17.12.1866— 9[22].12.1937), прот., активный участник правомонархического движения, первый законоучитель гимназии Русского Собрания (РС). Сын псаломщика Троицкого собора г. Котельнич Вятской губ. Закончил Нолинское ДУ (1880), Вятскую ДС (1886), С.-Петербургскую ДА (1890). Кандидат богословия, диссертация на тему «История праздника Пасхи (преимущественно со стороны Литургической)». В 1890–1891 преподаватель арифметики в Вятском епархиальном женском училище, в 1891–1893 преподаватель догматического богословия в Вятской ДС. В 1893 переехал в Петербург, до 1895 занимал должность эконома в С.-Петербургской ДА. В 1895–1902 законоучитель и священник церкви Училища лекарских помощниц и фельдшериц, в 1901 организовал при церкви и барачном лазарете Братство Святого Креста. С 4 окт. 1902 священник церкви Великомученика и Победоносца Георгия при Генеральном и Главном Штабе.
Активно занимался проповеднической и миссионерской деятельностью, с 1906 издавал по благословению о. Иоанна Кронштадтского народно-просветительские Листки для народа и войск под названием «Правда и знание». С 1909 член Общества в память о. Иоанна Кронштадтского, в котором с 1911 был товарищем председателя и пожизненным членом, с 1912 был почетным членом Братства Св. Иоасафа Белгородского. О. Павел был весьма известным священником в Петербурге, член епархиального миссионерского совета (с 1910), член Училищного совета при Св. Синоде (с 1910), член учебного комитета при Св. Синоде (с 1913). В 1906–1911 издатель и редактор еженедельного журнала «Доброе слово», сотрудничал в «Новом времени», «Церковных ведомостях», «Церковном вестнике», «Русском паломнике», «Душеполезном чтении», «Колоколе», «Вестнике Русского Собрания» и др. органах печати. С 1903 член РС, активно участвовал в деятельности организации, был назначен первым законоучителем гимназии РС, в 1907–1910 и с 1913 преподавал Закон Божий в гимназии. Зимой 1910 вел специальные религиозно-нравственные чтения в РС.
Был участником 4-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве 26 апр. — 1 мая 1907, (Всероссийский съезд Объединенного Русского Народа), выступал на 1-м Всероссийском съезде представителей правой русской печати, который проходил 29 апр. 1907 в рамках 4-го Съезда. По окончании Съезда под псевдонимом «Г.П.» выпустил брошюру «Под впечатлением Московского съезда «Объединенного Русского Народа»», в которой проводил мысль о том, что Черная Сотня является наследницей идей славянофилов: «Известно, что наши знаменитые славянофилы— братья Киреевские, Хомяков, Аксаков, Достоевский — как бы в каком-то молитвенном экстазе нередко предсказывали, что близко время, когда наша Святая Русь скажет миру свое великое слово, и мир пойдет за ней или погибнет. Мы чувствуем, мы верим, мы видим, что этот момент близок к нам, вот он уже наступает. И Русь Святая, наша, родная скажет свое слово, скажет устами Объединенного Русского Народа. Скажет, должна сказать, — теперь или никогда!» Анализируя современную ситуацию, приходил к выводу, что «только истинное и святое народничество выведет Россию из нынешнего тяжкого ее положения». Однако, подчеркивал, что главная проблема не в крестьянском малоземелье: «Вот уж сколько лет мы слышим у себя в России один и тот же припев: «мало земли!»... Мало земли?! Это в стране, что занимает одну шестую часть всей мировой суши? Помилуйте! Не земли у нас мало, а неба мало, вот чего у нас мало! Это верно. Мало у нас стало правды небесной, оскудела Русь святая воздухом вечной любви, забыла наша бедная родина о просторе духа... Вопрос о малоземельи у нас решится только тогда, когда предварительно будут возвращены права неба на землю». Принимал участие в славянском движении, с 1915 состоял членом Петроградского Славянского благотворительного общества. Левашев П. Н. За свои труды награжден орденами Св. Анны 2-й ст. и Св. Владимира 4-й ст., а также и др. наградами. Имеющиеся сведения о его жизни после революции отрывочны.
Известно, что он жил в Москве в Кисельном переулке, служил в одном из центральных московских храмов. В 1930 у него был произведен обыск. 10 дек. 1937 был арестован по стандартному обвинению в «руководстве контрреволюционной группой церковников». 20 декабря 1937 тройкой НКВД приговорен к расстрелу. Принял мученическую кончину на Бутовском полигоне, где и захоронен. В ходе допросов признал выдвинутые против него обвинения, что стало формальным препятствием к официальной канонизации о.Павла в сонме Новомучеников Российских.
Соч.: Вера во Христа Иисуса, как сила побеждающая мир. СПб., 1895; Краткое историко-географическое описание местности, занимаемой ныне Санкт-Петербургом. СПб., 1903; Семья и школа по А. С. Хомякову. Речь. СПб., 1904; Под впечатлением московского Съезда Объединенного Русского Народа. СПб., 1907; Прот. Иоанн Ильич Сергеев (Кронштадтский) как пастырь по завету Христа. СПб., 1908; Благодатная сила молитвы о. Иоанна и вселенское значение его молитвенного подвига. (Читано в РС 2 февр. 1909). СПб., 1909; Замечательный случай Божьего милосердия по молитвам о. Иоанна Кронштадтского в наши лукавые дни. (Исцеление Павла Афанасьевича Ильинова, 16-летнего мальчика при гробнице о. И. И. Сергеева). М., 1910; Памяти доброго русского пастыря, прот. Иоанна Ильича Сергеева. СПб., 1911; Зачем так много у нас обрядов. По мыслям лучших русских людей. СПб., 1915; М., 1997.
Лит.: Памятная книжка XLVII курса СПбДА. Сост. свящ. П. Н. Левашев. СПб., 1896; XLVII курс Петроградской Духовной Академии. Биографический словарь. Пг., 1916. А. Степанов