стихотворные произведения, которые отличались от остальных стихотворений Л. выражением интимных, любовных переживаний. Первые образцы Л. п. имеются в «Письме о правилах российского стихотворства». Наиболее выразительно звучит строфа: «Одна с Нарцисом мне судьбина, Однако с ним любовь моя: Хоть я не сам тоя причина, Люблю Миртиллу, как себя». Ранняя лирика Л. большей частью состоит из сочиненных им стихотворных примеров, которыми он иллюстрирует свои теоретические рассуждения. Лирическими были и стихотворные переводы Л., сам выбор которых свидетельствует о его интересе к пейзажной, любовной и анакреонтической лирике. Лирические настроения проявляются и в одах Л. в виде его «поэтического восторга», которым они пронизаны, и особенно – в духовных одах. Позднее у Л. начинают проступать нотки усталости, особенно заметные в стихотворении «Письмо его Высокородию Ивану Ивановичу Шувалову»: «Меж стен и при огне лишь только обращаюсь; Отрада вся, когда о лете я пишу; О лете я пишу, а им не наслаждаюсь И радости в одном мечтании ищу». Лирической медитацией, выражением мыслей и чувств человека, несправедливо оскорбленного в своих лучших побуждениях, потерпевшего за правду, явилось стихотворение «Правда ненависть рождает...» (1755). Оно созвучно чувствам, которые поэт выразил в стихотворениях «На всерадостное объявление о превосходстве новоизобретенной Артиллерии», «Оставь, смущенный дух, презрение сует...», «Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф...». Лирические стихотворения Л. способствовали «формированию в России лирических жанров и становлению в структуре стихотворения важнейшего элемента – лирического образа автора».
Лит.: Большухина Н. П. Лирика Ломоносова (малые жанры)//Ломоносов и русская литература. М. 1987.