ЛЕВИ-БРЮЛЬ
ЛЕВИ-БРЮЛЬ
L?vy-Br?hl), Люсьен (10.IV.1857 - 13.III.1939) - франц. философ и психолог-позитивист, близкий к "социологической" школе Дюркгейма. Руководитель Ин-та этнологии Сорбонны и ее профессор (с 1905). Работы Л.-Б. оказали значит. влияние на совр. бурж. социологию. Наиболее известен своей теорией первобытного "дологического" мышления. Выступая против концепции Э. Тайлора и др. эволюционистов, согласно к-рой первобытный человек ("философствующий дикарь") мыслил так же логически, как и совр. человек, Л.-Б. исходил из того положения, что в "низших обществах" преобладают "коллективные представления" (понятие, разработанное школой Дюркгейма), принципиально отличные от "индивидуальных представлений": если последние основаны на практич. опыте и развиваются вместе с ростом человеч. знания, то "коллективные представления" совершенно не зависят от опыта и нечувствительны к логич. противоречиям. "Дологическое мышление", связанное с "коллективными представлениями", управляется, по Л.-В., не логич. законами тождества, противоречия и пр., а "законом сопричастия" (партиципации, loi de participation). Это значит, что предмет может быть одновременно и самим собой, и чем-то другим ("сопричаствовать" в чем-то другом), быть здесь и одновременно в другом месте и т. д. Поэтому Л.-Б. называл "первобытное" мышление также "мистическим". Сильно окрашенное эмоциональными примесями, оно, по Л.-Б., проявляется в религ. верованиях, в мифологии, в языке и в ряде общественных обычаев и институтов. Хотя Л.-Б. полагал, что различным обществ. структурам свойственны и разные типы мышления, однако он не считал, что "дологическое" мышление присуще только отсталым народам ("низшим обществам") или что оно является для них господствующим: в сфере личного опыта "первобытный человек" действует и мыслит так же, как и мы; а с другой стороны, и в нашей жизни есть такие явления (напр., религия, мораль), где сказывается действие коллективных представлений и свойственный им принцип партиципации, неприменимость логич. законов. Л.-Б. даже полагал, что потребность в "мистическом" общении с миром, а потому и "дологическое мышление" так же присущи человеку и необходимы для него, как и науч. познание мира. В этом увековечивании религии - ошибочная сторона взглядов Л.-Б., к-рые, однако, представляют в целом интерес, как попытка исследовать ист. изменения в психологии мышления. Соч.: Les fonctions mentales dans les soci?t?s inf?rieures, 6 ed., P., 1922; в рус. пер. - Первобытное мышление, М., 1930; Сверхъестественное в первобытном мышлении, М., 1937. С. А. Токарев. Москва.