, Филиппино (Lippi, Filippino) 1457, Прато — 1504, Флоренция. Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. Сын художника фра Филиппо Липпи, ученик Боттичелли. Работал во Флоренции. Риме, Прато. В 1480-х завершил роспись капеллы Бранкаччи, не оконченную Мазаччо и Мазолино (Флоренция, церковь Санта Мария дель Кармино). Самый одаренный из всех мастеров круга Боттичелли, Филиппино Липпи, подобно некоторым другим мастерам рубежа XV—XVI вв., пережил душевный надлом, отразившийся на характере его искусства. Дарование художника наиболее гармонично раскрылось в работах 1480-х. В лучшей из них — алтарной композиции Видение св. Бернарда (ок. 1486, Флоренция, Бадия) — унаследованная от Боттичелли грациозность, нервная подвижность линий, любовь к легким, летучим движениям сочетается с простотой, задушевностью, мягкостью образов, широтой скалистого пейзажа, оживленного движения света и легких теней. В 1490-х в работах художника нарастает беспокойство, резкость движений, аффектация жестов, преувеличенность эмоций (Поклонение волхвов, Флоренция, галерея Уффици). Усложненность и театрализованность композиций, эффектность архитектурных антикизированных декораций, доведенная до гротеска экспрессия характерны для росписей Филиппино Липпи Истории Фомы Аквинского (1489—1498, Рим, церковь Санта Мария сопра Минерва), История апостолов Иоанна и Филиппа (1494—1502, Флоренция, церковь Санта Мария Новелла, капелла Строцци).
Лит.: Schart A. Filippino Lippi. Wien, 1935.
И. Смирнова
ЛИППИ
ЛИППИ
lippi) фра Филиппо (ок. 1406, Флоренция – 1469, Сполето, Италия), итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. Родился в семье мясника. В раннем детстве потерял родителей и остался на попечении тетки, затем воспитывался в монастыре дель Кармине, где в 15 лет принял обет монашества («фра» – сокращение от итал. frate– брат). Испытал влияние Мазаччо и Мазолино, работавших в монастыре, а также художника-монаха Фра БеатоАнджелико. Уйдя в 1431 г. из монастыря, Липпи продолжал носить иноческую одежду. В 1456 г. он похитил из женского монастыря в Прато молодую монахиню Лукрецию Бути и женился на ней, за что подвергался гонениям, пока Папа Римский, по ходатайству флорентийского герцога Козимо Медичи, не освободил их от монашеского обета и не признал брак законным. Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время в Падуе (1434), в Прато (1453–1465) и в Сполето.
Все произведения Липпи исполнены на религиозные сюжеты, но пронизаны любовью к земным радостям, восхищением перед красотой, страстностью и пылкостью фантазии. В свои фрески, проникнутые тонким музыкальным ритмом, он вводил многочисленные портреты современников (фрески хора собора в Прато на темы из жизни святых Стефана и Иоанна Крестителя, 1452–64 гг.; «Реформа кармелитского ордена» в Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, 1432; «Коронование Богоматери», 1441–47). Просветленной задушевностью наполнены небольшие религиозные композиции «Поклонение младенцу» (кон. 1450-х – нач. 1460-х гг.) и «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (ок. 1465 г.). Первым во флорентийской живописи Липпи ввел круглый формат картины – тондо («Мадонна с Младенцем и житием св. Анны», 1452). Учеником Фра Ф. Липпи был С. Боттичелли.
Все произведения Липпи исполнены на религиозные сюжеты, но пронизаны любовью к земным радостям, восхищением перед красотой, страстностью и пылкостью фантазии. В свои фрески, проникнутые тонким музыкальным ритмом, он вводил многочисленные портреты современников (фрески хора собора в Прато на темы из жизни святых Стефана и Иоанна Крестителя, 1452–64 гг.; «Реформа кармелитского ордена» в Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, 1432; «Коронование Богоматери», 1441–47). Просветленной задушевностью наполнены небольшие религиозные композиции «Поклонение младенцу» (кон. 1450-х – нач. 1460-х гг.) и «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (ок. 1465 г.). Первым во флорентийской живописи Липпи ввел круглый формат картины – тондо («Мадонна с Младенцем и житием св. Анны», 1452). Учеником Фра Ф. Липпи был С. Боттичелли.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007