ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД
украшенная миниатюрами летопись в 10 тт. (около 9 тыс. листов). Составлена в 60-х гг. 16 в. Охватывает период "от сотворения мира" до 1567. Включает 16 тыс. миниатюр.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД
летописный свод 2-й пол. 16 в. Состоит из 10 тт., содержащих ок. 9 тыс. листов, украшенных 16 тыс. миниатюр. Создание Л. л. с. длилось с перерывами более трех десятилетий. Л. л. с. можно разделить на три части: три тома хронографа, содержащие изложение всемирной истории от "сотворения мира" до 10 в., летописание "лет старых"(1114-1533) и летописание "лет новых" (1533-67). Первые две части подготовлены при непосредственном участии членов Избранной рады. Работа над хронографич. частью могла быть начата между 1547 и 1552. Ее текст готовился книжниками из окружения митрополита Макария, миниатюры исполнялись мастерами митрополичьей мастерской. Следующие 5 тт. подготовлены при деятельном участии А. Ф. Адашева. Иллюстрации исполнялись мастерами "государевой мастерской", к-рой ведал, видимо, иерей Сильвестр. Наличие в иллюстрациях этой части Л. л. с. изображений архитектуры, одежды, орудий ремесла и земледелия, предметов быта, соответствующих в каждом случае историч. эпохе, свидетельствует о существовании более древних иллюстрированных летописей, служивших образцами иллюстраторам Л. л. с. После крушения Избранной рады работа над Л. л. с. несколько замедлилась. С 1564 она сосредоточилась на "летописании лет новых" - над Никоновской (охватывающей годы 1533-42, 1553-60, 1563-67) и Царственной книгой, к-рая частью восполняет пробелы, а главное - отражает несколько последующих стадий редактирования текста и иллюстраций. Вероятнее всего, что в этот период работой писцов и миниатюристов руководил И. М. Висковатый, являвшийся выразителем воли и взглядов Ивана IV. Оборвавшаяся ок. 1570 работа над Л. л. с. не возобновлялась, если не считать нескольких вариантов листов Царственной книги и ныне утраченного листа с изображением венчания на царство Федора Ивановича. Изобразительный материал, занимающий ок. 2/3 всего объема Л. л. с., содержит развитую систему иллюстрирования ист. текстов. В пределах иллюстраций Л. л. с. можно говорить о зарождении и формировании пейзажа, ист., батального и собственно бытового жанров.

Лит.: Пресняков А. Е., Царственная книга, ее состав и происхождение, СПБ, 1893; его же, Моск. ист. энциклопедия XVI в., "Изв. ОРЯС", СПБ, 1900, т. 5, кн. 3; Арциховский А. В., Древнерус. миниатюры как ист. источник, М., 1944; Альшиц Д. Н., Иван Грозный и приписки к лицевым сводам его времени, "ИЗ", т. 23, 1947; его же, Происхождение и особенности источников, повествующих о боярском мятеже 1553 г., там же, т. 25; Шмидт С. О., Миниатюры Царственной книги как источник по истории Моск. восстания 1547 г., "ПИ", т. 5, М., 1956; Подобедова О. И., Миниатюры рус. историч. рукописей. К истории рус. лицевого летописания, М., 1965.

О. И. Подобедова. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Летописный свод Лицевой
Летописный свод Лицевой – свод XVI в., самое крупное летописно-хронографическое произведение средневековой Руси. Л. с. Л. дошел до нас в 10 томах, где почти каждая страница украшена миниатюрами (всего миниатюр более 16000). Первые три тома Л. с. Л. посвящены всемирной истории: 1) Хронограф ГИМ (Музейск. собр., № 358); 2) Хронограф БАН (17.17.9); 3) Хронограф ГПБ (F.IV.151). Русская история, изложенная в семи томах, начинается с 1114 г. и обрывается на 1567 г. (окончание утеряно, но, по-видимому, было доведено до 1568 г.); 4) Голицынский том (ГПБ, F.IV.225); 5) Лаптевский том (ГПБ, F.IV.233); 6, 7) два тома Древнего летописца (БАН, 31.7.30, т. 1, 2); 8) Шумиловский том (ГПБ, F.IV.232); 9) Синодальная летопись (ГИМ, Синод. собр., № 962); 10) Царственная книга (ГИМ, Синод. собр., № 149). Том, содержавший начальную русскую историю, не сохранился.
Л. с. Л. создавался по заказу Ивана IV Грозного в период 1568–1576 гг. в Александровской слободе, ставшей во времена опричнины политическим центром Русского государства, постоянной резиденцией царя. Изложение исторического процесса в Л. с. Л. соответствовало целям укрепления самодержавной власти царя, созданию представления, что Русь является наследницей древних монархий, оплотом православия. Однако около 1575 г. подготовленный текст и иллюстрации с изложением истории правления Грозного (за 1533–1568 гг.) подверглись по указанию царя существенному пересмотру: в многочисленных приписках, сделанных неизвестным редактором на полях рукописи, содержались обвинительные материалы против лиц, которые подверглись опалам и казням во времена опричного террора. Таким образом, Грозный старался оправдать кровавые расправы над непокорным боярством. Редактирование Л. с. Л. проводилось в период обострения внутриклассовой политической борьбы и последовавших новых казней. По неизвестным причинам работа над Л. с. Л. не была завершена: миниатюры последней части свода выполнены лишь в чернильном очерке, но не раскрашены, отредактированный текст был переписан не полностью; бумага свода была передана на нужды Печатного двора в Александровской слободе и использовалась в 1576 г. при печатании Псалтири.
Над составлением Л. с. Л. трудился целый штат царских книгописцев и художников. В настоящее время найдено несколько рукописей, привлекавшихся при создании Л. с. Л. и наглядно отразивших различные этапы работы над ним. Так, в хронографической части свода использованы «История Иудейской войны» Иосифа Флавия по списку БАН, Солов. собр., № 8 и Летописец Еллинский и Римский 2-й редакции по списку ГПБ, собр. ОЛДП, F.33; в основу русской части положен список Оболенского Летописи Никоновской (ЦГАДА, ф. 201, № 163). Во всех перечисленных рукописях сохранились следы восковой разметки текста, соответствующей помещенным в Л. с. Л. миниатюрам; кроме того, в списках Еллинского летописца и Никоновской летописи имеются многочисленные поправки, сделанные свинцовым карандашом (уже после разметки воском), появившиеся в результате правки текста по другим источникам (Хронографу Русскому, Летописи Воскресенской и др.), – эти изменения также отразились в Л. с. Л. В тех местах, где текст основного источника дополнялся по другому, на полях карандашом делался пересчет числа миниатюр. Карандашные пометы об исправлении текста и миниатюр читаются и на готовых листах Л. с. Л. (в Хронографе ГПБ и Царственной книге), но по каким-то причинам не все эти указания радактора были реализованы. На листах Царственной книги запечатлелись различные стадии оформления Л. с. Л.: сначала текст переписывался писцами, а для миниатюр оставлялись свободные места (в соответствии с разметкой редактора), затем делался набросок композиции (свинцовым карандашом или углем), а потом рисунок обводился чернилами и раскрашивался. Среди миниатюристов существовало четкое распределение труда, что позволило в сжатые сроки выполнить колоссальный объем работ по иллюстрированию многотомного свода. Миниатюры Л. с. Л. свидетельствуют о высоком уровне искусства русской книжной иллюстрации XVI в. Кроме того, миниатюры Л. с. Л. являются ценным историческим источником, донесшим до нашего времени сведения о природе, материальном производстве, культуре и быте Древней Руси и соседних народов.
Помимо Л. с. Л. работа царской мастерской характеризуется и другими произведениями: в кон. 60-х гг. XVI в. там был переписан комплект макарьевских Великих Миней Четиих (из которого сохранились экземпляры ГПБ, Солов. собр., № 501/520, 504/523, 505/524, 508/527, 514/533), служебная Минея (ГБЛ, ф. 247, № 332) и создан знаменитый лицевой Егоровский сборник (ГБЛ, ф. 98, № 1844); в 70-х гг. XVI в. были выполнены лицевое Житие Николая Мирликийского (ГБЛ, ф. 37, № 15), повторный экземпляр майской Минеи Четии (ГИМ, Епарх. собр., № 463), переписан Апостол (ЛОИИ, собр. Н. П. Лихачева, № 203). В некоторых из отмеченных рукописей Миней Четиих сохранилась разметка, сделанная свинцовым карандашом и свидетельствующая о подготовке текста житий святых к иллюстрированию.
Лит.: Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. Ч. 1. С. CIV–CXXI; Пресняков А. Е. Московская историческая энциклопедия XVI в. // ИОРЯС. 1900. Т. 5, кн. 3. С. 824–876; Арциховский А. В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М., 1944; Подобедова О. И. Миниатюры русских исторических рукописей. М., 1965. С. 102–332; Покровская В. Ф. Из истории создания Лицевого летописного свода второй половины XVI в. // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки АН СССР. М.; Л., 1966. С. 5–19; Протасьева Т. Н. К вопросу о миниатюрах Никоновской летописи // Летописи и хроники. Сб. статей 1973 г. М., 1974. С. 281–283; Творогов О. В. О составе и источниках хронографических статей Лицевого свода // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 353–364; Амосов А. А. 1) К вопросу о времени происхождения Лицевого свода Ивана Грозного // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки АН СССР. Л., 1978. С. 6–36; 2) Датировка и кодикологическая структура «Истории Грозного» в Лицевом летописном своде: (Заметки о бумаге так называемой Царственной книги) // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1982. Т. 13. С. 155–193; Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII вв. М., 1980. С. 206–265.
Доп.: Лурье Я. С. Генеалогическая схема летописей XI–XVI вв., включенных в «Словарь книжников и книжности Древней Руси» // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 190–205.
Б. М. Клосс

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987