Либерих, Николай Иванович - скульптор (1828 - 1883). Получил воспитание в школе гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, служил в кавалерии и в свободное время исполнял из глины и воска маленькие фигуры и группы людей и животных. Выйдя в отставку, он поступил в Академию Художеств, где его ближайшим наставником сделался барон П.К. Клодт . Под руководством знаменитого профессора он выказал значительные успехи. Вылепив из воска группы: ""Мазепа"" и ""Смерть польского гусара"", он был признан почетным вольным общником академии, а за три ""Сцены охоты"" возведен в звание академика. Многие его произведения распространены (в бронзе и чугуне) в большом количестве экземпляров. Они изображают преимущественно романтически трактованные охотничьи и военные сцены, лошадей, собак, диких зверей, а также народные типы. Прекрасно изучив внешность и повадку каждой породы животных, Либерих умел с большою натуральностью передавать их позы, движения и отличительные черты, особенно шерсть и кожу. Менее удавались ему человеческие фигуры. Им изготовлено также большое число моделей для серебряных и бронзовых юбилейных подношений. В музее Александра III его бронза: ""Бегущий олень"" (1860-х годов).
Либерих Николай Иванович
— даровитый скульптор; род. в 1828 году, первоначальное воспитание получил в школе гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, по окончании которой определился в лейб-гвардии драгунский полк, а потом перешел в один из гусарских полков. В это время в нем начали выказываться способности и любовь к ваянию, и в свободное от службы время он стал лепить из глины и воска фигуры людей и животных, находившие одобрение у лиц, сведущих в искусстве. Советы этих лиц, а еще больше собственное сознание своих сил, побудили Либериха серьезно заняться изучением скульптуры. С этою целью, выйдя в отставку с чином полковника, он записался в ученики Академии Художеств. Здесь ближайшим наставником его был барон П. К. Клодт. Под руководством такого знаменитого профессора Либерих выказал замечательные успехи, и имя его скоро приобрело большую известность в публике. В 1857 г. он получил от Академии за восковую фигуру "Мазепа" 2-ю серебряную медаль, а в 1859 г. за другую группу "Смерть польского гусара в ХV в." был удостоен звания почетного вольного общника Академии. Затем в 1861 г. за "Сцены охоты" Либерих был возведен в звание академика. Одною из лучших работ его считается также "Раненая амазонка", в которой, по признанию современных ему критиков, было много жизни и движения. Вообще произведения Либериха многочисленны; некоторые из них, будучи воспроизведены в бронзе и чугуне, распространены в большом количестве экземпляров. Они изображают преимущественно охотничьи и военные сцены, лошадей, собак, диких зверей, а также и народные типы. Прекрасно изучив формы животных и типические черты каждой породы животных, Либерих умел правдиво передавать их позы и движения и сообщать их наружности, особенно коже и шерсти, большую натуральность. Менее удачно выходили у него человеческие фигуры, хотя и здесь, особенно когда дело шло об изображении солдат и охотников, он являлся далеко недюжинным мастером. В деятельности Либериха не последнее место занимало и изготовление моделей для серебряных и бронзовых изделий, которые подносились разным лицам на память и по случаю юбилеев. Последнею работою его в этом роде была модель группы, поднесенной князем болгарским императору Александру III в коронацию его. Скончался Либерих 29 мая 1883 г.
"Художественные Новости", 1883 г., т. I, стр. 399. — "Всемирная Иллюстрация", 1883 г., № 188, стр. 87, 90. — П. Н. Петров, "История Имп. Академии Художеств", т. III, стр. 283, 327, 383.
{Половцов}
Либерих, Николай Иванович
(1828—1883) — даровитый скульптор, занимавшийся леплением небольших статуэток и групп. Получив воспитание в школе гвардейских подпрапорщиков, в С.-Петербурге, он служил в л.-гв. драгунском полку, а потом в одном из гусарских полков, и в свободное от службы время упражнялся в исполнении из глины и воску маленьких фигур людей и животных. Советы лиц, сведущих в искусстве, а еще больше сознание своих художественных способностей побудило его серьезно заняться изучением ваяния. С этой целью он вышел в отставку, с чином полковника, и поступил в ученики академии художеств, в которой его ближайшим наставником сделался бар. П. К. Клодт. Под руководством знаменитого профессора он выказал значительные успехи, и вскоре его имя получило известность в публике. В 1857 г. за вылепленную из воску группу "Мазепа" он был награжден малою серебряною медалью, а в 1859 г., за другую группу, "Смерть польского гусара в XV ст.", признан почетн. вольн. общником академии и, наконец, в 1861 г. за три "Сцены охоты" возведен в звание академика. Произведения Л. многочисленны; многие из них, будучи воспроизведены в бронзе и чугуне, распространены в большом количестве экземпляров. Они изображают преимущественно охотничьи и военные сцены, лошадей, собак и диких зверей, а также народные типы. Прекрасно изучив типы и характер каждой породы животных, Л. умел с удивительною натуральностью передавать их позы, движения и отличительные черты наружности, особенно шерсть и кожу. Менее удачны выходили у него человеческие фигуры, хотя и тут, особенно когда дело шло об изображении солдат и охотников, он являлся недюжинным художником. Важное место в его деятельности занимало изготовление моделей для серебряных и бронзовых изделий, которые подносились разным лицам на память или по случаю юбилеев.
А. С—в.
{Брокгауз}
Либерих, Николай Иванович
почетный вольный общник Имп. ак. худ. отставной полковник, скульптор, превосходно и остроумно лепивший фигурки животных; р. 1828, † 1883 г. 30 март.
Дополнение: Либерих, Николай Иванович,
† 29 мая 1883 г.{Половцов}