Линева, Евгения Эдуардовна

Найдено 1 определение
Линева, Евгения Эдуардовна

(урожденная Паприц) — род. 28 декабря 1853 в Брест-Литовске; пению училась у матери (ученицы Глинки), затем недолго в СПб. консерватории (Росси) и в Вене у Маркези. Дебютировала Вене, в концерте Оле-Булля, затем пела в опере в Вене, в Венгрии, Лондоне, Москве (Большой театр, 1882—83), после чего посвятила себя изучению, собиранию и исполнению народных песен. Хором Л. стала дирижировать уже с 14 лет (в Екатерининском институте в Москве, где училась). Оставив сцену, Л. организовала в Москве любительский хор, 5 сезонов исполнявший народные песни. Позднее, в 1891, организовала большой хор в Америке (из эмигрантов), с которым с большим успехом выступала 3—4 года исполняя русские песни во многих городах С.-А. Штатов (Филармонические Концерты в Нью-Йорке, Выставка в Чикаго и др.). Вернувшись в Россию, Л. 1897 счастливо применила впервые фонограф для записывания народных песен, одиночных и хоровых, и с тех пор свои экскурсии с фонографом совершает ежегодно (глухие места Поволжья, Полтавская губ. и др.). Часть этих песен (великорус.) издана Академией наук ("Русские народные песни" 1904), другую часть (малорус.) готовит к изданию "Музык. комиссия" при московском Об-ве любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии, секретарем которой Л. состоит.


{Риман}





Линева, Евгения Эдуардовна


(по мужу; урожд. фон Паприц) [28.12.1853 (9.1.1854), Брест-Литовск, ныне Брест — 24.1.1919, Москва] — арт. оперы (контральто), камерная певица, хоровой дирижер, фольклористка, муз.-общ. деятель. Род. в семье директора кадетского корпуса. Музыке обучалась сначала под рук. матери — А. К. Паприц (ученицы М. Глинки). В нач. 1860-х гг. жила с родителями в Москве, где получила общее и муз. образование в Екатериненском ин-те. Здесь пробовала свои силы в качестве регента институтского хора. По окончании ин-та в 1874 поступила в Петерб. конс. (кл. пения Дж. Росси), в том же году уехала в Вену, где совершенствовалась в пении у М. Маркези. Во время Всемирной выставки в Вене впервые выступила на конц. эстраде, затем успешно гастролировала в качестве оперной и камерной певицы в Будапеште, Париже и Лондоне. Вернувшись в сер. 1870-х гг. в Россию, принимала участие в моск. симф. концертах п/у Н. Рубинштейна, в к-рых исп. арии из "Stabat mater" Дж. Перголези, романсы М. Балакирева, О. Дютша. В 1875 и 1880 гастролировала с концертами в Саратове, где исп. арии из опер рус. композиторов и романсы П. Чайковского, Дж. Мейербера, И. Дессауэра. В 1882—83 солистка моск. Большого т-ра, на сцене к-рого выступала в партиях Вани ("Жизнь за царя" М. Глинки), Ратмира ("Руслан и Людмила"), Зибеля.


С 1870 участвовала в революционном движении, в 1882—84 входила в состав моск. студенческого нелегального "Общества переводчиков и издателей" и принимала участие в издании на рус. яз. произв. К. Маркса и Ф. Энгельса. В конце 1880-х гг. вышла замуж за инженера А. Линева, участника революционного движения. Находясь в Лондоне в 1884, вела переписку с Энгельсом. Вскоре вернувшись в Россию, записывала в рус. и укр. селах крестьянские песни. Организовала хор и в течение неек. лет выступала с ним перед рабочими и студентами. В 1890—96 находилась с мужем в эмиграции. Живя в Лондоне, создала хор рус. студентов — политических эмигрантов и англичан, владевших рус. языком, к-рый исп. под ее упр. рус. классическую и нар. музыку. В 1892 создала рус. нар. хор в США, первый концерт к-рого состоялся в Нью-Йорке (хоры из опер М. Мусоргского, П. Чайковского, вокальные сочинения Д. Бортнянского, рус. и укр. нар. песни). С этим хором гастролировала в Бостоне, Филадельфии и Чикаго. С 1896 жила в России. Принимала участие в работах этнографич. отд. Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (с 1902 секретарь моск. Муз.-этнографич. комиссии). В 1897—1910 совершила ряд фольклорных экспедиций (районы центр. России, Украина, Кавказ). В 1913 записала в Австро-Венгрии ок. 120 хорватских и словенских песен. С 1897 Л. впервые применила фонограф для записи нар. песен (540 рус. и 120 укр. хоровых песен), была пионером нотной расшифровки звукозаписей. Ее работы привлекли внимание рус. науч. общественности, в т. ч. В. Стасова.


В 1904 совместно с В. А. Булычевым организовала хор Пречистенских курсов для рабочих. В 1906 была одним из организаторов Моск. нар. конс., где преподавала до конца своей жизни. Была инициатором открытия в 1916 "Курсов пения рус. песен". Среди ее учениц — О. В. Ковалева.


Фонографические записи Л. — фонограмархив Ин-та рус. лит-ры АН СССР (Ленинград).


Соч.: Великорусские песни в народной гармонизации: Записаны Евгений Линевой. — СПб., 1904. Вып. 1; Вып. 2. — 1909; Начальные основы музыки. (Лекции для первого курса хорового класса Народной консерватории). — М., 1909; Всеобщая перепись народных песен в России. — М., 1914.


Лит.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями. — 2-е изд.— М., 1951: Канн-Новикова Е. Собирательница русских народных песен Евгения Линева Ред. и предисл. Е. В. Гиппиуса. — М., 1952; Аксюк С. Евгения Линева /7 Сов. музыка. 1954. № 12. С. 45—49; Песни старой деревни: Из писем Е. Линевой // Там же. 1955. № 3. С. 78— 81; Волков-Ланнит Л. Ф. Искусство запечатленного звука. Очерки по истории граммофона. — М., 1964. С. 20—21; Зелов Н. Соратница революционеров // Сов. музыка. 1970. № 11. С. 152—153; Во имя народа // В мире музыки. Ежегодник. 1979. — М., 1978; Шевлягина В. Ф. Московская народная консерватория и ее роль в музыкальном просвещении народных масс России (Диссертация, машинопись. 1975) — в ГБЛ.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008