(по мужу Маршнер) [28.4(10.5).1884, с. Бабино Хотинского у. Бессарабской губ., ныне Черновицкой обл. — 22.3.1958, Бейрут] — арт. оперы (колор. сопрано), драмы, оперетты, камерная певица и педагог. Племянница укр. актрисы М. Заньковецкой. Род. в семье сельского учителя. Образование получила в Каменец-Подольской гимназии, где пела в церковном хоре и с 14 лет участвовала в концертах. С 1903 обучалась пению в Петерб. конс. (кл. Н. Ирецкой; сцен. мастерство проходила под рук. арт. и режиссера Александрийского т-ра А. Петровского). В 1907 и 1909 совершенствовалась в вокальном мастерстве в Милане под рук. дирижера т-ра "Ла Скала" В. Ванцо. Первые оперные партии проходила под наблюдением О. Пале-чека. На оперной сцене впервые выступила в 1904 в партии Джильды (Петерб. рус.-итал. частная опера, антр. А. Угетти; партнер Н. Фигнер). По предложению Н. Римского-Корсакова, оценившего талант молодой певицы, выступила в партии Снегурочки на сцене частной оперы. В 1906— 09, 1911 — 13, дек. 1916 — янв. 1917 солистка петерб. Мариинского т-ра (дебютировала в партии Джильды). В 1908 и 1929 гастролировала на сцене моск. Большого т-ра, в 1909 пела в петерб. Нар. доме. В 1913 и 1916 — в моск. Опере С. Зимина, в 1912 — в Москве, Киеве, Одессе, Кишиневе, Баку. В 1914—15 солистка петрогр. Т-ра муз. драмы, в 1915 — петрогр. Нар. дома, в мае 1916 и янв. 1917 пела в Киеве. С 1919 жила за границей. С 1909 успешно гастролировала за границей — в Милане (т-р "Ла Скала", на сцене к-рого пела в операх "Травиата", "Лакме", "Пуритане"), Париже (1909, по приглашению С. Дягилева вместе с Ф. Шаляпиным принимала участие в "Рус. сезоне" в опере "Псковитянка"), Лондоне (т-р "Ковент-Гарден", участвовала в лондон. премьере оперы "Секрет Сюзанны" Э. Вольф-Феррари, 1909), США (1909 и 1910, вместе с Г. Баклановым, в т. ч. в Чикаго, Бостоне, Нью-Йорке; в т-ре "Метрополитен-опера" в ансамбле с Э. Карузо и А. Бончи в "Риголетто", "Травиате" и "Манон"), в мае 1910 и 1911 пела в париж. т-ре "Опера комик", в 1910 — в Римской опере, затем в милан. т-ре "Ла Скала" (специально для Л. была поставлена "Сомнамбула"; здесь же в дек. 1914 выступила в девяти спектаклях п/у Тосканини), в 1911 — в париж. Т-ре С. Бернар (в операх "Царская невеста" и "Майская ночь"),.в окт. того же года — в Вене и Лондоне, в 1912 — в Будапешт. "Нар опере", мае — июне 1913 и мае 1914 — в париж. т-ре "Гранд-Опера" (вместе с Г. Баклановым в "Риголетто" и "Гамлете"), летом 1913 — в Вене, Гамбурге, Монте-Карло (здесь же 1 7 марта 1914 выступила в партии Элемы в премьере оперы "Валенсианские мавpы" А. Понкьелли; участвовала также в торжествах, посвященных Ж.-Ф. Рамо, и выступала в его опере-балете "Празднество Гебы, или Лирические таланты" и др.), в 1914 — в городах Южн. Америки. В 1924—27 ездила с гастролями в Европу (Париж, Лондон, Берлин, Рим, Прага, Варшава, Вена, Будапешт, Стокгольм), Китай, Японию, Сингапур, Индию, Австралию, Южн. Америку, Новую Зеландию. В 1924—27 солистка Бухарест. оперы. В 1927—29 с большим успехом выступала на оперных сценах и в конц. залах в городах СССР (Ленинград, Москва, Киев. Харьков. Днепропетровск, Ростов-н/Д, Одесса, Баку, Тбилиси). В этих концертах принимали участие франц. пианист Ив Нат и композитор Д. Шостакович. В 1933—36 выступала в Париже, Берлине, Бухаресте. Последнее выступление арт. состоялось в 1936 в Кишинев. т-ре "Экспресс". Обладала необычайным по красоте голосом "серебристого" теплого тембра и широкого диапазона (три октавы, свободно брала фа 3-й октавы), легко исп. виртуозные пассажи. Ее голос сравнивали с флейтой и скрипкой. Зарубеж. критики, называя арт. "северной звездой", ставили ее в ряд выдающихся певиц — М. Ван Зандт, А. Патти, М. Малибран, А. Галли-Курчи. Отмечался также драм. талант певицы: "Она — законченная трагедийная актриса. Патетическая игра, сильная выразительность и скульптурно гармоническая жестикуляция делают Лидию Липковскую одной из самых выдающихся артистических фигур эпохи" ("Rampa" (Бухарест). 1924. 5 decembrie].
1-я исп. партий: в Петрограде — Рахили ("Мадемуазель Фифи"), Сюзанны ("Секрет Сюзанны"); в Мариинском т-ре — Лейлы ("Искатели жемчуга"). Лучшие партии: Марфа ("Царская невеста"), Снегурочка, Татьяна, Амур ("Орфей и Эвридика"), Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Лючия ди Ламмермур, Виолетта, Джильда, Лакме, Лейла, Манон. Др. партии: Ольга Токмакова; Церлина ("Дон Жуан"), Маргарита ("Фауст"), Валентина, Микаэла, Офелия, Недда, Олимпия. (Партии зарубеж. репертуара исп. на яз. оригинала),. Партнеры: Г. Бакланов, Н. Большаков, А. Бончи, М. Кормак, Дж. Мартинелли, А. Мозжухин, Е. Петренко, Т. Руффо, Л. Собинов, Д. Смирнов, М. Фигнер, Н. Фигнер, Ф. Шаляпин. Пела п/у М. Бихтера, М. Голинкина, А. Коутса, Э. Крушевского, Э. Направника, А. Тосканини, Н. Черепнина.
Выступала также в опереттах (в т. ч. в "Веселой вдове" Ф. Легара вместе с А. Вяльцевой и A. Давыдовым и др.), в драм. спектаклях (в 1912— на сцене Александрийского т-ра в роли Псиши в одноименной пьесе Ю. Беляева).
Постоянно выступала на концерах (в т. ч. благотворительных) до 1941. В 1951 дала концерт в Париже. Концертный репертуар наряду с оперными ариями включал франц. и испан. песни, исполнявшиеся певицей с особым эффектом. В 1912 в одном из концертов выступила в ансамбле с известным скрипачом Л. Ауэром.
Талант певицы высоко ценили Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, Э. Направник, Ж. Массне (композитор назвал ее "лучшей Манон из до сих пор им слышанных и виденных"; позднее специально для Л. переделал партию Таис в своей одноименной опере), К. Станиславский, В. Мейерхольд, B. Качалов, А. Луначарский, А. Куприн (посвятил ей стихотворение).
Я помню Мариинского театра
Роскошный зал, в сверкании огней.
Блеск шелка и парчи и золото мундиров,
Духов парижских тонкий аромат
И вееров ленивое движенье,
Пластронов белизну и тысячи голов.
Открыта сцена. Парк на заднем плане.
За рампою плейелевский рояль,
За ним лохматый аккомпаниатор
Тревожно ждет условный легкий знак.
Певица медленным обводит взором.
Партер и ложи. Как она мила!
Она вся в белом. Белые перчатки
И туфельки, и веер. Только
Краснеет жарко роза, роза в волосах...
Еще одно мгновение, и звуки
Необычайной сладости текут,
Текут, как солнца золотая радость,
Как песня соловья... И замолчал
Притихший зал, восторгом очарован
И потрясен...
В 1937—41 рук. кафедры сольного пения Кишинев. конс., в 1941 давала частные уроки пения в Одессе и Бухаресте, с 1952 преподавала в Рус. конс. в Париже, в 1950-х гг. — в Бейруте. Учеников воспитывала на рус. классике. Ученики: Л. Бабич-Хынку, Л. Боксан, В. Зеани, Г. Зобиан, X. Мариниде, А. Стырча, Т. Чебан.
Записывалась на грампластинки в Петербурге ("Одеон", 1910; "Граммофон", 1912—14), Нью-Йорке ("Колумбия", 1911), Вене ("Граммофон", 1913). Архив. записи Л. — в ГЦММК, ЦГАЗ СССР, в коллекции Ю. Перепелкина.
Лит.: А. К. Наши артисты. Вып. 1: Л. Я. Лип-ковская. — СПб., 1909; К[оптяев] А. Концерты г-жи Липковской // Биржевые ведомости. 1917. 13 февр.; Gravе. Л. Липковская // Жизнь искусства. 1927. № 47. С. 12; Mузалевский В. Л. Я. Липковская // Красная панорама. 1927. № 48; Л. Я. Липковская // Театр. клуб, кино (Одесса). 1928. № 29. С. 6; Н. Г. Концерт Л. Я. Липковской // Там же. 1929. № 30. С. 14; Л. Я. Липковская в портретах. 1910— 1929. — Париж, 1929; К. С. Станиславский: Материалы. Письма. Исследования. — М., 1955; Ленинградская консерватория в воспоминаниях. 1862—1962. — Л., 1962; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962; Его же. Четверть века в опере. — М., 1970. С. 49—50, 346—347; Голос которому рукоплескал весь мир. (О певице Л. Я. Липковской, прославившей г. Кишинев) // Веч. Кишинев. 1968. 25 мая; Леванский И. Старая тетрадь (певицы Л. Я. Липковской, родившейся в с. Бабино, Хотинского уезда) // Там же. 25, 27—31 мая и 1, 3, 4, 7 июня; Квалиашвили М. Г. По трудному пути: Воспоминания. — Тбилиси, 1969. С. 35—36; Лей Ал. "Полетела бы на родину" // Кодры (Кишинев). 1973. № 4. С. 148—149; Чайковский Г. Знаменитые певцы Молдавии. — Кишинев. 1975; Арабаджиу Р. Очарованная песней. Страницы жизни и творчества Л. Я. Липковской. — Кишинев. 1977.