фр. живописцы, братья Жан, Поль и Эрман; создатели миниатюр «Великолепного часослова герцога Беррийского» (1411—1416). Родились во второй пол. XIV в. в г. Неймегене (северо-запад Нидерландов). Воспитывались у живописца Жана Малуэля. С 1402 г. находились при дворе бургундского герцога Филиппа Смелого, затем поступили на службу к герцогу Жану Беррийскому, создали для его коллекции прекрасные иллюстрированные рукописи, из которых наиболее знаменит «Великолепный часослов герцога Беррийского». Братья украшали его до самой своей ранней смерти: все трое умерли от чумы в 1416 г. В часослове 129 миниатюр, из них 65 принадлежат кисти Л. Особенно интересны 12 миниатюр, украшающих календарь. Обычай украшать календарь, изображая месяцы как сцены работы и отдыха, известен с XIII в. Изображая тот или иной месяц, Л. рассказывали о нем все, что только можно, для них не существовало ничего второстепенного. С большой тщательностью они передавали подробности быта, костюма, из-за чего «Великолепный часослов» называют своеобразной энциклопедией повседневной жизни Франции нач. XV в.
Лит.: История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под редакцией ЦТ. Нессельштраус. М., 1982.
Лимбурги
Лимбурги
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
Лимбурги
, братья (Limbourg), братья Лимбург, Поль (Limbourg, Pol) — старший, наиболее прославленный, младшие Лимбург, Эрман (Limbourg, Hermain) и Лимбург, Жан (Limbourg, Jean). Конец XIV в., Неймеген, Нидерланды — ок. 1416. Французские живописцы, мастера книжной миниатюры. Сведения о них крайне скудны; считается, что происходят из Нидерландов (провинция Гелдер), из семьи художников. Отец — Арнольд — скульптор, резчик по дереву, мать — сестра известного живописца Жана Малуэля. В 1402 братья работают при дворе герцога Филиппа Бургундского, любителя и знатока искусства, выполняя миниатюры Поучительной Библии (Париж, Нац. библиотека, не закончена). После смерти герцога Филиппа (1404) переходят к его брату герцогу Жану Беррийскому, страстному любителю и собирателю рукописных книг. Здесь и протекала их дальнейшая деятельность. Они принимали участие в оформлении празднеств, дворцовых интерьеров, но главным их призванием было украшение рукописей. Они создали ряд подлинных шедевров. Прекрасный часослов герцога Беррийского — один из наиболее ранних (ок. 1408—1409, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Часословы (часовники) — молитвенники состояли из календаря, извлечений из Евангелий, молитв, приуроченных к определенному часу церковной службы. Лимбурги украсили Прекрасный часослов большим количеством миниатюр со сценами, почерпнутыми из Священного Писания, житий святых, а также изображениями самого герцога, его эмблемами и т. д. Одними из первых (в искусстве Франции) художники пытаются передать особенности ночного освещения (Распятие). На полях миниатюры Благовещение среди прихотливых сплетений листьев аканта изображены ангелы, играющие на музыкальных инструментах, здесь же резвятся маленькие путти. Появление такого "языческого" мотива — нововведение художников. Миниатюры Прекрасного часослова красивы и гармоничны по цвету, изысканны по рисунку и свидетельствуют о колористическом даровании и богатом творческом воображении мастеров. Вершиной творчества братьев стал Великолепный часослов герцога Беррийского (ок. 1409—1416, Шантийи, Музей Конде, закончен Ж. Коломбом в 1480-х). Особенной известностью пользуется календарь часослова Времена года. На 12 листах представлены картины жизни городской и сельской Франции нач. XV в., характерные для каждого месяца: в Марте пашут и подрезают виноградники, в Октябре сеют, Июнь — время сенокоса, Июль — жатвы, в Мае празднуют наступление весны, в Декабре охотятся и т. д. Причем это не отдельные сценки, а исполненные подлинного лиризма и поэзии образы мира, передающие восхищение художника его красотой. Миниатюристы не только правдиво и вдохновенно рассказывают о полевых работах, о трудах и развлечениях своих современников, но еще и о том, как прекрасна земля Франции, озаряемая ясным сиянием небес, орошаемая прохладными ручьями, благоухающая запахом сена и спелых хлебов, о том, как благословенно тепло очага в холодный зимний день. Каждый месяц имеет свой цвет: бело-голубой Февраль с людьми, греющимися у огня, ликующе-зеленый, малахитовый Май, жарко-золотой Июль. Поразительна звучность цвета, который остался таким же свежим и чистым, как 600 лет назад. Это объясняется обширными познаниями тайн своей профессии, применением натуральных красителей. Краски приготовлялись в самой мастерской. Из драгоценной ляпис-лазури, привозимой с Востока, получали синие тона ультрамарина, они глубоки и прозрачны, именно ими написаны сияющие лазурью небеса; зеленую добывали из малахита — это она радостно сверкает в зелени Мая; фиолетовую изготавливали из особых лишайников и т. д. Краски разводили водой с небольшим количеством клеящего вещества, некоторые растирались с добавлением уксуса, другие требовали щелочи, иногда нескольких капель вина, меда, яичного белка и т. д. Миниатюры календаря — ценнейший памятник истории культуры и искусства. В художественном освоении мира мастера намного опередили свою эпоху, обратившись к изображению реального пейзажа, к передаче эффектов освещения, воспроизведению тени, падающей от предметов, отражений в воде. Они достоверно воспроизводят облик старинных зданий. Мы узнаем кружевной силуэт Сен-Шапель с ее стремительно взмывающим в высь шпилем, массивные башни Консьержери (Июнь); белокаменные громады Венсенского замка, сияющие на фоне ярко-синего неба в Декабре; мощный донжон, сторожевые укрепления и зубчатые стены, островерхие кровли, узорчатые обрамления люкарн, фигурки химер-водосливов, заросли каминных труб, колоколенок, щипцов, резных флюгеров древнего королевского дворца Лувра (Октябрь). В тимпанах, венчающих изображения месяцев, помещены таблицы, содержащие обширные астрономические сведения о наступлении новолуния, продолжительности дня с точностью до минуты и т. д. Иллюстрации, близкие по стилю к манере братьев Лимбург, встречаются в других манускриптах из собрания Жана Беррийского: в Малом часослове (кон. 1400-х), Прекрасном часослове Богоматери (кон. 1400-х; оба — Париж, Нац. библиотека). В некоторых произведениях братьев можно обнаружить знакомство с достижениями мастеров Италии. После 1416 никаких упоминаний о деятельности братьев не найдено. Предполагают, что они погибли от какой-то губительной эпидемии. Творчество Лимбургов — одна из вершин европейского искусства начала XV в., знаменующая собой переход от готики к Раннему Ренессансу во Франции.
Лит.: Стародубова В. В. Братья Лимбурги. Времена года. М., 1974; Стародубова В. В. Братья Лимбурги. М., 2002; Meiss M. French Painting in the Time of Jean de Berry. The Limbourg and their Contemporaries. London, 1974.
В. Стародубова
Лит.: Стародубова В. В. Братья Лимбурги. Времена года. М., 1974; Стародубова В. В. Братья Лимбурги. М., 2002; Meiss M. French Painting in the Time of Jean de Berry. The Limbourg and their Contemporaries. London, 1974.
В. Стародубова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006