Либаний
ЛИБАНИЙ
314 — 393) — др.-греч. софист и ритор. Род. в Антиохии, получил образование в Афинах. Преподавал ораторское иск-во в Константинополе (с 340). Никомедии (с 344) и Антиохии (с 353). Принадлежа к муниципал. знати Антиохии, Л. в своих речах и письмах выступал выразителем интересов высшего сословия гор. населения — куриа-лов и ревностным сторонником имп. Юлиана Отступника. Его соч. явл. важным источ. для изучения политич., экономич., культурной жизни вост. городов Рим. империи. Учениками Л. в молодости были Иоанн Златоуст, Василий Кесарийский и историк Аммиан Марцеллин.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Либаний
(лат. Libanius), др.-греч. ритор (314 — 393 н. э.), происходил из богатой семьи, игравшей значительную роль в политич. жизни Антиохии (Сирия), был одним из самых знаменитых ораторов своего времени. Преподавал в Афинах, Константинополе, Никомедии, Антиохии, поддерживал дружеские отношения с выдающимися современниками. Свои речи строил по классич. канону (образцом стиля служили прежде всего выступления Демосфена), черпал лексику и мысли из великого прошлого Греции и отвергал христианское вероучение. Сохранилось большое количество речей Л., риторич. упражнений и писем.
Источник: Словарь античности. 1989
ЛИБАНИЙ
Libanios) (314-393) - др.-греч. софист и ритор. Род. в Антиохии, получил образование в Афинах. Преподавал ораторское искусство в Константинополе (с 340), Никомедии (с 344) и Антиохии (с 353). Принадлежа к муниципальной знати Антиохии, Л. в своих речах и письмах выступал выразителем интересов высшего сословия гор. населения - куриалов и ревностным сторонником имп. Юлиана Отступника. Его соч. являются важным источником для изучения политич., социальной, экономия., культурной жизни вост. городов Рим. империи. Учениками Л. в молодости были Иоанн Златоуст, Василий Кесарийский и историк Аммиан Марцеллин. Соч.: Opera, t. 1-11, Lipsiae, 1903-22; в рус. пер. - Речи. (Введ., предисл., примеч. С. Шестакова), т. 1-2, Каз., 1912-16. Лит.: Курбатов Г. Л., Ранневизантийский город, Л., 1962; Petit P., Libanius et la vie municipale а Antiocne au IV si?cle apr?s J.-C, P., 1955.
Либаний
греч. Libanios)
(314 - ок. 393 н.э.)
греческий философ и ритор, выходец из Антиохии; получил образование в Афинах. Сохранилось свыше 100 речей и более 1000 писем Л., а также его «Автобиография». Исследователи разделяют речи Л. на две группы: 1) речи, являющиеся отголоском современных Л. событий или касающиеся его профессиональных интересов; 2) так называемые декламации, т.е. речи о вымышленных ситуациях. Речи Л. чрезвычайно разнообразны, в основном они затрагивают гос. и общественные темы, напр., о мятеже солдат в антиохийской гавани (речь 19), о курии и налогах (речи 48-50), о пирах (речь 53) и др. Л. был убежденным язычником и преклонялся перед античной культурой и религией.
Либаний. Речи / Пер. С. Шестакова. Казань, 1914-1916. Т. 1-2; История греческой литературы: В 3 т. Т.3. М., 1960. С. 291-301.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
др.-гр. оратор. Происх. из Антиохии (Сирия), получил образование в Афинах, выступал с речами в городах М. Азии. Вернувшись в Антиохию, руководил здесь оратор, школой. Лит. наследство Л. сост. ок. 120 речей, свыше 1000 писем и автобиография. Из речей Л. ок. 70 связаны с окружающей жизнью, а остальные явл. декламациями, героями к-рых выступают либо ист. и мифолог, персонажи, либо обобщенные типы: скупец, парасит и т. п. Автобиогр. Л. и его письма дают множ-во сведений о жизни и умонастроениях людей той эпохи. Легкий и изящный классич. язык Л., умеренное использование ритор, приемов, хорошо поставленный голос вызывали восторг слушателей. Л. всю жизнь оставался верным язычеству, был близок имп. Юлиану (360 - 363), просил имп. Феодосия (379 - 395) защитить языч. храмы от разграбления фанатиками-христианами.
Я.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(314 - ок. 393 н.э.)
греческий философ и ритор, выходец из Антиохии; получил образование в Афинах. Сохранилось свыше 100 речей и более 1000 писем Л., а также его «Автобиография». Исследователи разделяют речи Л. на две группы: 1) речи, являющиеся отголоском современных Л. событий или касающиеся его профессиональных интересов; 2) так называемые декламации, т.е. речи о вымышленных ситуациях. Речи Л. чрезвычайно разнообразны, в основном они затрагивают гос. и общественные темы, напр., о мятеже солдат в антиохийской гавани (речь 19), о курии и налогах (речи 48-50), о пирах (речь 53) и др. Л. был убежденным язычником и преклонялся перед античной культурой и религией.
Либаний. Речи / Пер. С. Шестакова. Казань, 1914-1916. Т. 1-2; История греческой литературы: В 3 т. Т.3. М., 1960. С. 291-301.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
др.-гр. оратор. Происх. из Антиохии (Сирия), получил образование в Афинах, выступал с речами в городах М. Азии. Вернувшись в Антиохию, руководил здесь оратор, школой. Лит. наследство Л. сост. ок. 120 речей, свыше 1000 писем и автобиография. Из речей Л. ок. 70 связаны с окружающей жизнью, а остальные явл. декламациями, героями к-рых выступают либо ист. и мифолог, персонажи, либо обобщенные типы: скупец, парасит и т. п. Автобиогр. Л. и его письма дают множ-во сведений о жизни и умонастроениях людей той эпохи. Легкий и изящный классич. язык Л., умеренное использование ритор, приемов, хорошо поставленный голос вызывали восторг слушателей. Л. всю жизнь оставался верным язычеству, был близок имп. Юлиану (360 - 363), просил имп. Феодосия (379 - 395) защитить языч. храмы от разграбления фанатиками-христианами.
Я.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
ЛИБАНИЙ
• Libanius,
????????, греческий софист, родился в Антохии в Сирии ок. 315 г. от Р. X. Получив первоначальное образование в своем родном городе, он отправился в Афины, где своими прилежными занятиями вскоре достиг известности. Затем переселился в Константинополь, где учил с большим успехом, но возбудил к себе зависть соперников, которые своими клеветами побудили правительство изгнать его из города в 246 г. В течениe пяти лет преподавал он в Никомедеи, а после того опять был призван в Константинополь; но т. к. интриги против него не прекращались, то он принужден был вторично оставить этот город и удалился в Антиохию, где и умер в глубокой старости, может быть в 391 г. Несмотря на то что он был язычником, вследствие чего он пользовался расположением Юлиана, он с терпимостью относился к христианам. Василий Великий, Иоанн Златоуст, а вероятно, и историк Аммиан были его учениками. При Юлиане он занимал должность квестора. Л. написал множество сочинений на греческом языке, большая часть коих сохранилась. Первое место между ними занимают речи, частью собственно ????? (числом свыше 60), большинство которых написаны на темы из современной автору действительности, частью ??????? (около 50) — риторические примерные упражнения на вымышленные темы. Из речей некоторые важны для истории, особенно для истории его времени; таковы преимущественно речи к Юлиану и похвальное слово в честь Констанция и Константа. Имеют также значение его биография Демосфена и краткие указания содержания (??????????) речей Демосфена. Затем сохранилось от него множество (около 2000) писем, впрочем, многие (а именно больше 4-й части) только в латинском переводе. Немало между ними таких, которые адресованы к влиятельным или значительнейшим из современников автора и дают наглядное представление об этой эпохе. Чистота языка Л. свидетельствует об основательном изучении Гомера, Платона и особенно аттических ораторов, но он не свободен от вычурности и искусственности, составляющих общую слабость писателей этого периода литературы. Первое неполное издание сочинений Л. вышло в Ферраре (1517); самым полным доныне остается издание Reiske (1791-1797), хотя и оно далеко не заключает в себя всех сочинений, какие имеются в рукописях; письма изд. I. С. Wolf (1711). ср.: G. R. Sievers, das Leben des Libanios (1868).
????????, греческий софист, родился в Антохии в Сирии ок. 315 г. от Р. X. Получив первоначальное образование в своем родном городе, он отправился в Афины, где своими прилежными занятиями вскоре достиг известности. Затем переселился в Константинополь, где учил с большим успехом, но возбудил к себе зависть соперников, которые своими клеветами побудили правительство изгнать его из города в 246 г. В течениe пяти лет преподавал он в Никомедеи, а после того опять был призван в Константинополь; но т. к. интриги против него не прекращались, то он принужден был вторично оставить этот город и удалился в Антиохию, где и умер в глубокой старости, может быть в 391 г. Несмотря на то что он был язычником, вследствие чего он пользовался расположением Юлиана, он с терпимостью относился к христианам. Василий Великий, Иоанн Златоуст, а вероятно, и историк Аммиан были его учениками. При Юлиане он занимал должность квестора. Л. написал множество сочинений на греческом языке, большая часть коих сохранилась. Первое место между ними занимают речи, частью собственно ????? (числом свыше 60), большинство которых написаны на темы из современной автору действительности, частью ??????? (около 50) — риторические примерные упражнения на вымышленные темы. Из речей некоторые важны для истории, особенно для истории его времени; таковы преимущественно речи к Юлиану и похвальное слово в честь Констанция и Константа. Имеют также значение его биография Демосфена и краткие указания содержания (??????????) речей Демосфена. Затем сохранилось от него множество (около 2000) писем, впрочем, многие (а именно больше 4-й части) только в латинском переводе. Немало между ними таких, которые адресованы к влиятельным или значительнейшим из современников автора и дают наглядное представление об этой эпохе. Чистота языка Л. свидетельствует об основательном изучении Гомера, Платона и особенно аттических ораторов, но он не свободен от вычурности и искусственности, составляющих общую слабость писателей этого периода литературы. Первое неполное издание сочинений Л. вышло в Ферраре (1517); самым полным доныне остается издание Reiske (1791-1797), хотя и оно далеко не заключает в себя всех сочинений, какие имеются в рукописях; письма изд. I. С. Wolf (1711). ср.: G. R. Sievers, das Leben des Libanios (1868).
Либаний
314-393 гг. н. э., греческий ритор. Родился в Антиохии на Оронте в знатной семье, обедневшей в результате конфискации имущества при Диоклетиане. В период обучения риторике Л. прославился трудолюбием, пять лет подряд (329-334 гг.) заучивая наизусть речи Демосфена, Исократа, Эсхина и Элия Аристида. В 336 г. уехал продолжать учебу в Афинах, где несколько лет спустя сам начал преподавать риторику, но интриги принудили его покинуть Афины (340 г.). после недолгого пребывания в Константинополе и Никее он учил риторике в Никомедии (344-348 гг.). Там он одержал победу над афинским оратором Химерием. Это укрепило его известность и стало причиной его вызова в Константинополь (встречи с ритором Фемистием). В 354 г. он переехал в Антиохию, где на протяжении 40 лет руководил риторической школой вплоть до своей смерти. Жизнь Л. мы знаем довольно хорошо из его автобиографии Жизнеописание, или О своей судьбе (or. 1, Bios e peri tes heautu tyches), написанной в 374-390 гг. Биографические сведения содержат также письма Л., датируемые 355, 357-365 и 387-393 гг. Сохранилась биография Л., написанная неприязненно относившимся к нему Евнапием. Л. был набожным язычником, посвященным в мистерии, он враждебно относился к христианству. Однако поддерживал контакты с христианами. Из его школы вышли знаменитые Отцы Церкви Василий Великий, Теодор из Мопцестии и Иоанн Златоуст. Сохранившаяся корреспонденция между Л. и Василием Великим, по большей части апокрифическая, и легенда об обращении Л. в христианство свидетельствуют о его доброжелательном отношении по меньшей мере к некоторым христианам. Из огромного наследия Л. сохранились: 64 речи, изданные лишь после смерти автора. Первые пять - это автобиографические речи. Речи 12-18, 24, 37 связаны с личностью Юлиана Отступника, важнейшей из них представляется Надгробная речь в честь Юлиана Отступника (or. 18, Epitaphios epi Iuliano; 365 г.). Речи 19-23 были посвящены восстанию антиохийцев в 387 г.; речь 30 К императору Феодосию в защиту храмов (Pros Theodosion ton basilea hyper hieron; 384 или 388 г.) донесла до нас смелое выступление против разрушения языческих святынь; речь 59 представляет похвалу императорам Констанцию II и Констансу, речь 60 (фр.) была написана по случаю пожара в храме Аполлона в Дафне под Антиохией (362 г.), речь 61 - на землетрясение в Никомедии в 358 г., а речь 11 - похвала Антиохии. Речи Л., направленные против злоупотреблений императорских чиновников, часто имели результатом снятие с постов наместников Сирии. 51 декламация Л., то есть речь на случай, интереснейшей из которых является Защита Сократа (Apologia Sokratus, dekl. 1), являющаяся ответом на Обвинение Сократа (Kategoria Sokratus, 393/2 гг. до н. э.) софиста Поликрата, Вступительные упражнения (Progymnastata), включающие в себя анекдоты, рассказы, похвалы, описания, сравнения (частично неаутентичные) и Переложения речей Демосфена (Hypotheseis ton logon Demosthenus). Л. исследовал устанавливал авторскую принадлежность и исследовал стиль речей Демосфена, поэтому свой труд предварил его жизнеописанием. Сохранилась также обширная корреспонденция Л. (1544 письма), в два раза превосходящая количеством переписку Цицерона. Л. слыл мастером эпистолярного жанра, а полученные от него письма считались большой честью. С ним переписывались Аммиан Марцеллин, Фемистий и Юлиан Отступник. Под именем Л. сохранился неаутентичный учебник ведения переписки (Epistolemaioi charakteres). Многие произведения Л. утрачено полностью, среди них речи, декламации, письма, стихи. Л. писал речи на аттическом диалекте, прини за образец Демосфена и Элия Аристида. Чувствуя себя эллином и будучи почитателем греческой культуры, он с неприязнью относился к римлянам и их культуре (не знал латыни). Л. заслужил славу у потомков. Особенно охотно читали его декламации и письма. Сегодняшнего же читателя прежде всего интересуют речи и письма. Выборка из его произведений стала каноном школьного чтения в Византии. Византийские лексикографы называют Л. Малым Демосфеном.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999