Постоянный представитель РФ в Европейском сообществе в Брюсселе с июня 1998 г.; родился 5 января 1952 г. в г. Горьком; окончил юридический факультет Казанского государственного университета в 1975 г., аспирантуру, доктор юридических наук, профессор; 1978—1988 — доцент Казанского государственного университета; 1982—1983 — преподаватель Национальной школы права Республики Гвинея-Бисау; 1987—1988 — преподаватель университета Республики Мадагаскар; 1988—1990 — заведующий государственно-правовым отделом Татарского обкома КПСС; 1990—1991 — председатель Комитета конституционного надзора Республики Татарстан; 1991—1995 — вице-президент Республики Татарстан; 1995—1998 — председатель Государственного Совета Республики Татарстан и заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ; был заместителем руководителя делегации РФ в Конгрессе местных и региональных властей Европы, руководителем делегации Совета Федерации Федерального Собрания РФ в Международной парламентской ассамблее СНГ; избирался вице-президентом Российской ассоциации содействия ООН; член-корреспондент АН Республики Татарстан, академик Международной академии информатизации, Академии гуманитарных наук; народный депутат Республики Татарстан; член Объединенной комиссии при Президенте РФ по координации законодательной деятельности, член наблюдательной комиссии при Президенте РФ по соблюдению конституционных прав и свобод граждан, член Российского организационного комитета по делам ветеранов при Правительстве РФ, член Консультативного Совета Министерства иностранных дел РФ; член редколлегии журнала "Мирас"; автор 5 монографий по вопросам международного и государственного права, более 100 научных публикаций и статей по проблемам государственного и международного права, федерализма, правам человека; владеет французским, английским, португальским языками; женат, имеет двух дочерей; увлекается спортом (плавание, туризм, легкая атлетика), путешествиями, изобразительным и театральным искусством.
В ранге заместителя председателя Совета Федерации курировал законотворческое и международное направление работы. О роли Совета Федерации высказал такое мнение: "Не могу согласиться ни с одним из предлагаемых определений места верхней палаты парламента в законодательном процессе. Это не "тормоз" и не "отдел технического контроля". В силу специфики Совета Федерации он представляет в первую очередь интересы субъектов Российской Федерации. Поэтому должен поддерживать законы, которые не ухудшают экономику каждого региона, а помогают решать проблемы федерализма и национальных отношений, укрепляют целостность Российской Федерации, защищают права ее субъектов. А основным критерием, которым руководствуется палата, рассматривая законы, принятые Государственной Думой, является их соответствие Конституции РФ и действующему федеральному законодательству. Нередко сквозь местную призму лучше видятся негативные последствия того или иного закона в случае его одобрения Советом Федерации. Поэтому нам приходится порой отклонять декларативные законы, которые много обещают людям, но на самом деле ничего им не дают, особенно в сфере социальной защищенности".