ЛЕВИТАН
ЛЕВИТАН
Исаак Ильич (1860–1900) — русский живописец, творчество которого составило целую эпо-ху в развитии пейзажной живописи. Оно было связано с общими стилевыми исканиями русского искусства второй половины XIX в. Начало творческого пути художника связано с Московским училищем ваяния и зодчества, в котором он учился у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. У них он воспринял тщательное изу-чение натуры и стремление к поэтизации обыденного, постепенно приходя к собственной манере создания цельных эмоциональных образов и раскрытия тончай-ших нюансов природы и атмосферы. В этот период он пишет пейзажи Крыма, Поволжья («Вечер на Вол-ге» ,1888; «Вечер. Золотой Плес», 1889 и др.). Посте-пенно он приходит к пейзажу настроения, в котором изменение природы связывается с движениями челове-ческой души, природа одухотворяется незримым присутствием человека. Она изображается художником так, как видит ее рассеянный взгляд человека, целиком по-глощенного каким-либо душевным состоянием и заме-чающего вокруг лишь то, что звучит в лад с этим состоянием. Однако душевные настроения — явления подвижные, склонные к изменчивости, и потому в пей-зажах Левитана мы не находим тщательной прорисовки предметов. Передача формы предметов, их цветово-го многообразия дается обобщенно - живописными цветовыми пятнами. Картины Левитана светонасыщенны, в них используются чистые цвета, они внутренне динамичны. Это сближает его творчество с импрессио-низмом («Золотая осень», 1895). Постепенно в его пейзажах все заметнее становятся драматические мотивы, большая обобщенность письма («Над вечным покоем», 1894, «Сумерки. Стога», 1899). С 1884 г. Левитан начинает участвовать, а с 1891 г. становится членом Товарищества передвижных выставок. Постепенно он при-ходит к изображению картин типично русской природы. Картины этого времени по своему интонационному строю близки произведениям А. П. Чехова — «Вечерний звон» (1892), «У омута» (1892), «Владимирка» (1892). В это же время возникает и развивается цен-тральная для его дальнейшего творчество тема дороги, зовущей вдаль.
ЛЕВИТАН
Исаак Ильич (1860, Кибартай, Литва – 1900, Москва), русский живописец и график; выдающийся пейзажист. Родился в семье железнодорожного служащего. В 1870 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у В. Г. Перова, А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. В 1898–1900 гг. руководил пейзажной мастерской МУЖВЗ, где его учениками были М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов, М. Ф. Ларионов и др. известные живописцы. Ежегодно путешествовал по средней полосе России, бывал в Германии, Австрии, Финляндии, Франции, Италии, Швейцарии. Входил в Московское общество любителей художеств, принимал участие в выставках художественного объединения «Мир искусства». В 1897 г. стал действительным членом «Мюнхенского Сецессиона». С 1898 г. – академик АХ. Произведения Левитана экспонировались в России, Мюнхене и Париже.
В своих ранних работах Левитан был увлечен разнообразными возможностями живописи на пленэре. Его интересовала передача с помощью красок напоенного влагой воздуха, мягкого вечернего освещения, игры солнечных бликов на водной поверхности. В картине «После дождя. Плес» (1889), в колорите которой преобладают тончайшие акварельные оттенки серебристо-серого и голубого, предстает тихий провинциальный город, омытый только что прошедшим дождем. Монументальность, глубина философского обобщения отличают картину «Над вечным покоем» (1894). В письме к П. М. Третьякову Левитан писал, что в этом произведении он «весь, со всей своей психикой, со всем… содержанием». На позднем этапе творчества художник вновь обращается к радостным, светлым мотивам. Самый обычный уголок сельской природы преображается яркими, солнечными красками в картине «Март» (1895). Пейзаж искрится непосредственностью, радостью жизни. В пейзаже «Золотая осень» (1895) предстает великолепное праздничное зрелище одетой «в багрец и золото» природы. Колористическое богатство картины достигается всего тремя основными цветами: желтым, голубым и зеленым, разработанными художником в бесконечном разнообразии оттенков.
Левитан значительно расширил возможности пейзажного жанра, насытив его философским содержанием, размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире, стремясь к тому, чтобы природа являлась в картине «насквозь очеловеченной», пропущенной «через призму темперамента художника». Он продолжил линию лирического пейзажа, начатую А. К. Саврасовым.
В своих ранних работах Левитан был увлечен разнообразными возможностями живописи на пленэре. Его интересовала передача с помощью красок напоенного влагой воздуха, мягкого вечернего освещения, игры солнечных бликов на водной поверхности. В картине «После дождя. Плес» (1889), в колорите которой преобладают тончайшие акварельные оттенки серебристо-серого и голубого, предстает тихий провинциальный город, омытый только что прошедшим дождем. Монументальность, глубина философского обобщения отличают картину «Над вечным покоем» (1894). В письме к П. М. Третьякову Левитан писал, что в этом произведении он «весь, со всей своей психикой, со всем… содержанием». На позднем этапе творчества художник вновь обращается к радостным, светлым мотивам. Самый обычный уголок сельской природы преображается яркими, солнечными красками в картине «Март» (1895). Пейзаж искрится непосредственностью, радостью жизни. В пейзаже «Золотая осень» (1895) предстает великолепное праздничное зрелище одетой «в багрец и золото» природы. Колористическое богатство картины достигается всего тремя основными цветами: желтым, голубым и зеленым, разработанными художником в бесконечном разнообразии оттенков.
Левитан значительно расширил возможности пейзажного жанра, насытив его философским содержанием, размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире, стремясь к тому, чтобы природа являлась в картине «насквозь очеловеченной», пропущенной «через призму темперамента художника». Он продолжил линию лирического пейзажа, начатую А. К. Саврасовым.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007