Левицкий
сост. руковод. для минного офицерск. класса (СПб., 1839).
{Венгеров}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
ЛЕВИЦКИЙ
1. Орест Иванович (13.XII.1848 - 9.V.1922) - укр. историк, писатель. Акад. АН УССР (с 1919). Закончил Киевский ун-т (1874). С 1874 по 1921 - секретарь "Временной комиссии для разбора древних актов" в Киеве. Будучи последователем А. М. Лазаревского, Л. в оценке ист. событий придерживался бурж.-либеральных взглядов. Написанные на большом фактич. материале, работы Л. сохранили справочное значение.
Соч.: Очерк внутр. истории Малороссии во второй пол. XVII в., в. 1, К., 1875; Опыт исследования о летописи Самовидца, в кн.: Летопись Самовидца..., К., 1878; Внутр. состояние зап.-рус. церкви в Польско-Литовском гос-ве в кон. XVI в. и уния, К., 1884; Очерки старинного быта Волыни и Украины, К., 1891; Очерки нар. жизни в Малороссии во 2-й пол. XVII ст., К., 1902.
2. (Lewicki), Тадеуш (р. 29.I.1906) - польск. востоковед. В 1931 окончил Львовский ун-т. Д-р философии (с 1931). С 1953 - зав. нумизматич. кабинетом Ин-та истории материальной культуры Польской АН, с 1954 - проф. Ягеллонского ун-та в Кракове, пред. Краковского отд. Вост. комиссии Польской АН, руководитель работы по созданию этнографич. атласа Польши. Л. исследует ср.-век. историю, культуру и языки Магриба. Ему принадлежат публикация и разработка араб. источников по истории ибадитов (см. Абадиты), слав. народов, издание кладов араб. монет 8-9 вв. на терр. Польши, географич. трудов аль-Идриси, а также исследования о сложении общеплеменного гос-ва в Сев. Польше, об экономич. жизни и торг. связях славян со странами Востока.
Соч.: ?tudes ibadites nord-africaines, Varsovie, 1955; Polska i kraje sasiednie w swietle "Ksiegi Rogera" geografa arabskiego z XII w. al-Idrisi´ego, cz. 1-2, Kr.-Warsz., 1945-54; Zr?dla hebrajskie do dziej?w Slowian, Wr.-Warsz., 1956 (совм. с Fr. Kupfer); Les historiens, biographes et tradltionnistes Ibadites-wahbites de l´Afrique du Nord du VIII au XVI si?cle, "Folia Orientalia", Kr., 1962, t. 3; Из науч. исследований араб. источников, в кн.: Источники по истории народов Ю.-В. и Центр. Европы, М., 1964; Библ. тр. Л. до 1959 г., см. "Сообщения польских ориенталистов", М., 1961, с. 107-09.
С. Кляшторный. Ленинград.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
ЛЕВИЦКИЙ
Дмитрий Григорьевич (1735–1822) — русский художник-портретист, который в своих произведения х с наибольшей полнотой и художественной выразительностью воплотил многогранное восприятие че-ловеческой личности и создал глубокие образцы представителей разных слоев русского общества.
Первые известные нам зрелые портреты художника (А. Ф. Кокоринова, 1769; Н. А. Сеземова, 1770; П. А. Демидова, 1773) представляли собой характерные образцы народных изображений. Люди, которых он писал, занимали крупные официальные или же видное место в обществе. В подобных портретах художник подчеркивал прежде всего общественное и сословное положение человека, его заслуги перед государством. Люди изображались почти в полный рост, в торжественных, несколько театральных позах. Окружение, в котором показан портретируемый, должно подчерк-нуть его значительность. Творчество Левицкого во всех его произведениях отличало вдумчивое и серьезное отношение к внутреннему миру человека. Наиболее ярко эта творческая особенность художника проявилась в одном из лучших произведений русской живописи XVIII в. — в серии из семи портретов под общим названием «Смолянки». В облике воспитанниц Смольного института благородных девиц Левицкий показал живые человеческие черты: привлекательность юности, природную одаренность, непосредственность переживаний. Молодые девушки танцуют, играют на арфе, разыгрывают театральные сценки и т.д. Они не позируют, а живут. Несмотря на отличие одной картины от другой, их объединяет тема юности, красоты и радости жизни.
Наряду с парадными портретами в эти же годы Левицкий писал и камерные портреты. Если в парадном портрете художник должен был считаться с принятыми нормами изображения, то в камерном портрете глав-ным для художника был показ не сословных, а челове-ческих качеств изображаемого персонажа. К числу лучших камерных портретов Левицкого относится портрет Дени Дидро (1774). Особое место в творческом наследии Левицкого занимают портреты Екатерины II, которую художнику пришлось писать неодно-кратно. Среди этих портретов лучшими считается «Ектериназаконодательница» (1783). Художник пред-ставил Екатерину не в царских, а в античных одеяниях. В аллегоричности изображения, а также в стремлении художника к простым и лаконичным формам выражения, в четкой композиции и пластической ясности сказалось влияние классицизма. Последние годы жизни Левицкий много времени уделял педагогической рабо-те в Академии художеств. Ему принадлежит заслуга создания новой методики подготовки живописцев.
Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012
ЛЕВИЦКИЙ
Дмитрий Григорьевич (1735, село Маячка под Полтавой – 1822, Санкт-Петербург), русский живописец, портретист, иконописец. Учился у своего отца – священника и гравера Г. К. Левицкого (Носа). Приехав в начале 1750-х гг. в Киев, Левицкий продолжил свое художественное образование, работая подмастерьем у А. П. Антропова, вместе с которым расписал Андреевскую церковь, возведенную по проекту Б. Ф. Растрелли. Обучение у Антропова продолжилось и после окончания работ, когда Левицкий переехал в Санкт-Петербург и поселился в доме своего наставника. Вероятно, тогда же Левицкий брал уроки живописного мастерства у профессора Петербургской академии художеств Л. Ж. Ф. Лагрене, а также у Дж. Валериани и Г. И. Козлова. В 1762 г. он участвовал в оформлении коронационных торжеств по случаю восшествия на престол Екатерины II в качестве подмастерья Антропова, создал иконы для московских церквей Екатерины Великомученицы на Большой Ордынке и Кира и Иоанна на Солянке. В 1770 г. был удостоен звания академика АХ за «Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова» (1769), представляющий строителя здания Академии.
Левицкий единственный среди русских художников 18 в. работал над портретными циклами. В нач. 1770-х гг. создал по заказу президента АХ И. И. Бецкого серию парадных портретов опекунов Московского воспитательного дома. В «Портрете П. А. Демидова» (1773) и др. произведениях серии воплотились просветительские представления о высоком предназначении человека, о многообразии его обязанностей перед обществом, о сложности и богатстве его натуры, о силе его разума. В 1773–76 гг. по заказу Екатерины II он исполнил серию из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Девушки демонстрируют полученные навыки и знания. Е. Н. Хованская и Е. Н. Хрущева, Е. И. Нелидова (1773) представлены на театральной сцене, во время исполнения изящной пасторали, Е. И. Молчанова – с астрономическими приборами, Г. И. Алымова – за игрой на арфе. Помимо больших заказных парадных портретов Левицкий создавал камерные произведения. Узы дружбы связывали художника с самыми яркими представителями эпохи: поэтом Г. Р. Державиным, просветителем Н. И. Новиковым, общественным и художественным деятелем Н. А. Львовым и др. Многие из них стали героями его портретов. Н. А. Львова и его супругу, урожденную Дьякову, Левицкий писал не раз. В портретах 1770-х гг. ощущается теплота, живая заинтересованность и внимание художника по отношению к портретируемым («Портрет М. А. Дьяковой», 1778). В произведениях 1780-х гг. во взгляде художника на модель появляется некоторая отстраненность, рациональность. Позиция мастера становится более объективной, трезвой. Тончайшие лессировки придают живописной поверхности холста эмалевую гладкость. В эти годы Левицкий находился в зените своей славы. Императрица нередко отдавала ему предпочтение перед иностранными художниками, а ее примеру следовала и вся русская знать. В это время был создан ряд блестящих полупарадных портретов (Я. Е. Сиверса, 1779; графини Урсулы Мнишек, итальянской актрисы Анны Давиа-Бернуцци; оба – 1782) Одним из центральных произведений стал большой аллегорический «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия» (1783), в котором воплотились высокие представления эпохи Просвещения о гражданственности и патриотизме, об идеальном правителе – просвещенном монархе, неустанно пекущемся о благе своих подданных. Поэтическое описание произведения Левицкого содержится в оде Г. Р. Державина «Видение мурзы».
В 1771–88 гг. Левицкий возглавлял портретный класс АХ, а также организовал свою частную художественную школу. Среди его учеников были С. С. Щукин, сменивший Левицкого на посту руководителя портретного класса, П. С. Дрождин, Е. В. Камеженков и др.
Левицкий обладал огромным творческим диапазоном. Он работал во всех видах портретного жанра: парадном, камерном, костюмированном, аллегорическом, парном, двойном, детском и с наибольшей полнотой отразил в своем искусстве идеалы Просвещения.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007