Линицкий, Петр Иванович - писатель (1839 - 1906). Получил звание доктора богословия за сочинение ""Учение Платона о божестве"" (Киев, 1876). Магистерская его диссертация: ""Различные направления немецкой философии после Гегеля в отношении ее к религии"" была напечатана в журнале ""Вера и Разум"" в 1887 г. под псевдонимом И. Петров. Был профессором философии в киевской духовной академии. Линицкий настойчиво подчеркивал рационалистический характер своей философии. Сущность рационализма выясняется Линицким из противоположения его эмпиризму. Он не отрицает эмпирической науки, поскольку она ограничивает свою задачу исследованием фактов или феноменальной стороны бытия. Философия должна принимать все ценное в эмпиризме, но право оценки принадлежит разуму, с его априорными началами. Философские принципы Линицкого яснее всего выражены в его книгах: ""Идеализм и реализм"" и ""Основные вопросы философии"" (Киев, 1901). Другие главные его труды: ""Пособие к изучению вопросов философии"" (Харьков, 1892); ""Есть ли какая-либо связь между религией, верой и наукой"" (Харьков, 1898); ""Изящная литература и философия"" (Харьков, 1893); ""Философия Гартмана"" (Харьков, 1898). См. некролог Линицкого, профессора П. Кудрявцева , в ""Трудах Киевской Духовной Академии"" (т. II, 1906).
Линицкий Петр Иванович
— философ; род. в 1840 г.; воспитанник киевской духовной академии, там же впоследствии профессор философии. По мнению Л., философия имеет своей задачей не выводить одно понятие из другого, а, рассматривая вместе различные понятия, устанавливать между ними такие отношения, которые служили бы ко взаимному их разъяснению и подкреплению. Основные понятия, от которых зависит характер философского миросозерцания — не простые абстракции, но такие концепции, в которых отпечатлевается характер самого мыслящего лица. Этот характер получает важное значение в создании философских воззрений, когда содержит в себе черты национального гения; все важнейшие народы Запада выработали свое определенное миросозерцание. Главным мотивом философской мысли в России должно быть стремление согласить интересы интеллектуальные с религиозным духом русского народа. Наука должна проникнуться религиозным духом; религиозное сознание должно подняться до надлежащей высоты. Труды Л.: "Общий взгляд на философию" ("Труды Киев. Дух. Акд.", 1867); "Нравственные и религиозные понятия древних греческих философов" (там же, 1870), "Образовательное значение философии" (там же, 1872), "Обзор философских учений" (Киев, 1874), "Учение Платона о божестве" (Киев, 1876), "Об умозрении и отношении умозрительного познания к опыту" (Киев, 1881 — по поводу книги Чичерина "Наука и религия"), "Славянофильство и либерализм" (Киев, 1882), "Критическое обозрение обычных взглядов и суждений о различных видах общественной деятельности и началах общественного благоустройства" ("Вера и Разум", 1884), "Идеализм и реализм" (там же, 1884—1888).
{Брокгауз}
Линицкий, Петр Иванович (дополнение к статье)
— Его новейшие труды: "Изящная литература и философия" (Харьк., 1893); "Мышление научное и ненаучное" (ib., 1894); "О познании" (ib., 1895); "О формах и законах мышления" (ib., 1895); "Мышление и познание" (Харьк., 1896); "О необходимости метафизики" (ib., 1897); "Положение и нужды нашего духовного, преимущественно высшего образования" (ib., 1897); "Есть ли какая-либо связь между религиозной верой и наукой" (ib., 1898); "Философия Эдуарда Гартмана" (Харьков, 1898); "Основные вопросы философии. Опыт систематического изложения философии" (Киев, 1901); "Очерки истории философии древней и новой" (Киев, 1902); "К философии истории" (ib., 1902); "О бессмертии души и загробной жизни" (ib., 1903); "Пособие к апологетическому богословию (философия веры)" (ib., 1904).
{Брокгауз}