ЛИПШИЦ Жак (Хаим-Якоб)
ЛИПШИЦ Жак (Хаим-Якоб)
22.08.1891 (Друскеники Гродненской губ., ныне Друскининкай, Литва) 26.05.1973 (Капри, Италия). Скульптор. Старший из семерых детей строительного подрядчика Абрахама Липшица и дочери владельца гостиницы Рахили Кринской. С 1899 учился в хедере в Гродно, в 1902-06 - в коммерческом училище в Белостоке, с 1906 - в гимназии в Вильно. Посещал занятия в Виленской рисовальной школе, готовился стать архитектором, увлекался лепкой. В 1909 втайне от отца на деньги, полученные от матери, уехал в Париж и поступил в Национальную школу изящных искусств, в скульптурную мастерскую Ж.-А. Энжалбера. Посещал академию Р. Жюльена (класс скульптора Р. Верле) и академию Ф. Коларосси, рисовал в Лувре. Увлекался африканским и первобытным искусством. В 1912 приехал в Россию для прохождения воинской службы, но был освобожден по состоянию здоровья. Осенью 1912 вернулся в Париж, устроился в мастерской на Монпарнасе. Его друзьями стали художники А. Модильяни, М. Кислинг, X. Сутин, поэты Б. Сандрар и М. Жакоб. Открыл для себя творчество кубистов и футуристов — П. Пикассо, Ж. Брака, Р. Дюшана, У. Боччони. В 1913 впервые выставил скульптуру из камня в традиционной манере в Осеннем салоне и салоне Национального общества изящных искусств. В 1914 вместе с Д. Риверой и Мари Бланшар побывал в Испании, показал одну скульптуру на совместной выставке в Мадриде. В 1915 встретил поэтессу Берту Китроссер, родом из Белоруссии, которая стала спутницей его жизни (брак был оформлен в 1925). В 1916 познакомился с X. Грисом. С 1915 создавал кубистские скульптуры («Голова», «Гитарист», «Девушка с косой » и др.), экспериментировал с раскрашенными рельефами. В 1916 заключил контракт с маршаном Л. Розенбергом, в 1920 провел в его галерее L’Effort Modeme первую выставку, которая принесла успех. Тогда же о нем вышла монография М. Рейналя. После выставки разорвал контракт с Розенбергом, чтобы оставаться независимым. В 1920-21 исполнил бюсты Жана Кокто, Гертруды Стайн, Коко Шанель, Раймона Радиге. В 1921 участвовал в Выставке русского искусства в лондонской галерее Whitechapel. В 1922 его покупателем и заказчиком стал американский коллекционер А. Барнес. В 1924 получил французское гражданство. Переехал в Булонь-сюр-Сен, в доммастерскую, построенный по проекту Ле Корбюзье. В 1925 создал первую скульптуру из серии «прозрачных» с использованием отверстий и ниш («Арлекин с мандолиной », «Арлекин с гитарой» и др.). В 1927 получил заказ на скульптуру большого размера - «Радость жизни», один из вариантов которой позже передал в ГМ ИИ. В 1930 провел в парижской галерее La Renaissance ретроспективную выставку (100 работ), утвердившую его известность. Участвовал в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), выставках русского искусства в Париже (1931, галерея L’fepoque; группа журнала «Числа») и Уилмингтоне, США (1932). В 1920-30-е сочувственно относился к советской власти, входил в парижскую группу русских художников «Удар» и в Ассоциацию революционных писателей и художников; его работы репродуцировались в левых газетах «Le Monde» и «L’Humanite ». В 1935 посетил СССР. В 1930-е создал ряд скульптур на мифологические и библейские темы: «Геракл» (1933), «Давид и Голиаф» (1934), «Похищение Европы» (1938), монументальную композицию «Прометей» для фронтона Дворца открытий и изобретений на Международной выставке в Париже (1937; золотая медаль). В 1935 прошла первая персональная выставка в США, в нью-йоркской галерее Bnimmer. В 1937 на выставке «Мастера независимого искусства» во дворце Пти Пале в Париже его работам был отведен зал. В мае 1940 перебрался в Тулузу, в июне 1941 с помощью друзей переехал с женой в Нью-Йорк. Выставлялся в нью-йоркской галерее С. Buchholz. Исполнил бронзовую группу «Мать и дитя» (1941-45) и новый вариант «Прометея» для здания Министерства образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (1942-44). В 1946 приехал в Париж, провел персональную выставку в галерее Maeght; стал кавалером ордена Почетного легиона. Расставшись с женой, вернулся в США. С 1947 жил в пригороде Нью-Йорка Хастинг-на-Гудзоне. В 1948 женился на скульпторе Ю. Хапберштадт (Yulia Halberstadt), в 1950 у них родилась дочь ЛолаРашель. В 1958 принял американское гражданство. С 1961 лето проводил на собственной вилле в Италии. Посещал Израиль (1963,1967). В числе наиболее известных скульптур 1950-60-1: барельеф «Рождение муз» для Дж. Д. Рокфеллера (1950), скульптура «Богородица радости» для церкви в Асси, во Франции (1948-55), серия фантастических малых бронзовых фигур на тему пробивающегося ростка (1959), серия «Образы Италии» (1961-62), монументальные композиции «Между небом и землей» (1964, Хастинг-на-Гудзоне), «Мир на Земле» (1969, Музыкальный центр Лос-Анджелеса), «Народное государство» (1971, здание муниципалитета в Филадельфии), «Беллерофонт, укрощающий Пегаса» (1972, здание Колумбийского университета). Провел выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1954) и музее Stedelijk в Амстердаме (1958; затем обошла многие города Европы), передвижные выставки по городам США (1963 - организована Калифорнийским университетом; 1965 - организована нью-йоркской галереей Marlborough), серию выставок в городах Европы и в Израиле (1970-71) и др. В 1972 ретроспективная выставка состоялась в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Был избран почетным доктором университета Брандиес, Колумбийского и ТельАвивского университетов, американской Иудейской богословской семинарии. Награжден золотой медалью Пенсильванской академии изящных искусств в Филадельфии (1952), золотой медалью Американской академии искусств и словесности (1968), почетными наградами университетов. В 1972 опубликовал книгу воспоминаний «Моя жизнь в скульптуре». Незадолго до смерти вернулся в Европу и последние дни жизни провел на Капри. Похоронен в Иерусалиме.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999