Ликург
Ликург
в греческой мифологии сын царя эдонов во Фракии, воспротивившийся введению культа Диониса. Ликург прогнал со своей земли младенца Диониса вместе с кормилицами. В наказание за это был ослеплен Зевсом.
Ликург
(лат. Licurgus, IX–VIII вв. до н. э.) — легендарный законодатель Спарты, создал политические институты спартанского общества (VII век до н. э.) и государственное устройство (герусии, апеллы). В Спарте ему воздавали божественные почести.
ЛИКУРГ
нач. 4 в. до н.э. — 324 до н.э.) — гос. деятель Др. Афин, оратор, один из лидеров антимакед. демократич. группировки Демосфена. В 338 — 326 до н.э., ведая афин. финансами, значительно увеличил доходы госуд. Деятельность Л. способствовала воен. усилению Афин, стр-ву верфей и флота, а также архитектур. стр-ву. Из 15 известных в древности речей Л. сохранилась 1.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Ликург
легендарный законодатель древней Спарты (годы жизни не известны). Греческие авторы приписывают Ликургу создание почти всех институтов спартанского общества и государства: совета старейшин, народного собрания, суровых методов воспитания детей. Предание о Ликурге служило источником вдохновения для некоторых последующих спартанских царей. В Спарте сложился культ Ликурга как бога Солнца.
Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015
ЛИКУРГ
Царь лакедемонян в 220-212 гг. до Р.Х.
После смерти Клеомена III в Египте эфоры избрали Ликурга царем вместе с Агесиполидом III. Несмотря на то, что живы были многие представители рода Эврипонти-дов, все они были обойдены, и царем назначили Ликурга, из предков которого ни один не носил этого звания. Но он дал всем эфорам по таланту и был объявлен потомком Геракла (Полибий: 3; 35-36).
Источник: Справочник. Все монархи мира. Греция. Рим. Византия. 1999
Ликург
легендарный спартанский законодатель (9- 8 вв. до н.э.). Древнегреческие авторы 5- 4 вв. до н.э. приписывают ему создание институтов общественного и государственного устройства Спарты. Согласно Геродоту, Ликург издал законы, заимствованные с острова Крит. Предварительно он получил прорицание в Дельфах, что его законы вполне удачны. В Спарте существовал особый культ Ликурга как бога света. По общему мнению древнегреческих авторов, он ввел военную организацию жизни спартиатов, суровую дисциплину в воспитании юношества, принял различные меры против роскоши и др.
Источник: Исторический словарь
Ликург
ок. 390-ок. 324 гг. до н. э., греческий оратор. Ученик Исократа, афинский политик, один из предводителей антимакедонской партии. В 343 г. вместе с Демосфеном принимал участие в посольстве в Спарту; в 338-327 гг. заведовал финансами Афин, значительно увеличил доходы государства, на месте старого деревянного театра Диониса построил новый, каменный и поставил в нем статуи Эсхила, Софокла и Еврипида. Заказал официальные экземпляры произведений трех афинских трагиков. Был уважаем согражданами за честность и бескомпромиссную борьбу со всеми проявлениями беззакония. В древности знали 15 его речей, но из них сохранилась только одна: Против Леократа (Kata Leokratus; 331 г.), содержащая обвинение некоего Леократа, состоятельного афинянина, который после поражения под Херонеей сбежал на Родос, а затем в Мегару, всюду рассказывая о гибели Афин. Эта речь , написанная в порыве патриотизма, патетична, включает много примеров из истории Афин и цитат из эпической поэзии и трагедий. Л. был причислен к канону 10 аттических ораторов.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
Ликург
1. В греч. мифологии царь эдонов во Фракии, воспротивившись культу Диониса, преследовал кормилиц бога и зат нал Диониса в море. За это боги, но одной версии мифа, ослепили его, по другой — сделали безумным; вскоре погиб насильств. смертью.
2. Легендарный законодатель Спарты. Якобы по велению дельфийского оракула («Великая Ретра») или по образцу государств, системы Крита между 9 в. и 1-й пол. 7 в. до н. э. создал политич. институты спартанского общества. В Спарте ему воздавались божеств, почести.
3. Сторонник аристократич. партии, государств, деятель и оратор, игравший значительную роль в политич. жизни Афин ок. 390 — 324 до п. э.; ученик Платона и Исократа, приверженец Демосфена. Л. успешно руководил с 338 афинской финансовой системой и всячески содействовал строительству обществ, зданий в Афинах (сооружение из камня театра Диониса). Он приказал снять копии с произведений трех великих трагич. поэтов. Сохранилась его обвинительная речь против Леократа.
2. Легендарный законодатель Спарты. Якобы по велению дельфийского оракула («Великая Ретра») или по образцу государств, системы Крита между 9 в. и 1-й пол. 7 в. до н. э. создал политич. институты спартанского общества. В Спарте ему воздавались божеств, почести.
3. Сторонник аристократич. партии, государств, деятель и оратор, игравший значительную роль в политич. жизни Афин ок. 390 — 324 до п. э.; ученик Платона и Исократа, приверженец Демосфена. Л. успешно руководил с 338 афинской финансовой системой и всячески содействовал строительству обществ, зданий в Афинах (сооружение из камня театра Диониса). Он приказал снять копии с произведений трех великих трагич. поэтов. Сохранилась его обвинительная речь против Леократа.
Источник: Словарь античности. 1989
ЛИКУРГ
1. (Lyxourgos) (нач. 4 в. до н. э. - 324 до н. э.) - гос. деятель Др. Афин, оратор, один из лидеров антимакедонской демократич. группировки Демосфена. В 338-326 до н. э., ведая афин. финансами, значительно увеличил доходы гос-ва. Деятельность Л. способствовала военному усилению Афин, строительству верфей и флота, а также архитектурному строительству. Из 15 известных в древности речей Л. сохранилась 1. Лит.: Стасюлевич М., Ликург Афинский, СПБ, 1851; D?rrbach P., L´orateur Lycurgue..., P., 1890; Treves P., Licurgo, Mil., 1934. 2. (Lyxourgos) - легендарный др.-спарт. законодатель, деятельность к-рого обычно относят к 9-8 вв. до н. э. Сведения о происхождении Л. разнообразны и противоречивы. Согласно Плутарху, он был дядей и воспитателем малолетнего царя. Греч. традиция, особенно авторы 5-4 вв. до н. э., приписывает Л. создание почти всех институтов спартанского обществ. и гос. устройства, действительное оформление к-рых было результатом длительного историч. процесса, связанного с переходом от первобытнообщинного строя к классовому рабовладельч. обществу. Л. приписывается разделение лаконских земель с прикрепленными к ним илотами на равные более крупные участки для спартиатов и более мелкие - для периэков, создание совета старейшин (герусии), народного собрания (апеллы), введение обществ. трапез, суровых методов воспитания детей и т. д. Под лозунгом восстановления строя Л. проводились в 3 в. до н. э. реформы царей Агиса IV и Клеомена III. В Спарте существовал особый культ Л. как бога света. Источн.: Plut., Lycurgus; Xen., Respublica Lacedaemoniorum; Her., I., 65-66. Лит.: Busson A., Lycurgos und die grosse Rhetra, Innsbruck, 1887; Wells J., Studies in Herodotus, Oxf., 1923, p. 44-51; Ehrenberg V., Neugr?nder des Staates, M?nch., 1925; Michell H., Sparta, Camb., 1952. И. В. Поздеева. Москва.
Ликург
греч.)
1. Царь эдонов во Фракии, изгнавший из своей страны младенца Диониса вместе с кормилицами и ослепленный за это Зевсом. По поздним мифам, Л. отказался признать Диониса богом, и тот наслал на него безумие, в припадке которого Л. убил своего сына Дрианта, думая, что перерубает виноградную лозу. Оскверненная пролитием крови земля перестала давать урожай, и по указанию богов вернуть ей плодородие можно было, только убив Л. Эдоны отвели Л. на гору Пангей и бросили связанного под копыта лошадям.
2. Царь Немеи, которому пираты продали Гипсипилу.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
1. Легендарный царь Фракии. За то, что Ликург выступал против Диониса, боги ослепили его и лишили разума.
2. Первый законодатель Спарты, установивший в ней военизированный режим правления. Согласно легенде, Ликург сделал это, следуя указаниям Дельфийского оракула. В Спарте Ликурга почитали наравне с богами. О Ликурге упоминают Геродот и Плутарх, однако если принять во внимание тот факт, что правовые институты появились в Спарте не ранее 6 в. до н. э. и затем претерпевали длительную эволюцию, то придется допустить, что Ликург является всецело вымышленным персонажем.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(ум. 324 до н. э.)
др.-гр. полит, деятель и оратор. Происх. из знатного рода, был сторонником демократии и сподвижником Демосфена. С 338 по 324 руководил афинскими финансами. В результате его деятельности были обновлены гор. укрепления, достроен театр Диониса, воздвигнуты статуи великим трагикам, исправленные тексты их трагедий сданы на хран. в гос. архив. До нас дошла лишь одна речь Л. «Против Леократа», богатого афинянина, к-рый при первом известии о поражении при Херонее (338) бежал из Афин и распространял слухи о взятии города. В этой речи Л. дал картину настроений в городе, ожидавшем нападения со стороны Филиппа. Л. был последователем Исократа, но отличался большей силой и страстной искренностью.
Я. Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
* * *
см. Лаконика, Спарта.
1. Царь эдонов во Фракии, изгнавший из своей страны младенца Диониса вместе с кормилицами и ослепленный за это Зевсом. По поздним мифам, Л. отказался признать Диониса богом, и тот наслал на него безумие, в припадке которого Л. убил своего сына Дрианта, думая, что перерубает виноградную лозу. Оскверненная пролитием крови земля перестала давать урожай, и по указанию богов вернуть ей плодородие можно было, только убив Л. Эдоны отвели Л. на гору Пангей и бросили связанного под копыта лошадям.
2. Царь Немеи, которому пираты продали Гипсипилу.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
1. Легендарный царь Фракии. За то, что Ликург выступал против Диониса, боги ослепили его и лишили разума.
2. Первый законодатель Спарты, установивший в ней военизированный режим правления. Согласно легенде, Ликург сделал это, следуя указаниям Дельфийского оракула. В Спарте Ликурга почитали наравне с богами. О Ликурге упоминают Геродот и Плутарх, однако если принять во внимание тот факт, что правовые институты появились в Спарте не ранее 6 в. до н. э. и затем претерпевали длительную эволюцию, то придется допустить, что Ликург является всецело вымышленным персонажем.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(ум. 324 до н. э.)
др.-гр. полит, деятель и оратор. Происх. из знатного рода, был сторонником демократии и сподвижником Демосфена. С 338 по 324 руководил афинскими финансами. В результате его деятельности были обновлены гор. укрепления, достроен театр Диониса, воздвигнуты статуи великим трагикам, исправленные тексты их трагедий сданы на хран. в гос. архив. До нас дошла лишь одна речь Л. «Против Леократа», богатого афинянина, к-рый при первом известии о поражении при Херонее (338) бежал из Афин и распространял слухи о взятии города. В этой речи Л. дал картину настроений в городе, ожидавшем нападения со стороны Филиппа. Л. был последователем Исократа, но отличался большей силой и страстной искренностью.
Я. Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
* * *
см. Лаконика, Спарта.
ЛИКУРГ
• Lycurgus,
??????????,
1. сын Дрианта, см. Dionysus, Дионис, 3;
2. сын Алея и Неэры, брат Кефея и Авги, отец Анкея, Епоха, Амфидаманта и Яса, аркадского царя. Он убил Ареифоя (см. Ареифой). Нот, Il. 7, 142;
3. сын Пронакта, шурин Адраста, участник в 1-й Фиванской войне, вступивший в бой с Амфиараем, прекращенный Адрастом и Тидеем;
4. сын Ферета, брат Адмета, супруг Евридики или Амфитеи, царь немейской земли, см. Hypsipyle, Гипсипила. Но между лицами, носившими это, часто встречающееся в Греции, имя, преимущественно следует назвать
5. Л., спартанского законодателя, рассказы о котором, правда, имеют до такой степени мифический характер, что, по всей вероятности, это была не отдельная личность, но представитель известной эпохи. В этом смысле древние назвали отца его Евнома и сына Евкосма. Сведения о Л. мы имеем главным образом из следующих мест древних писателей. По Фукидиду (1, 18), Л. жил за 400 лет до конца Пелопоннесской войны, следовательно, ок. 817 г. до Р. X. (по Клинтону); по другим (так Cic. r. р. 2, 10), он жил ок. 854 или 884 г., по Плутарху — между 900 и 870 гг. (Lyc. 7. 29, сотр. Lyc. et Num. 4. Ages. 31). Л. происходил из царского дома Проклидов (Plut. Lyc. 2. Paus. 3, 7. Hdt. 8, 131) и был дядей и опекуном Харилла или Харилая (Plut. Lyc. 3). В это время он принимал участие в новом учреждении Олимпийских игр и елейского божьего мира (??????????) вместе с Ифитом. Различного рода неприятности даже со стороны матери Харилая заставили Л. покинуть родину, куда он намерен был возвратиться только тогда, когда Харилай вырастет и будет иметь наследника. Прежде всего он прибыл на остров Крит, где, как говорят, у него и явился план дать Спарте государственное устройство; с этою целью он отправил туда певца Фалета, чтобы сперва музыкой и пением прекратить раздоры. Plut. Lyc. 4. Затем, говорят, удалился в Ионию и достал там полный экземпляр гомеровских песен, до тех пор мало известных в Элладе. Вследствие настоятельных требований Л. вернулся в Спарту, где неспособный Харилай был царем только по имени. Когда дельфийский оракул одобрил предприятие Л., последний принялся за преобразование государства, что ему и удалось, правда, не без сопротивлений, но зато и без всяких насильственных мер, т. к. главной его заботой было воскресить дорический характер и наметить, таким образом, дальнейшее его развитие. Чтобы обеспечить за этим устройством как можно более продолжительное существование, он взял, как рассказывает Плутарх (Lyc. 29), со спартанцев клятвенное обещание строго держаться и не нарушать этого устройства до его возвращения из Дельф, куда он отправился посоветоваться с оракулом. Когда Пифия обещала славу и величие Спарте до тех пор, пока будут соблюдаться его законы, он добровольно кончил свою жизнь голодною смертью в Кирре, или в Элиде, или на острове Крит (Plut. Lyc. 31), приказав прах свой бросить в море, чтобы таким образом спартанцы не могли считать себя свободными от данной ему клятвы. В Спарте ему воздавали в святилище божеские почести. Hdt. 1, 66. Об его законодательской деятельности ср. Sparta, Спарта, 7 (государственное устройство);
6. политический противник Писистрата, предводитель «людей равнины». Hdt. 1, 59 сл.;
7. Л. афинянин, один из 10 аттических ораторов, был сын Ликофрона и, вероятно, родился ок. 396 г. до Р. X. Об его юности почти ничего не известно. Только после того, как среди греческих государств возникли раздоры вследствие происков Филиппа Македонского, Л., как Демосфен и Гиперид, выступил защитником интересов родины против македонского владычества. Он посвятил себя исключительно занятию внутренними делами и старался посредством приведения в порядок финансов доставить необходимые для войны средства; 12 лет, как кажется, с 341 по 329 г. до Р. X., он заведовал финансами, исправляя должность государственного казначея (?????? ???? ??? ????????? или ???? ??????? ????????), из них 8 лет, конечно, не под этим именем, т. к. эту должность можно было занимать только в продолжение 4-х лет. Он заботился о поправлении военных кораблей и впервые ввел тетреры и пентеры в военный флот, старался о поправке ????????? в трех военных гаванях, достроил морской арсенал, украсил большой театр Диониса, выстроил афинский ??????? (ристалище) и разукрасил гимназию в лицее. Упоминаются также и другие его постройки для украшения города. За свои разнообразные услуги государству он был награжден по предложению Стратокла (307 г. до Р. X.) почетным декретом, который дошел до нас (Plut. vit. X. or. p. 851). Отрывки этого декрета найдены в Афинах в 1860 г. и объяснены К. Курциусом (Philol. 24, 83. 261); другие надписи, касающиеся его деятельности, обработаны Келером (Hermes 1, 912. 2, 2. 5, 223). Сверх того, народ выражал ему свое удовольствие тем, что много раз украшал его венками. Умер он, по всей вероятности, в 325 или 324 г. и погребен на государственный счет по дороге, которая вела к Академии. Честный образ мыслей, прямота и твердость характера были отличительными качествами Л. Будучи часто обвиняем судебным порядком, он тем не менее никогда не подвергался наказаниям; сам же был весьма опасным обвинителем. Cic. Brut. 34. В древности было известно 15 его речей; из них до нашего времени сохранилась только, кроме фрагментов, одна речь против Леократа (??????????? ????????? ????? ??????????), из которой видно, что его политическое значение было несравненно выше ораторского и что форма уступает мысли: «Его язык шероховат, выражения не гладки, изложение лишено urbanitas, легкости и плавности, а в целом недостает гладкости и округленности». Изд. см. собрания Oratt. att. Рейске, Беккер (1811), Пинцгер (1824), Мецнер (1836), Шейбе (1871), А. Николаи (1875), Реданц (1876), собрание фрагментов Кислинга (1847).
??????????,
1. сын Дрианта, см. Dionysus, Дионис, 3;
2. сын Алея и Неэры, брат Кефея и Авги, отец Анкея, Епоха, Амфидаманта и Яса, аркадского царя. Он убил Ареифоя (см. Ареифой). Нот, Il. 7, 142;
3. сын Пронакта, шурин Адраста, участник в 1-й Фиванской войне, вступивший в бой с Амфиараем, прекращенный Адрастом и Тидеем;
4. сын Ферета, брат Адмета, супруг Евридики или Амфитеи, царь немейской земли, см. Hypsipyle, Гипсипила. Но между лицами, носившими это, часто встречающееся в Греции, имя, преимущественно следует назвать
5. Л., спартанского законодателя, рассказы о котором, правда, имеют до такой степени мифический характер, что, по всей вероятности, это была не отдельная личность, но представитель известной эпохи. В этом смысле древние назвали отца его Евнома и сына Евкосма. Сведения о Л. мы имеем главным образом из следующих мест древних писателей. По Фукидиду (1, 18), Л. жил за 400 лет до конца Пелопоннесской войны, следовательно, ок. 817 г. до Р. X. (по Клинтону); по другим (так Cic. r. р. 2, 10), он жил ок. 854 или 884 г., по Плутарху — между 900 и 870 гг. (Lyc. 7. 29, сотр. Lyc. et Num. 4. Ages. 31). Л. происходил из царского дома Проклидов (Plut. Lyc. 2. Paus. 3, 7. Hdt. 8, 131) и был дядей и опекуном Харилла или Харилая (Plut. Lyc. 3). В это время он принимал участие в новом учреждении Олимпийских игр и елейского божьего мира (??????????) вместе с Ифитом. Различного рода неприятности даже со стороны матери Харилая заставили Л. покинуть родину, куда он намерен был возвратиться только тогда, когда Харилай вырастет и будет иметь наследника. Прежде всего он прибыл на остров Крит, где, как говорят, у него и явился план дать Спарте государственное устройство; с этою целью он отправил туда певца Фалета, чтобы сперва музыкой и пением прекратить раздоры. Plut. Lyc. 4. Затем, говорят, удалился в Ионию и достал там полный экземпляр гомеровских песен, до тех пор мало известных в Элладе. Вследствие настоятельных требований Л. вернулся в Спарту, где неспособный Харилай был царем только по имени. Когда дельфийский оракул одобрил предприятие Л., последний принялся за преобразование государства, что ему и удалось, правда, не без сопротивлений, но зато и без всяких насильственных мер, т. к. главной его заботой было воскресить дорический характер и наметить, таким образом, дальнейшее его развитие. Чтобы обеспечить за этим устройством как можно более продолжительное существование, он взял, как рассказывает Плутарх (Lyc. 29), со спартанцев клятвенное обещание строго держаться и не нарушать этого устройства до его возвращения из Дельф, куда он отправился посоветоваться с оракулом. Когда Пифия обещала славу и величие Спарте до тех пор, пока будут соблюдаться его законы, он добровольно кончил свою жизнь голодною смертью в Кирре, или в Элиде, или на острове Крит (Plut. Lyc. 31), приказав прах свой бросить в море, чтобы таким образом спартанцы не могли считать себя свободными от данной ему клятвы. В Спарте ему воздавали в святилище божеские почести. Hdt. 1, 66. Об его законодательской деятельности ср. Sparta, Спарта, 7 (государственное устройство);
6. политический противник Писистрата, предводитель «людей равнины». Hdt. 1, 59 сл.;
7. Л. афинянин, один из 10 аттических ораторов, был сын Ликофрона и, вероятно, родился ок. 396 г. до Р. X. Об его юности почти ничего не известно. Только после того, как среди греческих государств возникли раздоры вследствие происков Филиппа Македонского, Л., как Демосфен и Гиперид, выступил защитником интересов родины против македонского владычества. Он посвятил себя исключительно занятию внутренними делами и старался посредством приведения в порядок финансов доставить необходимые для войны средства; 12 лет, как кажется, с 341 по 329 г. до Р. X., он заведовал финансами, исправляя должность государственного казначея (?????? ???? ??? ????????? или ???? ??????? ????????), из них 8 лет, конечно, не под этим именем, т. к. эту должность можно было занимать только в продолжение 4-х лет. Он заботился о поправлении военных кораблей и впервые ввел тетреры и пентеры в военный флот, старался о поправке ????????? в трех военных гаванях, достроил морской арсенал, украсил большой театр Диониса, выстроил афинский ??????? (ристалище) и разукрасил гимназию в лицее. Упоминаются также и другие его постройки для украшения города. За свои разнообразные услуги государству он был награжден по предложению Стратокла (307 г. до Р. X.) почетным декретом, который дошел до нас (Plut. vit. X. or. p. 851). Отрывки этого декрета найдены в Афинах в 1860 г. и объяснены К. Курциусом (Philol. 24, 83. 261); другие надписи, касающиеся его деятельности, обработаны Келером (Hermes 1, 912. 2, 2. 5, 223). Сверх того, народ выражал ему свое удовольствие тем, что много раз украшал его венками. Умер он, по всей вероятности, в 325 или 324 г. и погребен на государственный счет по дороге, которая вела к Академии. Честный образ мыслей, прямота и твердость характера были отличительными качествами Л. Будучи часто обвиняем судебным порядком, он тем не менее никогда не подвергался наказаниям; сам же был весьма опасным обвинителем. Cic. Brut. 34. В древности было известно 15 его речей; из них до нашего времени сохранилась только, кроме фрагментов, одна речь против Леократа (??????????? ????????? ????? ??????????), из которой видно, что его политическое значение было несравненно выше ораторского и что форма уступает мысли: «Его язык шероховат, выражения не гладки, изложение лишено urbanitas, легкости и плавности, а в целом недостает гладкости и округленности». Изд. см. собрания Oratt. att. Рейске, Беккер (1811), Пинцгер (1824), Мецнер (1836), Шейбе (1871), А. Николаи (1875), Реданц (1876), собрание фрагментов Кислинга (1847).