров он был характером истинным».
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
Лессинг
, Карл Фридрих (Lessing, Karl Friedrich) 1808, Бреслау (Вроцлав) — 1880, Карлсруэ. Немецкий живописец. Мастер дюссельдорфской школы. Изучал архитектуру в берлинской Академии художеств, но затем обратился к живописи. После знакомства с Ф. В. фон Шадовым, в 1826 уезжает в Дюссельдорф. В 1829—1836 исполнил фреску Битва под Икониумом в замке Хельтхоф, положившую начало его работе в исторической живописи, заниматься которой ему советовал и Шадов. С 1833 работал в мастерском классе Академии художеств Дюссельдорфа. Выезжает в окрестности Дюссельдорфа, откуда привозит много этюдов, и на их основе создает пейзажи (В Бодетале, 1876, Дюрен, Музей Л. Хеша; Монастырский двор в снегу, 1830, Кельн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг; Горный пейзаж в Германии, 1847, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Вместе с И. В. Ширмером Лессинг открывает красоту пейзажа Эйфеля и пишет там ряд полотен (Замок на скале, 1828; Два охотника, 1841, оба — Дюссельдорф, Художественный музей; Эйфель в непогоду, 1875, Берлин, Гос. музеи). В 1840—1860-е Лессинг создает произведения на сюжеты из истории Реформации, посвященные деятельности Я. Гуса и М. Лютера. Таковы его картины Гус перед казнью (1850, Бремен, Нац. галерея), Гуситы перед собором в Констанце (1842, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), Проповедь гуситов (1836, Дюссельдорф, Художественный музей), Лейпцигский диспут Лютера (1866—1867, Карлсруэ, Кунстхалле). Полотно Пленение папы Пасхалия II (1840, Вупперталь, Музей Хейдта) было посвящено борьбе императора Священной Римской империи, короля Генриха V, с церковью. Оно положило начало серии работ из истории эпохи Реформации. Художник изобразил сцену пленения папы, который был вынужден ликвидировать привилегии служителей культа. Талант Лессинга как мастера исторического пейзажа раскрылся и в полотне Осада (1848, Дюссельдорф, Художественный музей), посвященном эпизоду из истории Тринадцатилетней войны.
Лит.: Hutt W. Dusseldorfer Malerschule. 1819—1869. Leipzig, 1984; Peters H. Meisterwerke der Dusseldorfer Galerie. Dusseldorf, 1955.
Е. Федотова
Лит.: Hutt W. Dusseldorfer Malerschule. 1819—1869. Leipzig, 1984; Peters H. Meisterwerke der Dusseldorfer Galerie. Dusseldorf, 1955.
Е. Федотова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006
ЛЕССИНГ
1. (Lessing), Готхольд Эфраим (22.I.1729 - 15.II.1781) - нем. философ-просветитель, теоретик искусства, драматург. Род. в семье лютеранского пастора. В 1746-48 учился в Лейпциге, в 1770-81 - библиотекарь в г. Вольфенбюттель (Брауншвейг). Л. боролся против теологии, отстаивая свободу науч. исследования. Историю человеческого общества Л. понимал как медленное поступательное развитие человеческого сознания, как процесс преодоления неразумия и освобождения от всяческих догм, особенно религиозных ("Воспитание рода человеческого", 1780, "Эрнст и Фальк", 1778-80). Быстро освободившись от иллюзий в отношении "короля-философа" Фридриха II, Л. назвал Пруссию "самой рабской страной Европы" (письмо Николаи 25 авг. 1769). Центр. место в творч. наследии Л. занимают его работы по эстетике ("Письма, касающиеся новейшей литературы", 1759; "Лаокоон", 1766; "Гамбургская драматургия", 1767-69). Пафос этих работ - в сближении искусства с жизнью, в обосновании принципов просветительского реализма. В драмах Л. поставлены актуальные вопросы, отражены события современности, напр. Семилетняя война ("Минна фон Барнхельм", 1767). Мировую славу принесли Л. две последние драмы: "Эмилия Галотти" (1772) с ее смелым обличением феод. тирании и "Натан Мудрый" (1779) - духовное завещание Л. - осуждение религ. и нац. нетерпимости, призыв к равенству и братству народов. В России имя Л. стало широко известно во 2-й пол. 19 в. Для Н. Г. Чернышевского Л. был примером литератора-борца. Соч.: S?mtliche Schriften, 3 Aufl., Bd 1-23, Stuttg., 1886-1924; Gesammelte Werke, Bd 1-10, В., 1954-58; в рус. пер. - Соч., т. 1-10, СПБ, 1904; Избр. произв., М., 1953. Лит.: Чернышевский Н. Г., Лессинг, его время, его жизнь и деятельность, в его кн.: Полн. собр. соч., т. 4, М., 1948; Меринг Ф., Легенда о Лессинге, в его кн.: Лит.-критич. статьи, т. 1, М.-Л., 1934; Гриб В. Р., Жизнь и творчество Лессинга, в его кн.: Избр. работы, М., 1956; Фридлендер Г., Лессинг. Очерк творчества, М., 1957; Seidel S., G. E. Lessing, 1729-1781, В., 1963. С. В. Тураев. Москва. 2. (Lessing), Теодор (8.II.1872 - 30.VIII.1933) - нем. философ и писатель. В 1908-26 - проф. Высшей технич. школы в Ганновере. Убит фашистами. Концепция философии истории в кн. Л. "История как осмысление бессмысленного" носит субъективистский характер; всякое толкование истории, по Л., суть мифотворчество; ист. исследованием нельзя достигнуть общезначимой научной истины. Л. критиковал совр. капиталистич. строй, считая, что прогресс техники ведет к вырождению зап. цивилизации; выход Л. видел в слиянии европ. культуры с азиатской, к-рую он считал более близкой природе. Соч.: Untergang der Erde am Geist. (Europa und Asien), Hannover, 1924; Geschichte als Sinngebung des Sinnlosen. Oder die Geburt der Geschichte aus dem Mythos, Hamb., (1962).