Лисий
Лисий
459- 380 гг. до н.э.) - афинский оратор, демократ. С 412 г. жил в Афинах. Ему приписывают свыше 200 речей (дошло 40). Наиболее знаменита речь против виновника гибели его брата (который был казнен в правление тридцати тиранов в 404- 403 гг., тогда же было конфисковано имущество семьи Лисия).
Источник: Исторический словарь
ЛИСИЙ
имя двух лиц: 1Мак 3:32 — наместник царя Сирийского Антиоха Епифана, которому было поручено управление государством и воспитание царского сына, Антиоха Евпатора, на время путешествия царя за Евфрат. Он получил от царя приказание истребить самую память Иудеев, но предпринятые им во исполнение царской воли воинские походы на Иудею, несмотря на огромные войска, оказались безуспешными. Разбитый Иудою Маккавеем, он должен был заключить с ним мир. Деян 23:26, 24:7,22 — см Клавдий Лисий
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Лисий
(лат. Lisius, ок. 435 – 380 гг. до н. э.) — афинский ритор, логограф (изготовитель речей для других); сторонник демократической группировки. Создал свыше 200 речей (сохранилось около 40 речей). Специфика речей Лисия: краткость, четкость мысли, наличие строгого принципа композиции материала (приступ, повествование (диэгеза), эпилог); чувство меры при использовании риторических украшений; отказ от вычурности горгианского стиля и крайностей софистской риторики; употребление слов в их собственном значении; избегание смелых метафор. Стиль Лисия был позднее признан образцом аттицизма. Его включают в число 10 лучших ораторов древности.
ЛИСИЙ
459 — 380 до н.э.) — афинский оратор, сторонник рабовлад. демократии. С 412 до н.э. жил в Афинах на положении богатого метека. В правл. «тридцати тиранов» (404 — 403) имущество семьи Л. было конфисковано, брат казнен. Сам Л. бежал в Мегары и оттуда поддерживал рабовладельцев-демократов. После восстановл. рабовлад. демокр. вернулся в Афины. Традиция приписывала Л. св. 200 речей, из к-рых до нас дошли под его именем ок. 40. Наиболее знаменита его речь против Эратосфена, виновника гибели брата Л. Речи Л. явл. богатым, красочным и часто уникальным источ., освещающим вопросы политич., соц.-экономич. истории, внешней политики и быта Афин кон. 5 — нач. 4 вв. до н.э.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Лисий
(ок. 445 — 380 до н. э.), афин. оратор. Л. был метеком, сыном выходца из Сицилии, владевшего мастерской по изготовлению щитов. Как метек, не имел права лично участвовать в судебном заседании и поэтому избрал профессию логографа и преподавателя риторики. В эпоху античности Л. приписывалось 425 речей, из которых только 233 считались подлинными. Сохранилось 34 речи, среди них единств, произнес. Л. судебная речь и две торжеств, речи (надгробное слово над телами павших в Коринфской войне афинян и речь на празднике в Олимпии). В составл. выступлениях Л. умел отразить особенности характера своих клиентов. Эти речи интересны сведениями о социальных отношениях в Афинах в нач. 4 в. до н. э. Благодаря простой манере изложения Л. считался великим мастером аттич. речи, но уже во 2 в. до н. э. образцовыми с точки зрения стиля считались речи Демосфена.
Источник: Словарь античности. 1989
ЛИСИЙ
Lysias) (459-380 до н. э.) - афинский оратор, сторонник рабовладельч. демократии. С 412 до н. э. жил в Афинах на положении богатого метека. В правление "тридцати тиранов" (404-403) имущество семьи Л. было конфисковано, брат казнен. Сам Л. бежал в Мегары и оттуда поддерживал рабовладельцев-демократов. После вос- становления рабовладельческой демократии вернулся в Афины. Традиция приписывала Л. св. 200 речей, из к-рых до нас дошло под его именем ок. 40. Наиболее знаменита его речь против Эратосфена, виновника гибели брата Л. Речи Л. являются богатым, красочным и часто уникальным источником, освещающим вопросы политич., социально-экономич. истории, внешней политики и быта Афин конца 5 - нач. 4 вв. до н. э. Соч.: Речи, пер. и коммент. С. И. Соболевского, М.-Л., 1933. Лит.: Поздеева И., Политич. процессы в Афинах в 403-400 гг. до н. э. (по речам Лисия), "ВДИ", 1961, No 4; Ferckel F., Lysias und Athen, W?rzburg, 1937.
Лисий
греч. Lysias)
(ок. 445 - 380 до н.э.)
оратор, приверженец афинской демократии; с 412 г. до н.э. проживал в Афинах на правах метека. С приходом к власти Совета тридцати тиранов имение его семьи было конфисковано, брат казнен, а сам Л. бежал в Мегары; возвратился в Афины с восстановлением там демократии. Традиция приписывает Л. более 200 речей, из которых полностью сохранилось 23 и 11 - в больших фрагментах. Их можно разделить по содержанию на политические, торжественные и судебные. Сам Л. выступил в суде лишь один раз - против олигарха Эратосфена, одного из виновников гибели его брата Остальные речи составлены им для заказчиков. Л. был блестящим психологом; благодаря изображению им мелких деталей повседневной жизни его речи являются ценнейшим источником по истории афинского общества 2-й пол. V - нач. IV в. до н.э.
Лисий. Речи / Пер. и вступ. ст. С.И. Соболевского. М.; Л., 1933; История греческой литературы: В 2 т. Т.2. М., 1955. С. 243-248.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Афинский оратор, сын Кефала из Сиракуз. В доме Кефала в Пирее происходит диалог "Государство", записанный Платоном, причем при разговоре присутствуют Лисий и его братья Полемарх и Евтидем. В Афинах Лисий был метеком, то есть постоянно проживающим в городе иностранцем, ограниченным в своих правах по сравнению с коренными горожанами. Во время правления Тридцати тиранов Лисия заключили в тюрьму, но ему удалось бежать. Позже он выступил с обвинительной речью против одного из Тридцати - Эратосфена. В этой речи описаны кровопролитие и разруха, последовавшие после того, как было установлено олигархическое правление Тридцати. В античности было известно 425 речей Лисия, которые славились четким изложением предмета и безукоризненным стилем; до нас дошли только 34 из них, в том числе единственная судебная речь и две торжественные (по случаю панихиды над павшими в Коринфской войне и посвященная празднику в Олимпии).
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. оратор. Жил в Афинах. Не будучи полноправным гражданином (отец Л. был выходцем из Сицилии), он не имел права выступать в суде и избрал профессию логографа, сочинителя речей для др. Первая и, no-вид., единств, лично произнесенная Л. речь в суде направлена против Эратосфена (XII), одного из 30 тиранов (404 - 403), виновного в смерти брата Л. Исход процесса не известен, но речь, несомненно, имела успех, т. к. после этого Л. становится признанным логографом и за оставшиеся 20 - 25 лет жизни пишет большое кол-во речей, из к-рых 23 дошли до нас полностью, all - в крупных фр-тах. Славу Л. создали речи, предназначенные для судебных процессов части, характера. Гл. их достоинства - психол. точность характеристики и передача реал, жизни современников. Язык Л. явл. образцом чистейшей аттич. речи, что достигается за счет отказа от употребления устаревших слов и неологизмов. Л. блестяще разрешил задачу, к-рую ни до него, ни после никто даже не ставил, - речь должна соответствовать умственным способностям и характеру выступающего в суде. Обрисовка нравов (этопея) дана в речах с удивительным мастерством. Самой сильной частью речи у Л. явл. т. н. «рассказ» - изложение обстоятельств дела, к-рый превращается у него в живые, удивительно точные картины жизни Афин. Простота, ясность и краткость стиля Л. нашли поклонников и подражателей в лице ораторов и критиков, т. н. аттикистоэ.
Я. Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(ок. 445 - 380 до н.э.)
оратор, приверженец афинской демократии; с 412 г. до н.э. проживал в Афинах на правах метека. С приходом к власти Совета тридцати тиранов имение его семьи было конфисковано, брат казнен, а сам Л. бежал в Мегары; возвратился в Афины с восстановлением там демократии. Традиция приписывает Л. более 200 речей, из которых полностью сохранилось 23 и 11 - в больших фрагментах. Их можно разделить по содержанию на политические, торжественные и судебные. Сам Л. выступил в суде лишь один раз - против олигарха Эратосфена, одного из виновников гибели его брата Остальные речи составлены им для заказчиков. Л. был блестящим психологом; благодаря изображению им мелких деталей повседневной жизни его речи являются ценнейшим источником по истории афинского общества 2-й пол. V - нач. IV в. до н.э.
Лисий. Речи / Пер. и вступ. ст. С.И. Соболевского. М.; Л., 1933; История греческой литературы: В 2 т. Т.2. М., 1955. С. 243-248.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Афинский оратор, сын Кефала из Сиракуз. В доме Кефала в Пирее происходит диалог "Государство", записанный Платоном, причем при разговоре присутствуют Лисий и его братья Полемарх и Евтидем. В Афинах Лисий был метеком, то есть постоянно проживающим в городе иностранцем, ограниченным в своих правах по сравнению с коренными горожанами. Во время правления Тридцати тиранов Лисия заключили в тюрьму, но ему удалось бежать. Позже он выступил с обвинительной речью против одного из Тридцати - Эратосфена. В этой речи описаны кровопролитие и разруха, последовавшие после того, как было установлено олигархическое правление Тридцати. В античности было известно 425 речей Лисия, которые славились четким изложением предмета и безукоризненным стилем; до нас дошли только 34 из них, в том числе единственная судебная речь и две торжественные (по случаю панихиды над павшими в Коринфской войне и посвященная празднику в Олимпии).
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. оратор. Жил в Афинах. Не будучи полноправным гражданином (отец Л. был выходцем из Сицилии), он не имел права выступать в суде и избрал профессию логографа, сочинителя речей для др. Первая и, no-вид., единств, лично произнесенная Л. речь в суде направлена против Эратосфена (XII), одного из 30 тиранов (404 - 403), виновного в смерти брата Л. Исход процесса не известен, но речь, несомненно, имела успех, т. к. после этого Л. становится признанным логографом и за оставшиеся 20 - 25 лет жизни пишет большое кол-во речей, из к-рых 23 дошли до нас полностью, all - в крупных фр-тах. Славу Л. создали речи, предназначенные для судебных процессов части, характера. Гл. их достоинства - психол. точность характеристики и передача реал, жизни современников. Язык Л. явл. образцом чистейшей аттич. речи, что достигается за счет отказа от употребления устаревших слов и неологизмов. Л. блестяще разрешил задачу, к-рую ни до него, ни после никто даже не ставил, - речь должна соответствовать умственным способностям и характеру выступающего в суде. Обрисовка нравов (этопея) дана в речах с удивительным мастерством. Самой сильной частью речи у Л. явл. т. н. «рассказ» - изложение обстоятельств дела, к-рый превращается у него в живые, удивительно точные картины жизни Афин. Простота, ясность и краткость стиля Л. нашли поклонников и подражателей в лице ораторов и критиков, т. н. аттикистоэ.
Я. Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Лисий
греческий оратор. Причислен к канону 10 ораторов. Был сыном богатого сиракузца Кефала. Родился в Афинах и жил там до смерти отца (430 г.). Пятнадцатилетним мальчиком переехал в Фурии (Южная Италия), где, возможно, воспитывался у Тейсия. После 412 г. вернулся в Афины. Он был богатым человеком, совместно с братьями пользовался доходами с процветающей мастерской по выделке щитов. Был репрессирован при 30 тиранах как сторонник демократии в 404 г. Еще до ареста ему удалось бежать в Мегару, но его брат Полемарх был приговорен к смерти и казнен, а имущество конфисковано. Будучи метеком, Л. не мог играть роли в политической жизни и выступать публично, он занимался писанием речей по заказу клиентов и преподавал красноречие. В 403 г. Тразибул выступил с предложением предоставить Л. афинское гражданство в награду за деятельную помощь, которую тот оказывал изгнанным демократам, но предложение это не было принято. Древние знали более 400 заглавий речей Л., но, по-видимому, только 233 действительно ему принадлежали. До нашего времени сохранилось 34 речи, и только 25 полностью. К наиболее известным речам для частных процессов принадлежат: Защита в деле об убийстве Эратосфена (Hyper tu Eratosthenus phonu apologia) - речь в защиту Евфилета, который убил Эратосфена, уличенного в прелюбодеянии с его женой; Защита Симона (Simona apologia) - речь 392 г.; обвинение в тяжких телесных повреждениях в ссоре за обладание гетерой (Peri traumatos ek pronoias); защита Каллия, обвиненного в святотатстве (Hyper Kallia hierosylias apologia), защита перед Ареопагом обвиненного в выкорчевании пня оливки, которая была в Афинах священным деревом (Areopagitikos peri tu seku apologia); обвинение Теомнеста, который выдал своего отца трибуналу Тридцати и стал причиной его смерти (Kata Theomnestu); обвинение Эратосфена - одного из Тридцати которого Л. обвинил в том, что он стал причиной смерти его брата Полемарха (Kata Eratosphenus tu genomenu ton triakonta). Среди речей на политических процессах следует назвать О том, что не стоит менять традиционного устройства Афин (Peri tu me katalysai ten patron politeian Athenesi). Эта частично сохранившаяся речь направлена против предложений об ограничении гражданства до уровня землевладельцев. От речи Против Эргокла (Kata Ergokleus) сохранился только эпилог. Эргокл из-за своей жажды славы сделался причиной неудач афинского флота. Отдельного упоминания заслуживают две большие речи, от которых сохранились лишь отрывки: Олимпийская (Olympikos) и Эпитафия (Epitaphios). Первая из них, очевидно, произнесенная в Олимпии в 388 г., содержит предостережение против опасности, грозящей Афинам с востока (персидский царь) и с запада (тиран Сиракуз). Эпитафия, посвященная памяти павших в Коринфской войне, имела чисто литературный характер и никогда не была прочитана. Ее долгое время считали неаутентичной. Сегодня преобладает мнение, что все же ее автором был Л. Л. обладал уникальной способностью четко представлять себе характер и умением приспособить к этому характеру стиль речи. Хорошо разбиравшийся во всех риторических тонкостях, он мог полностью вжиться в ситуацию клиента, для которого писал. Древние считали его образцом простого, лаконичного стиля. Л. избегал редких и поэтических выражений, метафор, фигур и сравнений. Охотнее всего он пользовался разговорным языком, хотя и не народным. Славился чистотой аттического диалекта и изяществом (charis) речей. Его признавали самым выдающимся аттическим логографом. Он оказал большое влияние на Демосфена и стал образцом для римских аттицистов. Композиция его речей была прозрачна, лучше всего ему удавался "рассказ" о сложившейся ситуации. Ему подражали Дейнарх, Харисий, Хигесий из Магнезии, его высоко ценили Дионисий Галикарнасский и Цецилий из Калеакте. Риторическое искусство Л. пользовалось у древних большим почетом.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
ЛИСИЙ
• Lys?as,
??????, занимает видное место в числе 10 афинских ораторов, хотя и не был афинским гражданином. Его отец, по имени Кефал, был богатым человеком в Сиракузах; но вследствие политического положения его родного города, а также и вследствие убеждений Перикла, с которым у него были приязненные отношения, он поселился в 447 г. в Афинах в качестве метэка; что он был человек умный и с характером, тому доказательством служат его отношения к Периклу, равно как и то обстоятельство, что Платон в своем сочинении о государстве выставляет его человеком, достойным уважения. Своим сыновьям Полемарху, Л. и Евфидему он дал превосходное образование. Л., как обыкновенно полагают, родился в Афинах в 80,2 ол. (459 г. до Р. X.). Вместе со своим старшим братом, еще не достигши 16-летнего возраста, он отправился в Фурии, город в Южной Италии, где, как кажется, и прожил 18 лет. Там он исправлял различные гражданские должности и пользовался большим уважением, благодаря своему богатству. Под руководством Тисия Сиракузского, ученика Коракса, изучал он здесь правила искусственного красноречия в связи с политическими доктринами софистов: остроумные антитезы, строгий параллелизм членов, созвучие слов и особенно конечных слогов отличали эту школу. Его политические убеждения были совершенно демократические. Когда, после поражения афинян в Сицилии, исчезло их влияние и в Фуриях, а лакедемонская партия одержала верх, Л. принужден был бежать вместе с братом Полемархом и 300 приверженцами и возвратился в Афины в 412 г. Там прежняя демократия была свергнута, а олигархическое господство 400 было непродолжительно. Следовавшая затем умеренная демократия, которой Фукидид воздает большие похвалы (8, 97), в скором времени пришла в упадок, как это обнаружилось в осуждении полководцев после битвы при Аргинусских островах. Л. с братом своим жил в это время в Афинах в качестве ???????????, имел поместье и устроил с помощью 120 рабов довольно большую фабрику щитов. В правление «тридцати» они не только лишились своего имущества, но Полемарх должен был даже без всякого суда выпить яд; Л. удалился после этого в Мегару и отсюда оказывал с помощью остатков своего состояния немало содействия восстановлению демократии. Фрасибул сделал предложение дать Л. за его заслуги право гражданства, но вследствие несоблюдения какой-то формальности предложение не имело успеха. Еще до утверждения амнистии Л. выступил в качестве обвинителя против Эратосфена, как виновника казни брата, и эта речь, в которой он раскрыл всю политическую историю последнего времени, доставила ему большую славу. Она была первою из 31 речи, дошедших до нас, и единственною, которую Л. произносил сам; обыкновенно же он писал речи только для других, как ??????????; т. к. для этой цели простая, безыскусственная манера изложения была самой подходящей, то он и развил tenue dicendi genus и считался в этом случае образцом. По плодовитости он превзошел всех логографов; ему приписывали 425 речей; в древности знали 230 речей, достоверно принадлежавших Л. Значение и заслуга его речей заключается не только в их необыкновенной ясности и отчетливости изложения, но и в превосходном выяснении характера того лица, в защиту которого речь была написана. Совсем другой тон имеет речь, составленная для зажиточного крестьянина, защищающегося против обвинения в том, будто он выдернул священную маслину, нежели веселая, юмористическая речь для калеки, который отстаивает право дальнейшего пользования общественною благотворительностью и доказывает, что он вправе устроить свою жизнь как можно приятнее. На этом основании древние особенно восхваляли в Л. — ?????????, талант обрисовывать характер, ????????? и ??????????, живость и правдивое изображение жизни. Превосходную оценку его речей находим мы у Дионисия Галикарнасского. Л. жил, вероятно, до 378 г. Изд., кроме Oratt, attici Reiske, J. Bekker, Dobson, Baiter и Sauppe, F?rtsch (1829), Franz (1881), Westermann (1854), Scheibe (2-е изд., 1855), Cobet (1863), Frohberger (3 т., 1866). Избранное Bremi (1826), Rauchenstein (7-е изд., 1876) и Frohberger (1875).
??????, занимает видное место в числе 10 афинских ораторов, хотя и не был афинским гражданином. Его отец, по имени Кефал, был богатым человеком в Сиракузах; но вследствие политического положения его родного города, а также и вследствие убеждений Перикла, с которым у него были приязненные отношения, он поселился в 447 г. в Афинах в качестве метэка; что он был человек умный и с характером, тому доказательством служат его отношения к Периклу, равно как и то обстоятельство, что Платон в своем сочинении о государстве выставляет его человеком, достойным уважения. Своим сыновьям Полемарху, Л. и Евфидему он дал превосходное образование. Л., как обыкновенно полагают, родился в Афинах в 80,2 ол. (459 г. до Р. X.). Вместе со своим старшим братом, еще не достигши 16-летнего возраста, он отправился в Фурии, город в Южной Италии, где, как кажется, и прожил 18 лет. Там он исправлял различные гражданские должности и пользовался большим уважением, благодаря своему богатству. Под руководством Тисия Сиракузского, ученика Коракса, изучал он здесь правила искусственного красноречия в связи с политическими доктринами софистов: остроумные антитезы, строгий параллелизм членов, созвучие слов и особенно конечных слогов отличали эту школу. Его политические убеждения были совершенно демократические. Когда, после поражения афинян в Сицилии, исчезло их влияние и в Фуриях, а лакедемонская партия одержала верх, Л. принужден был бежать вместе с братом Полемархом и 300 приверженцами и возвратился в Афины в 412 г. Там прежняя демократия была свергнута, а олигархическое господство 400 было непродолжительно. Следовавшая затем умеренная демократия, которой Фукидид воздает большие похвалы (8, 97), в скором времени пришла в упадок, как это обнаружилось в осуждении полководцев после битвы при Аргинусских островах. Л. с братом своим жил в это время в Афинах в качестве ???????????, имел поместье и устроил с помощью 120 рабов довольно большую фабрику щитов. В правление «тридцати» они не только лишились своего имущества, но Полемарх должен был даже без всякого суда выпить яд; Л. удалился после этого в Мегару и отсюда оказывал с помощью остатков своего состояния немало содействия восстановлению демократии. Фрасибул сделал предложение дать Л. за его заслуги право гражданства, но вследствие несоблюдения какой-то формальности предложение не имело успеха. Еще до утверждения амнистии Л. выступил в качестве обвинителя против Эратосфена, как виновника казни брата, и эта речь, в которой он раскрыл всю политическую историю последнего времени, доставила ему большую славу. Она была первою из 31 речи, дошедших до нас, и единственною, которую Л. произносил сам; обыкновенно же он писал речи только для других, как ??????????; т. к. для этой цели простая, безыскусственная манера изложения была самой подходящей, то он и развил tenue dicendi genus и считался в этом случае образцом. По плодовитости он превзошел всех логографов; ему приписывали 425 речей; в древности знали 230 речей, достоверно принадлежавших Л. Значение и заслуга его речей заключается не только в их необыкновенной ясности и отчетливости изложения, но и в превосходном выяснении характера того лица, в защиту которого речь была написана. Совсем другой тон имеет речь, составленная для зажиточного крестьянина, защищающегося против обвинения в том, будто он выдернул священную маслину, нежели веселая, юмористическая речь для калеки, который отстаивает право дальнейшего пользования общественною благотворительностью и доказывает, что он вправе устроить свою жизнь как можно приятнее. На этом основании древние особенно восхваляли в Л. — ?????????, талант обрисовывать характер, ????????? и ??????????, живость и правдивое изображение жизни. Превосходную оценку его речей находим мы у Дионисия Галикарнасского. Л. жил, вероятно, до 378 г. Изд., кроме Oratt, attici Reiske, J. Bekker, Dobson, Baiter и Sauppe, F?rtsch (1829), Franz (1881), Westermann (1854), Scheibe (2-е изд., 1855), Cobet (1863), Frohberger (3 т., 1866). Избранное Bremi (1826), Rauchenstein (7-е изд., 1876) и Frohberger (1875).