ЛИПШИЦ Жак

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛИПШИЦ Жак
30.8.1891, г. Друскеники, Гродненской губ. - 27.5.1973, о. Капри, Италия) - скульптор. Сын подрядчика. Учился в хедере, с 1899 в коммерческом училище в Белостоке и в Вильно, затем в Виленской рисовальной школе, готовясь стать архитектором. В 1909 отправился в Париж. Увлекшись скульптурой, поступил в Академию изящных искусств, где его мэтром стал Ж.А.Инжальбер; посещал также сеансы рисунка и лепки в академии Жюльена, академии Коларосси, муниципальном колледже на бульваре Монпарнас.
В 1912 уехал в Россию для прохождения военной службы. Вернувшись во Францию в 1913, снял мастерскую в «La ruche» («Улей»), охотно общался с земляками {М.Шагалом, О.Штеренбергом, О.Цадкиным, Х.Сутшшм и др.), но наиболее близок ему оказался А.Модильяни, написавший двойной портрет «Жак Липшиц с женой» (1916-17). Решающее влияние на художественное мировоззрение Л. оказал кубизм Пикассо и Брака; ранние произведения Л. (из камня) - своеобразные кубистические полотна, вышедшие в третье измерение, обладающие устойчивостью, монолитностью, утяжеленной компактностью («Голова», 1915-16; «Гитарист», 1915: «Арлекин с аккордеоном», 1918 и др.). В рельефы и барельефы Л. вводил полихромную раскраску («Натюрморт с гитарой», 1919; «Музыкальные инструменты», 1924). В 1920 состоялась первая персональная выставка Л. в галерее Эффор Модерн. В 1924 принял французское гражданство.
Международное признание принесла ему выставка в галерее Бюше (1930).
В середине 1920-х пластический язык Л. решительно изменился - сильное лирическое начало смягчило строгость и четкость линий, жесткую огранку условных обобщенных изображений. На смену стереометрическим объемам, группировавшимся в монолитную центрическую композицию, пришли динамика, пространственная свобода, прихотливость линий и силуэтов. Камень уступил место бронзе, лепка вытеснила ваяние. Проемы и «дыры» в плотной вещественности были самой заметной, бросавшейся в глаза пластической особенностью бронзовых вещей Л.: они породили общее определение новых работ - «транспарантная» («ажурная») скульптура. Излюбленными ее темами стали сюжеты, связанные с Арлекином («Арлекин с мандолиной», 1925: «Арлекин с банджо», 1926: «Арлекин с гитарой», 1926 и др.
В 1928 участвовал в русском разделе выставки «Современное французское искусство» в залах Музея нового западного искусства. В 1935 приехал в СССР, впервые побывал в Ленинграде, в Эрмитаже. В Москве получил заказ на портрет Ф.Дзержинского (1935, бронза): подарил Музею изобразительных искусств им. А.Пушкина один из вариантов бронзовой скульптуры «Радость жизни». Почувствовав враждебную настороженность, отказался от мысли вернуться в СССР, но вынес из поездки сильные впечатления, особенно от размаха строительства, значимости пластики в архитектуре, т.к. считал чрезвычайно важным одухотворение архитектурных сооружений.Л. был близок со многими архитекторами группы «Esprit Nouveau», с ее организатором Ле Корбюзье, который спроектировал виллу Л. - одно из выдающихся сооружений XX в, Свои представления о роли скульптуры в создании современного пластического синтеза Л. воплотил в монументально-декоративной композиции «Прометей», украсившей «Дворец открытий и изобретений» на международной выставке в Париже в 1937. Тема трагической битвы титана с хищным орлом стала сквозной в его творчестве: одну из лучших композиций создал в 1942-44 для здания бразильского министерства национального образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро.
После оккупации Франции нацистами переехал в 1941 в США и остался там жить после окончания войны. С конца 1930-х стали появляться произведения Л" интерпретировавшие в современном ключе барочные пластические концепции с их напряженностью объемов и масс, динамикой композиции, экспрессивной игрой светотени. Один из шедевров Л. - бронзовая группа «Мать и дитя» (1941-45), трагический пафос которой рожден переживаниями военных лет (женский торс с мучительно запрокинутой головой: раскинутые руки, защищавшие дитя). В послевоенные годы продолжал работать в области монументальной пластики: новый вариант скульптуры «Прометей, удушающий орла» (1944-53); композиция с фигурой Богоматери для собора в Асси (Франция).
Постоянной темой на протяжении всей творческой биографии Л. был портрет, не подверженный никаким пластическим экспериментам в отличие от станковых и монументальных скульптур. В портретах Л. всегда был реалистом. Считал обязательным внешнее сходство, стремился выразить всю глубину индивидуальности модели. Обобщенность форм, компактность масс, бережная модуляция сглаженных поверхностей придавали портретам Л. монументальность и весомую значимость: лучшие среди них - портрет Гертруды Стайн, портреты жены (1920-е) и др. Незадолго до смерти возвратился в Европу. Соч.: My Life in Sculpture. New York, 1972.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции

ЖАК ЛИПШИЦ
1891–1973) Жак Липшиц входит в плеяду мастеров парижской школы, объединившей и французов, и уроженцев многих других стран мира, чье творчество сложилось в интернациональной атмосфере мировой столицы на протяжении 1910-х годов и выявило свою художественную зрелость после Первой мировой войны. Жак Липшиц родился 22 августа 1891 года в городке Друскеники Гродненской губернии. Он поступил в Виленскую рисовальную школу, собираясь стать архитектором. Когда Жаку исполнилось восемнадцать лет, он едет в Париж. Здесь у него пробуждается интерес к скульптуре. Стремясь получить солидное академическое образование, он поступает в Национальную школу изящных искусств. Липшиц учится у Жана-Антуана Инжальбера, последователя мастеров реалистической скульптуры второй половины XIX века, Ж.-Б. Карпо и Ж. Далу. Позднее Жак посещает занятия в академиях Жюльена и Коларосси, муниципальном коллеже на бульваре Монпарнас. Однако решающее творческое влияние на Липшица оказывают художники-кубисты, прежде всего Пикассо и Брак. В 1912 году Липшиц возвращается в Россию, где проходит военную службу. В 1913 году он снова приезжает в Париж. С этого времени начинается самостоятельный творческий путь скульптора. Молодой художник снимает мастерскую на тогдашней окраине Парижа в небезызвестном «Улье» (Ля Рюш), питомнике будущих знаменитостей XX века. Большая дружба связывает его с итальянским художником и скульптором — Амедео Модильяни. Последний пишет двойной портрет «Жак Липшиц с женой» (1916–17). Скульптура Модильяни вместе с живописью кубистов становится вдохновляющим истоком искусства Липшица 1915–1925 годов. «Кубистическая живопись, как известно, стремилась передать объемность, трехмерность реальных объектов на двухмерном холсте — ранняя скульптура Липшица и представляет собой словно обретшие фактическое третье измерение кубистические полотна, — пишет А. Шатских. — Пластические работы художника, с их строгостью и четкостью линий, большими геометризованными плоскостями, гранящими условные, обобщенные изображения, обладают устойчивостью, монолитностью, утяжеленной компактностью — они все будто сделаны из камня или иного твердого материала. Главным же художественным средством выразительности в этих изваяниях становится подчеркнутая конструктивность, логическая структура вертикальных и горизонтальных членений, обнаруживающая родство в построении архитектурных и скульптурных форм („Голова“, 1915–1916; „Гитарист“, 1918; „Матрос с гитарой“). Генетическая связь с кубистической живописью проявляется еще и в том, что в рельефы и барельефы Липшиц вводит цвет, полихромную раскраску — они поистине становятся „вышедшими“ в реальное пространство кубистическими „натюрмортами“, „скрипками“, „музыкальными инструментами“ („Натюрморт с гитарой“, 1919; „Музыкальные инструменты“, 1924). Резкие изменения происходят в творчестве Липшица в середине 1920-х годов, — победоносное вторжение лирического чувства, эмоциональности в образный характер его работ трансформирует пластический язык скульптора. На смену жестким линиям, стереометрическим объемам, выстраивающим монолитную центрическую композицию, приходят движение, пространственная свобода, прихотливость линий и силуэтов — податливую массу, взбухающую, текучую, органически живую, „прорывает“ воздух, образуя в ней „бреши“. Проемы и „дыры“ — наиболее бросающаяся в глаза пластическая особенность этих бронзовых вещей Липшица, которая дает им общее наименование: ажурная скульптура („Голова женщины“, 1930; „Возвращение блудного сына“, 1931, и др.)». В 1935 году скульптор совершает поездку в Советский Союз. Здесь Липшиц исполняет две работы — заказной портрет Ф. Э. Дзержинского (сегодня он находится в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) и один из вариантов скульптуры «Радость жизни». Как человека его поражает размах строительства в СССР, а как художника — значимость пластики в создании архитектурно-скульптурного синтеза. Липшиц был близок с архитекторами и входил в группу «Эспри Нуво». С ее организатором, Ле Корбюзье, его связывали не только творческие, но и тесные дружеские отношения. Для него, мастера парижской школы, проблема синтеза архитектуры и скульптуры была одной из сложных и интересных творческих задач. Международная выставка 1937 года Париже была отмечена в первую очередь мухинской статуей «Рабочий и колхозница». Там же монументально-декоративная композиция Липшица «Прометей» украшала «Дворец открытий и изобретений». Вообще тема битвы Прометея с хищным орлом стала сквозной для искусства скульптора. Один из вариантов «Прометея» Липшиц исполнил в 1942–44 годах для здания бразильского Министерства национального образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро. Еще с конца тридцатых годов в пластике художника начинают нарастать новые тенденции: «ажурная скульптура» постепенно уступает место мощным барочным произведениям, со свойственным им динамикой, экспрессивной игрой светотени, напряженностью объемов и масс. После фашистской оккупации Франции Липшиц, как и многие другие деятели культуры, эмигрирует в 1941 году в США. Здесь он живет и после войны. В Америке рождается одна из самых трагических скульптур Липшица — бронзовая группа «Мать и дитя» (1941–1945). Ее образный пафос несомненно рожден ужасом Второй мировой войны. Тема женщины с ребенком — Мадонны, Богоматери — вечная тема искусства. У Липшица она приобретает драматическое звучание: женский торс с мучительно запрокинутой головой распят в отчаянном жесте раскинутых рук матери, обреченно защищающей дитя от страшного неба, заслоняющей его своим телом от всех выстрелов… Это произведение скульптора среди прочих экспонировалось в Москве на Национальной выставке «Американская живопись и скульптура» в 1959 году. В послевоенные годы Липшиц продолжает разрабатывать пластическую тему единоборства Прометея с орлом, выполнив второй вариант «Прометея, удушающего орла» (1944–1953). Он также создает монументальную фигуру Богоматери для собора во французском городке Асси (департамент Верхняя Савойя). В Европу скульптор возвращается незадолго до смерти. Жак Липшиц скончался 26 мая 1973 года на острове Капри.

Источник: 100 великих скульпторов. 2002