, Макс (Liebermann, Max) 1847, Берлин — 1935, Берлин. Немецкий живописец, рисовальщик, гравер. Учился в Берлинском университете и одновременно брал уроки живописи в 1866—1868 у К. Ш. Теффека. В 1868—1872 посещал Художественную школу в Веймаре, где занимался у П. Туманна и Ф. Паувелса. В 1873—1878 жил в Париже, с 1874 — в Барбизоне. В 1875 был в Голландии. Испытал влияние Мункачи, Израэльса, Менцеля, Милле, мастеров французского импрессионизма. Работал также в Дюссельдорфе (1871), Мюнхене (1878—1884), Берлине (после 1884). Часто ездил в Голландию, был в Тироле, Венеции (1878), Флоренции и Риме (1902). С 1897 — профессор берлинской Академии художеств. С 1898 — член Прусской академии художеств, в 1920—1932 — ее президент. В 1898 принял участие в создании "Берлинского Сецессиона", в 1899—1911 являлся его президентом. С 1912 — почетный доктор Берлинского университета. При фашизме подвергался преследованиям, его произведения после 1933 были изъяты из музеев. 7 мая 1933 в знак протеста вышел из членов Прусской академии. Писал пейзажи, картины на бытовые сюжеты. Крупнейший мастер немецкого импрессионизма. В 1904 издал трактат Фантазия в живописи. В работах 1870—1880-х проявил себя как мастер бытовых сцен, правдиво повествующих о быте немецких крестьян, ремесленников, рыбаков (Сборщицы картофеля, 1875, Дюссельдорф, Художественный музей; Шипальщицы гусей, 1873; Льнопрядильня в Ларене, 1886—1887, обе — Берлин, Гос. музеи; Починка сетей, 1889, Гамбург, Кунстхалле). В этих произведениях художника сказались увлечение реалистической живописью Ж. Ф. Милле, Й. Израэльса, М. Мункачи, интерес к достоверному воспроизведению явлений народного быта. Художник любил изображать фигуры крестьян в пейзаже (Девочка с яблоками, 1882, Гамбург, Кунстхалле; Девочка с коровой, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Старуха с козами, 1890, Ганновер, Музей земли Нижняя Саксония), придавая сценам из повседневной жизни лирическую окраску. Под влиянием импрессионизма в конце 1880-х колорит его полотен становится более светлым и ярким, но фигуры в пейзаже еще не утрачивают пластический объемности. Полотна Амстердамские белошвейки (1885, Берлин, Гос. музеи), Сад с подсолнечником (1895, Дюссельдорф, Художественный музей) исполнены темпераментным пастозным мазком, передающим многообразие светоцветовых эффектов, наблюдаемых на натуре. Более импрессионистичны по теме и манере живописи картины 1910-х: Теннис на море (Эрфурт, Ангер-Музеум) и Сад в Ванзее (Цвиккау, Гор. музей). Очертания фигур на берегу моря и формы ярких, буйно цветущих растений сада теряют свою определенность в залитом солнечным светом пространстве. Иной метод характерен для портретов художника. Они исполнены в темной колористической гамме, строятся на тональной разработке небольшого количества цветов. Образы Либермана всегда социально конкретны, лишены аксессуаров, скупыми художественными средствами в них передан душевный мир модели (А. фон Бергер, 1905; Х. Штубель, 1905; Геолог Ф. Науман, 1909; Автопортрет у зеркала, 1909; Ф. Зоербух, 1932, все — Гамбург, Кунстхалле).
Лит.: Немецкий импрессионизм. Живопись. Рисунок. Печатная графика. Выставка. Ленинград. 1985. Л., 1985; Liebermann M. Die Phantasie in der Malerei. Berlin, 1922; Iosten G. Max Liebermann. Dresden, 1973; Meissner G. Max Liebermann. Leipzig, 1987; Fur Max Liebermann. 1847—1935. Eine schwarzweiss Ausstellung der Akademie der Kunste der DDR und des Kupherstich Kabinettes der Staate Museen zu Berlin. Nationalgalerie Obergeschoss. Katalogest: R. Wendt. Berlin, 1985.
Е. Федотова
0.00 байт
Развитие противостояния государства Израиль и радикалов сектора Газа: "доктрина Либермана"
В 2018 г. вновь обострился палестино-израильский конфликт. Это не стало неожиданностью, т.к. противостояние между Тель-Авивом и радикалами сектора Газа после проведённой в 2014 г.