ЛЕЖЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЛЕЖЕ
Фернан (1881–1955) — французский живо-писец и дизайнер, представитель кубизма. Выработал характерный стиль упрощенных форм, четких конту-ров и ярких красок. Основной темой его картин было изображение деталей механизмов.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ЛЕЖЕ
Leger), Луи (13.I.1843 - 1.V.1923) - франц. славист. Профессор слав. языков и лит-р Сорбонны, Школы живых вост. языков, Коллеж де Франс. Сочувственно относился к нац.-освободит. движению слав. народов, видя в них естеств. союзников Франции в ее борьбе против экспансии Германии. Поддерживал связи с представителями нац.-бурж. движения в слав. странах (Ю. Штросмайер, Ю. Грегр, Й. Фрич, Ф. Л. Ригер и др.). Работы Л., хотя и не отличались большой глубиной и оригинальностью, но имели большое значение, т. к. распространяли на Западе информацию о прошлом славян, их гос., культурном и политич. развитии.

Соч.: Cyrille et M?thode, P., 1868; Le monde slave, P., 1873; Histoire de l´Autriche-Hongrie, nouv. ?d., P., 1920; Chronique dite de Nestor, P., 1884; Notice sur l´?vang?liaire slavon de Reims, Reims, 1899; La bataille de Kosovo et la chute de l´?mpire serbe, ?Comptes rendus des s?ances de l´Acad?mie des inscriptions et belles lettres", 1916, nov.; Le panslavisme et l´int?r?t fran?ais, P., 1917.

Лит.: Сборник въ честь и въ паметь на Луи Леже, С., 1925.

С. А. Никитин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Леже
, Фернан (Leger, Fernand) 1881, Аржантан, Орн — 1955, Жиф-сюр-Иветт, Эссонн. Французский художник. Обучался профессии архитектора в Канне (1897—1899), затем учился в парижской Школе декоративного искусства, а также в свободной студии Школы изящных искусств и в Академии Жюлиана. Поселившись в 1908 в интернациональной колонии художников "Улей", Леже сблизился с монпарнасской группировкой кубистов "Золотое сечение". В его работах рубежа 1900—1910-х натуральные формы редуцируются к цилиндрическим и коническим объемам, хроматический диапазон сокращается до гризайли, слегка тонированной цветом (Обнаженные в лесу, 1909—1911, Оттерло, Музей Креллер-Мюллер; Свадьба, ок. 1910—1911, Париж, Нац. музей современного искусства). В живописи 1913—1914 механоморфные фигуры выявлены четкими чертежными линиями и условной штриховкой (серия Контрасты форм, 1913; 14 июля, 1915, Бьо, Нац. музей Фернана Леже). В 1914—1916 Леже воевал на фронте в саперных войсках. Получил отравление газом под Верденом, после длительного лечения вернулся к творчеству. В 1918—1920 художник приближается к абстракционизму: дискообразные, прямоугольные, параболически очерченные фигуры смыкаются в оптически подвижные композиции, имитирующие технические системы (Диски, 1918, Париж, Нац. музей современного искусства; Деревянная трубка, 1918, Париж, частное собрание). В других работах того же времени разноцветные плоскости трактуются как проекции реальных форм современной урбанистической среды (Город, 1919, Филадельфия, Музей искусства; На палубе буксира, 1920, Париж, Нац. музей современного искусства). Леже сформулировал и активно пропагандировал положения эстетики техницизма, доказывая необходимость поисков живописных аналогов индустриального окружения. В 1920 произошло знакомство Леже с пуристами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье), положившее начало дальнейшему сотрудничеству, а также с основателями группы "Стиль" Мондрианом и Ван Дусбургом. Увлеченный проблемами синтеза искусств, Леже участвовал в 1920—1930-х в разработке и реализации многих проектов в сфере архитектуры, оформительского искусства, дизайна, сценографии, кино, книжной графики. В 1924 совместно с А. Озанфаном, М. Лорансен и А. Экстер открыл свободную художественную школу, а в 1929 — Современную академию (совместно с Озанфаном). В 1932—1935 преподавал в академии "Гранд Шомьер". Начиная со 2-й пол. 1920-х в живописи Леже преобладает образ человека. Фигуры, очерченные широким движением скругленных линий, утрачивают сходство с роботами, приближаясь к некоторым образцам "наивного" искусства — глиняной и деревянной игрушке, к надувным или мягким куклам-самоделкам (Чтение, 1924, Париж, Нац. музей современного искусства; Танец, 1930, Гренобль, Музей). Первоначальный техницизм перерастает в разновидность примитивизма. Опыт работы в кино (Механический балет, 1924) привел к серии своеобразных "монтажных" композиций, в которых "средние планы" сочетаются с укрупненными деталями, предметами, свободно висящими в пространстве (Джоконда и ключи, 1930, Бьо, Нац. музей Фернана Леже; Предметы в контрасте, 1930, Париж, Нац. музей современного искусства). В период 1930-х Леже много путешествовал. К этому времени относится ряд крупных работ монументального плана: оформление зала физической культуры на Всемирной выставке в Брюсселе (1935), живописное панно для Дворца открытий на Всемирной выставке в Париже (1937), оформление профсоюзного празднества на парижском Зимнем велодроме (1937), росписи апартаментов Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке (1938). В станковых композициях 1930-х очертания человеческих тел, деревьев, облаков сплетаются в однородную пластическую структуру с рассеянными в ней яркими цветовыми сгустками (Адам и Ева, 1935—1939, Дюссельдорф, Художественный музей; Композиция с двумя попугаями, 1935—1939, Париж, Нац. музей современного искусства). В 1940—1945 Леже жил в США, где преподавал в Йельском университете и в калифорнийском колледже Миллса. Здесь, обратившись к сферам спорта, цирка, эстрады, городских развлечений, художник открыл новую пластическую тему — человеческая фигура, парящая или вращающаяся в пустоте, словно в состоянии невесомости (Ныряльщики на желтом фоне, 1941, Чикаго, Институт искусств). Вернувшись в освобожденную Францию, Леже вступил в коммунистическую партию. В его живописи послевоенного времени преобладают образы рабочих, сцены труда и досуга людей из народа (Строители, 1950, Бьо, Нац. музей Фернана Леже; Досуги, 1948—1949, Париж, Нац. музей современного искусства). Усиливаются праздничность, нарядность, характерные для народного искусства. Прием наложения прозрачных цветовых зон поверх контурного рисунка уподобляет такие композиции витражам (Большой парад, 1954, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма). В конце 1940—1950-х художник смог осуществить свои мечты о массовом, общедоступном искусстве в крупных монументальных работах: мозаики и витражи для церкви в Плато-д’Асси (1947—1949), мозаики для крипты памятника американцам в Бастони (Бельгия, 1951), витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке (1952), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), витражи для церкви в Курфевре (1954), настенная роспись здания Газ де Франс в Альфорвилле (1955). Леже много работал также в области керамики, гобелена, театральной декорации, прикладной графики. После смерти художника усилиями его вдовы и друзей были созданы музеи Леже в Бьо, Лизоре и в Жиф-сюр-Иветт.
Лит.: Фернан Леже: Каталог выставки. М., 1963; Жадова Л. Фернан Леже: Мозаика, витраж, керамика, гобелен. М., 1970; Диль Г. Фернан Леже. Будапешт, 1985; Leger F. Fontions de la peinture. Paris, 1965; Bauquier G. Fernand Leger — vivre dans le vrai. Paris, 1987; Cooper D. Fernand Leger et le nouvel espace. Geneve, 1949.
В. Крючкова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
0.00 байт

Тема движения в творчестве А. Колдера и Ф. Леже

Стебаков Михаил Сергеевич
Рассматриваются значения темы движения в творческом наследии Александра Колдера и Фернана Леже, ограниченном 1920-1930-ми гг. Важным является обращение рассматриваемых авторов к кинетической скульптуре и киноискусству.
Читать PDF
0.00 байт

РЕЛИГИОЗНЫЙ ВОПРОС И СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО: КРИЗИС РЕГУЛЯЦИИ ПО Д. ЭРВЬЁ-ЛЕЖЕ

Трофимов Сергей Викторович
Статья освещает предложенную французским социологом Даниэль Эрвьё-Леже концепцию религиозного индивидуализма в условиях современного западного общества. Дается оценка религиозной ситуации во французском обществе конца XX в.
Читать PDF
0.00 байт

Опыт определения современных религиозных представлений и практик: Даниэль Эрвье-Леже

Яцуценко Юлия Викторовна
В условиях современной социальной реальности изменяются принципы формирования религиозных представлений и практик: религиозность становится мировоззренческой опцией; религиозные субъекты пользуются большей автономией относительно
Читать PDF
0.00 байт

Индивидуализм и типы религиозных верующих в ранней теории Д. Эрвьё-Леже

Трофимов Сергей Викторович
Работы французского исследователя Даниэль Эрвьё-Леже ценный источник понимания процессов, формирующих современную религиозную ситуацию в Европе и в мире в целом. Предлагаемая ею типология верующих в работе “Паломник и обращенный.

Похожие термины:

  • ЛЕЖЕ Надежда Петровна

    11.1904 (д. Осстищи Витебской губ.) - 7.11.1982 (Франция). Живописец. Из многодетной крестьянской семьи, которая в I мировую войну с потоком беженцев оказалась в Белеве Тульской губернии. Занималась рисовани